Каталог статей
Главная » Статьи » Культура, философия, религия |
О. – Пифагор – материалист. П. –. Я говорю в принципе. Апостолы – люди
неученые, рыбаки. И мы, сегодняшние архиереи, священники и диаконы,
только тогда откроем миру Отца, когда явим человечеству любовь. Но вот
беда – наша интеллигенция не идет ко Христу.
О. – Так вот и надо ее притаскивать! П. – А она не хочет.
О. – Но она может захотеть, если ей это
сделать доказательно. Это – наша задача. Ибо следующий этап развития
связан с познанием иррационального, которое не даст материальных благ. П. – Конечно! О. - В этом - принципиальное отличие
предыдущего этапа развития науки и современного. Поэтому привлечь
интеллигенцию и молодежь к участи в этом новом этапе - первейшая задача!
Поэтому без науки, которая происходит из религии и имеет там корни,
человечество, в том числе та же интеллигенция и молодежь не смогут
выжить. Так что привлечение молодежи необходимо делать именно на этом
пути. П. - Да. А что стоит на этом пути? Что
мешает ступить на него? Страшная проблема, и я часто над ней думаю. Как
победить праздность? Вся нынешняя преступность в молодежной среде, среди
подростков, все эти жестокие игры, публичные бои, снимаемые на
мобильники, и оргии с ширянием иглы - от праздности. Святые Отцы
говорили, что она - мать всех пороков. Владимир Даль, определяя
праздного человека так: это - бездельник и шатун, бьющий баклуши. Такой
человек со временем становится непригодным к настоящей работе, к
совместной жизни и к духовному развитию. Праздный человек, как утверждал
святитель Тихон Задонский, живет по своей слепой воле, а поступающий
так мертв для Бога. Внешне у него может быть тысяча темных дел -
шоу-бизнес, игорные дома, притоны, обменные пункты,
финансово-пирамидальные интриги, создание лживых идеологий, срамные
грехи, наркомания, пьянство, цинизм, пофигизм и нигилизм, бесчисленные и
пошлые телеканалы и телепроекты, деструктивная деятельность девяти
десятых СМИ, ненависть к людям, выраженная в соответствующих доктринах
или действиях, развязывание войн, насильственные переделы мира,
глобальные проекты нового мирового порядка - но все это есть не что
иное, как по сути пустое времяпровождение. Далекое, глубоко враждебное
Богу, а потому совершенно бессмысленное и душепагубное. А исток его -
зуд праздности, нежелание приложить свои руки и сердце к путным и
богоугодным делам. Как же преодолеть праздность? Вспомним , что после
грехопадения первых людей Бог, провидя, что праздность рано или поздно
убьет их, постановил - «в поте лица своего будет добывать хлеб свой».
Фурье, Сен-Симон, равно как и Маркс полагали. Что человека надо
освобождать от физического труда и заменять его машиной. Тогда. мол, у
людей будет больше времени для духовного развития. Эта розовая мечта
легла в основу всех материалистических учений, в том числе и социализма с
коммунизмом. Однако она была несовместима с волей Божией в отношении
падшего человека - трудиться до изнеможения - и через это спасаться.
Коммунисты разорили деревни, создали огромные города, уничтожили
крестьянство, убили любовь к труду, сделали его казенной и ненавистной
обязаловкой. У пролетария и у горожанина отобрали природу с домом на
земле, заменив их «каменным мешком» - убогой квартирой и
производственным цехом. И как результат повсеместно возросло желание
праздности. Вспомните отсидки на работе при социализме, массовые
прогулы, инфантильное отношение к свои обязанностям, нежелание работать
на общее благо, в которое никто уже не верил. Вследствие всего этого
усилилось пьянство, подскочила преступность, упала нравственность. У
населения СССР выработалась асоциальная и духовная беспечность,
патологическая безответственность, безвольная рассеянность, появился
феномен окамененного нечувствия в осознании всей пагубности своей
ситуации. И в результате безбожное общество рухнуло. Осмысленное
существование человека на земле было всегда обусловлено его постоянным
трудом. Вроде бы тяжкое наказание за ослушание, но какое спасительное!
