Механизм образования привычек. - Воспитание - Каталог статей - Наша Россия

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание

Механизм образования привычек.
Я здесь просто объясню механизм образования привычек.
(Это из новой редакции "Йога-Сутры)
В конце 5 афоризма Главы I сказано:
"Привычные впечатления (Saṁskāra) соответствующего класса возбуждаются только с помощью операций. Затем операции возбуждаются привычными впечатлениями" – смысл здесь заключается в следующем: закрепление навыка осуществляется двояким образом, впечатление вызывает соответствующее действие (процесс, операцию), а действие ассоциируется с закреплённым впечатлением. Так формируется привычка.

Впечатление – это непроизвольное "впечатывание" в память воспринимаемого образа, то есть статическая составляющая привычки, а операция (mental operation) – это динамический процесс, порождаемый впечатлением (то есть психическое реагирование). И при завершении этого процесса наступает фаза закрепления впечатления (запоминания) в новой "редакции" и коррекция действия (улучшение моторного навыка), и так каждый раз (с утра до вечера).
И наоборот, при воспоминании "всплывает" либо образ, либо действие, связанное с ним (личная реакция), то есть каждый активизирует другого. На уровне 2-ой сигнальной системы запоминаются знаки, символы, слова и пр., которые в свою очередь имеют корреляты в сфере сенсорной памяти.
Например, когда-то впервые Вы увидели, что другой человек сорвал цветок и понюхал его, Вы тоже взяли и понюхали. А теперь вспомните, сколько раз за свою жизнь Вы это делали? Или другой пример: каждый заядлый курильщик замечал, наверное, что через некоторый промежуток времени рука как бы сама собой тянется за сигаретой. С другой стороны, поскольку цветы бывают разные, то понимание видовых различий и обобщение по сходству признаков указывает, что впечатления при воспоминании участвуют в процессе воображения и, затем, мышления. И эта способность оперирования воспроизведёнными впечатлениями переводит последние уже в разряд представлений, которым мы стремимся тут же дать название (имя). Незнакомому объекту или неопределённому явлению трудно дать название. Но то, что получило имя (то есть зафиксировано во 2-сигнальной системе) кажется уже и понятным.
К тому же незнакомый нам предмет или явление не вызывает у нас привычной поведенческой реакции, но когда мы рассмотрели со всех сторон или потрогали этот предмет, то у нас формируется представление о том, как на него реагировать (или как им пользоваться). Многократная встреча с данным предметом вызывает привычный образ действия по отношению к нему. Хотя впоследствии это представление об объекте по мере развития опыта взаимодействия ним и его местоположения в системе мировоззрения может оказаться неправильным, что приведёт к пересмотру отношения к нему.

И весь наш жизненный опыт, и поведение разве не состоят из непрестанного коллекционирования впечатлений (сохранённых восприятий) и непроизвольного их "редактирования" в процессе мышления?
Но с другой стороны кажущееся разнообразие каждого прожитого нами дня (и жизни в целом) состоит из череды монотонно повторяющихся двух-трёх ментальных операций связанных с памятью (воспоминания, запоминания и уточнения различных представлений).
Обычно это не осознаётся потому, что мы мыслим представлениями, в которых превалируют только те стороны, которые удостоились нашего внимания (как говорят, интересны). Все другие сопутствующие детали впечатления (фон), которые мы не замечаем, вытесняются, но их последующее влияние не исчезает полностью. Таким образом, искажённые представления искажают понимание о смысле изначально воспринимаемого объекта (то есть концепт). Также работают и "привычные остатки" (residua) или "остаточные ассоциации", относящиеся к прошлым жизням (санскр. – vasana), потому что присутствуют в скрытой форме в глубинах памяти. То есть речь идёт о передающихся по наследству ассоциациях, инстинктах (если говорить на языке европейских понятий). Причём их пробуждение происходит в момент плодоношения, обусловленного аскетической практикой или в результате так называемого кармического накопления, проявляясь в "прорастании семени" новой привычки, способности и т.д.

Кроме этого, термин Saṁskāra обозначает и 16 ритуалов (прокалывание ушей, первая стрижка волос, первое бритьё, подвязывание священного шнура, свадьба, похороны и пр.), которые совершаются намеренно (а не случайно как при формировании привычек) с целью создания и закрепления определённых (социально значимых) впечатлений. Эти ритуалы (обряды, сложные церемонии) служат кроме всего прочего способами социализации.

И один из видов современного управления, каким является искусство плаката, тоже "работает" по этому принципу (образ, побуждающий к действию), а особая форма плаката – реклама служит для побуждения экономической рефлекса: купить.
А вовсе не для рекламы, например, мыла, как думают домахозяйки. Ведь задача состоит в том, чтобы обучить человека именно покупать. Неважно что и где.

И освоение любого навыка, обучение, тоже соответствует этому термину. Поэтому важно понять, что непроизвольно возникающая привычка, намеренное приобретение навыка, то есть возникновение условных рефлексов в процессе воспитания и поведение в целом не могут сформироваться без участия памяти (см., также Гл. II – 7). Ведь даже лень которая по существу является тренировкой безволия, тоже имеют свой образ пассивно-мечтательного прозябания.

Категория: Воспитание | Добавил: Михаил (14.10.2010)
Просмотров: 335
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]