Как вернуть людей в состояние осмысленного труда и духовной
ответственности? Вот вопрос. Сколько времени упущено!...
О. - Для этого человек должен стать активным... П. - Но как его сделать активным?
О. - Умом, головой. П. - Только ли? Возьмите наших с вами
крестьян. Академик Игорь Шафаревич тщательно изучил Маркса, Энгельса и
Ленина. И показал, что все они - а после них уже Сталин и Хрущев -
ненавидели крестьянство как самый отсталый и непрогрессивный класс.
Понятно, почему. Потому его нельзя пролетаризировать, он весь - в
трудах. И эти труды не позволяют ему участвовать в революционном угаре. А
крестьянин был настоящим тружеником. Он спасался созидательным .трудом и
не хотел никаких революционных потрясений. От этого - и классовая к ним
ненависть со стороны коммунистов - горлопанов, обманщиков и
паразитов...
О. - В идеологии коммунизма так и было
заложено, что в его основе находится пролетариат. И из крестьян, по
существу, хотели сделать тех же пролетариев. П. - И сделали!
О. - Маркс даже с точки зрения математики
совершил ошибку. Он использовал в своих построениях так называемый метод
индукции. В чем он заключается? Раз рабы победили рабовладельцев, раз
крестьяне одолели феодалов, значит, новый класс пролетариев непременно
победит буржуев! В этом - примитивность рассуждений Маркса. А на самом
деле как работает метод индукции? Надо сделать несколько таких
построений и потом доказать, что из произвольного члена вытекает
следующий. Только тогда доказательство будет абсолютно строгим. А он
взял только первый, поэтому и вывод оказался ошибочным. Ибо ряд был не
бесконечен. И пролетариат никого не победил. П. - Кто-то хорошо сострил, что диктатура
пролетариата - это диктатура без пролетариата! Почему Ленина считают
создателем нового учения марксизма-ленинизма? Дело в том, что он
разошелся с Каутским и с Энгельсом. У тех - принцип эволюции, а у Ленина
- революция, да еще основанная на диктатуре, то есть на голом насилии.
О. - Должен заметить следующее. Почему меня
привлекло Евангелие? Оно - абсолютно строгий документ, а никакой не ряд
отдельных утверждений. Евангелие построено как учебник геометрии,
который можно доказать из первичного положения. То есть из первого
евангельского положения доказываются все последующие. Как у меня все это
произошло? Я полтора года болел, лежал в больнице. А была как раз
перестройка. И я ее все время перелопачивал в голове: что было
правильно, а что - не так. А поскольку я считал, что можно обмануть кого
угодно, кроме себя, то именно для себя я считал все до логического
конца. И пришел к некоему стройному ходу мыслей. А тут как раз принесли
Евангелие, прямо в больницу. Ну, я открыл и стал читать.. Раньше я его
никогда не читал. И - просто обалдел. Там все - один в один. Там нет
промежуточных доказательств. Две тысячи лет назад общество могло бы
такие доказательства и не понять, но сейчас их можно строго привести.
Каждое последующее утверждение следует из основной аксиомы, которая есть
Триединство. В основании мира находится Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух
Святой. П. - В 1992 году меня оперируют в больнице.
Я лежу в общей палате. И народ там подобрался очень интересный. Ну, а я
человек темпераментный - и начинаю говорить с ними о Боге, о Церкви. И
был там профессор, кажется, тоже математик. Он мне и говорит: «Вот я
несколько дней вас слушаю. И думаю - неужели вы верите в то, что
говорите?» Я отвечаю: «Обманщиком никогда не был. А вот вы у студентов
экзамены принимаете по шпаргалкам или по знанию основ?» - «Конечно, по
основам». - «Ну так вот, - отвечаю я. - Как же вы можете что-то
отрицать, когда вы и Евангелия-то наверняка не читали? Хотите почитать?
Оно у меня всегда с собой». Слушайте, что было дальше. Он неделю ее
читал, а потом поблагодарил и сказал: «Я подумаю». И уже не стал со мной
спорить. А вывод - какой? Вот вам Евангелие дали? Дали. И у вас
открылись глаза. Приведу пример из жизни нашего замечательного хирурга
Пирогова. Отец у него был вольтерьянец, интеллигент, дворянин. Мать -
тоже. И отец своего сына духовно несколько подразвратил - философией
Возрождения и Просвещения, то есть вольнодумством и атеизмом. И Пирогов
признавался, что в тот период был материалистом. Потом он окончил
Московский университет и поехал учиться в Германию. И вот, говорит он,
мне было около двадцати лет, я препарирую труп и говорю - Господа, ну
где здесь душа? Вот - сердце. Вот - мозг, печень, желудок и прочие
атрибуты. Какая уж там душа?! А мать его была очень верующей. Пирогов
вернулся к себе в имение и очень сильно заболел. И начал умирать. Тогда
мать стала читать над ним Евангелие. И молилась. Пирогова это так
потрясло, что он выздоровел, ознакомился с Писанием и стал удивительно
православным человеком. А тут как раз началась дискуссия с нашими
эволюционистами. Кто человек - от обезьяны или от Творца. И Пирогов, уже
совсем старенький, сказал: «Знаете, господа, давайте не будем спорить,
ибо если вокруг нас и дальше будет твориться такая же безнравственность,
то хвост обязательно вырастет». Так что весь вопрос - как донести
правду. Причем не факт, что все должны ее одинаково, на одном уровне
понимать.
О. - Да, должна образоваться маленькая,
сплоченная и грамотная группа, функция которой - произнести слова,
понятные массе. Иначе будет хаос. П. - Я уже двенадцать лет занимаюсь с
детьми в церковно-приходской школе. И заметил, что до 13-14 лет с ними
все нормально. Слушают, искренне интересуются. А потом - стопор,
подростковый возраст. Гормоны и все такое. И они почти полностью
отключаются. И, делая первые шаги в большой мир, впуская в сердце секс,
компьютерную развлекаловку и прочую нравственную нечистоту, охладевают к
слову Божиему. Начинается ломка. И как тут свести концы с концами?
Общество не помогает, школа не воспитывает, милиция приезжает только по
вызову, у родителей у самых сумбур в голове, шоу-бизнес подминает их под
себя, мамона, наркотик, водка и куль потребления вышибают у них мозги
окончательно. Все против них, понимаете? И только Церковь - этот зеленый
спасительный островок, оазис в бушующем мире зла. Но они пребывает
далеко от Нее. Повторяю - ничто вокруг не способствует приходу детей в
спасительную ограду Церкви. Ни нынешняя государственная идеология
синкретизма, ни семья, ни школа. Только отдельные православные
волонтеры, в сане и без сана. Но их мало. Страшное дело...
О. - Так надо создать условия, чтобы в четырнадцать лет у них не было таких соблазнов. П. - Значит надо, чтобы наше правительство захотело этого и издало закон, запрещающий развращать людей.
О. - А куда оно, правительство, денется?
Сейчас ситуация развивается таким образом, что оно либо уйдет, либо
придет другое, которое будет более правильно понимать ситуацию. А мы
должны такое понимание готовить. Нам уже много лет и, к сожалению, жить
осталось совсем чуть-чуть. Но надо приложить все усилия, чтобы нас не
прокляли потомки. П. - В конечном итоге, мы должны
соединиться с Творцом. Так? Так. Но соединиться с ним можно только по
закону тождества. Подобное - к подобному. .А что препятствует сегодня
такому соединению? Грех. Распад личности. Деградация. Как ее остановить?
О. - Забота только о себе - это, скажем так,
более простая задача. А вот применительно к большому числу людей все
будет гораздо сложней. П. - Но начать-то надо с себя. И это - отнюдь
не просто. Искусство из искусств. Добровольная болевая хирургия.
Вырезать из себя грех - это, брат, такая несокрушимая воля нужна и
поистине святая ненависть к греху! Таких людей - единицы из единиц!
О. - Я имею в виду то, что, работая с собой,
ты работаешь с одним человеком. Вот почему такой вариант проще. А
привлечь огромную массу людей - тяжелейшая задача. И тяжесть эта
усиливается прямо пропорционально их количеству. П. - В этом смысле я согласен.
О. - Задача - сложная. Она включает в себя
комплекс мер - и рациональных, и духовных. Нужен такой инструмент
воздействия, который позволит спасти максимальное число людей. Их нельзя
бросить. Пастырю нельзя бросать стадо, если ему дано свыше вести его за
собой. П. - Тут очень важен собственный пример. Суворовские победы проистекали из того, что он был человеком глубочайшей веры.
О. - Поэтому он и пассионарий. П. - Совершенно верно. И солдаты, видя его веру, преображались. Вот ключ. Собственная жертва. Осознанная и добровольная.
О. - Если человек - не пассионарий, он просто
ничего не сделает. Есть разница между французами Второй мировой войны,
который Гитлер мгновенно скрутил, и французами времен Наполеона?! П. - Да! Верно.
О. - Либо толпа баранов, либо непобедимая армия. П. - Прекрасный пример!
О. - Сегодня нет личности и нет, образно
говоря, стада. Нет единодушного народа. Сейчас такое время, что вряд ли
найдется такая сильная личность. Нужна группа пассионариев, которая
заражена одной общей идеей и ею горит. И совершенно четко понимает
ситуацию, что надо делать - как в области рациональной ( что
притягательно для многих), так и в области духовной. П. - Верно.
О. - Именно поэтому я и ищу, как ученый, с вами контакта. П. - Мы забыли упомянуть здесь, что именно Церковь является лечебницей народа.
О. - Я же говорил о группе. И зародыш, семя
этой группы - там. Я очень хочу встретиться с новым Предстоятелем
Русской православной церкви, чтобы объяснить рассказать ему о наличии
тех рациональных путей, которые ведут в иррациональную область. В
математике они уже очень давно и хорошо известны. В математике любое
иррациональное понятие определяется через рациональные процедуры. И для
молодых людей, которые зачастую имеют чисто рациональное мышление, это
будет наиболее оптимальный и продуктивный способ вхождения в области
иррациональную, духовную. На эту тему я уже написал книгу и передал
покойному Патриарху Алексию. Имею от него благодарность. Мне кажется,
что ответ мне готовил тогдашний митрополит Кирилл. Потому что он знает
физику и математику. По своей первой специальности. П. - Вот как!
О. - Ну конечно! Во всяком случае, у меня
такое подозрение, что читал мою книжку именно он.. Так вот - ее общий
тезис заключается в том, что сердце рационального человека, не
довольствующегося разговорами о том, что он должен быть чист и так
далее, находит путь в иррациональное через математику. Например, понятие
рационального числа Дедекинд и Кант вводят через иррациональные
процедуры. П..- Тогда скажите, пожалуйста, каким же
образом апостолы, не зная ни математики, ни философии (Петр и Иаков -
простые рыбаки), сумели победить не только всю вселенную, но и создать
богословскую школу, которая процвела такими духовными гигантами, как
Святые Отцы?!
О. - Некоторое время назад вы сами на это
вопрос и ответили. Люди делятся на три категории. Апостолы были
духовными личностями, которым ничего не надо было доказывать. В них
присутствовала полнота веры. Тем не менее, людей такого уровня даже из
числа их последователей было сравнительно мало. А потому наступило
время, когда люди-рационалисты декларировали сея христианами, лишь
прикрываясь верой. Особенно на Западе, где эта вера быстро начала
вырождаться, ибо была воспринята большей частью внешне, юридически, с
точки зрения выгоды. Император - православный? И я приму православие! В
общем, если бы люди были идеальны, никакого рацио не потребовалось. Они
были бы, как первый Адам. Но они совратились, так как занялись
рациональными вещами и понимают теперь только их Поэтому и нужно
придумать рациональные пути, которые приведут их в мир духовный. Для
подавляющего большинства - это единственный путь. И я здесь не
исключение. Я окончил физтех, работал в космической области, потом - в
ядерной физике. И пришел я в духовность с помощью рационального
познания. П. - А то, что вы открыла в больнице Евангелии - не это ли явилось причиной веры?
О. - Не совсем так. К выводу о существовании
Разума я пришел через собственный путь рационального познания. А когда я
открыл Евангелие, то увидел, что там написано то же самое! П. - Великолепно! Только не отождествляйте Христа с эволюционным развитием человечества!
О. - Ни в коем случае! Я этого не говорил.
Христос - Абсолют хотя бы даже потому, что две тысячи лет назад Он
создал такое учение, которое может быть познано только в результате
развития всего человечества. Лишь через приобретенные в длительном
процессе огромные знания можно понять, что именно там, в Евангелии,
написано. Так что просто человек такой текст написать бы не мог. П. - Я не о том. В течение всей истории
христианства имеются колоссальные свидетельства святости очень простых
людей, очень неграмотных.
О. - Это зависит от того, что преобладает в
человеке. Он может быть изначально пассионарий, в потенции сильная
духовная личность. Вот отсюда и святость. Но все-таки таких людей мало.
Но задача таких пассионариев - спасти максимальное количество людей, в
том числе и молодежь, которая живо откликается на пассионаризм. А ей в
массе своей доступны только рациональные процедур. П. - Для меня абсолютная истина заключается в том, что вера есть драгоценнейший дар Божий.
О. - У меня в книжке знаете что написано?
Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом,
исходящим из уст Божиих». То есть у нас, как у людей, есть две зада чи.
Первая - выжить. Это - рациональная процедура. И вторая задача - верить.
Человека от всего остального материального мира отличает разумная вера.
Таким образом, в нашем основании человека лежат две вещи - выживание -
чтобы жить и развиваться, и вера, которая есть основное условие
развития. П. - А свобода разве не лежит в основании человека?
О. - Свобода - понятие производное. И мало кто даст ему определение. П. - Отчего же так? Готов его дать.
О. -И что же это такое? П. -Свобода - в Боге, во Христе.
О. - Это правильно. П. - Свобода - в отсечении грехов. Когда уже вы командуете всем, и ничто - вами.
О. - Да, я всегда говорю, что истинно свободен только раб Божий. Тот, кто абсолютно следует учению Христа. П. - Помните беседу Христа с фарисеями? Они
говорят Ему - почему Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом? И Он
отвечает им замечательными словами ветхозаветного псалма: «Разве вы не
читали, что вы - боги?» То есть, боги в потенции, в заданности.
О. - Именно в потенции. Всякий человек подобен
Богу, ибо он - разумен. И он может увеличить свой потенциал только в
том случае, если будет жить правильно. П. - Тогда он совершит о себе замысел Божий. А вера есть драгоценнейший дар Божий.
О. - Я и говорю, что единственное отличие
человека от других созданий - вера. Выжить-то могут почти все, а вот
веровать - только люди. Поэтому у Христа и сказано о приоритете слова, а
не хлеба. Это абсолютно точная теза. Возвращаясь к теме материи, должно
сделать заключение, что материализм сокрушил духовные начала общества
тем, что внес туда огромные соблазны - наслаждения, удовольствия,
расслабления. Теперь же материальный мир достиг точки излома.
Человечество больше неспособно развиваться по схеме материального
нарастания. Земные резервы исчерпываются. Так что нужны сильные духом
люди, которые бы привели общество к иррациональным началам силой
собственного примера.. И - использовать рациональные понятия для прихода
в сферу иррациональную. Вы сами сказали, что молодежь, пока чиста,
слышит Бога. Но потом появляются соблазны - и привет! Им нужны веские
альтернативы. П. - Во всяком случае, не менее веские, чем
сами соблазны. Вот для этого-то и нужен пример. Нужно горение в вере. И
все-таки, как вы полагаете объяснить молодежи их заблуждения
рациональным способом?
О. - Надо объяснить, к чему объективно
приведет мир нынешний гедонический и потребительский образ жизни, если
он продолжится хотя бы еще пару десятков лет.. Все закончится
мучительным коллапсом и полным цивилизационным крахом. Нужно
задействовать в молодежи инстинкт самосохранения. Объяснить ей также,
что в каждом человеке есть иррациональная сущность, которая остается
даже после прекращения нашего материального бытия. И что ее судьба
напрямую зависит от того, как мы проживем данное нам Богом время на
земле. И так далее. Меня в этом году приглашали на беседу в один
молодежный лагерь. Ребята там были разных возрастов - от девяти до
семнадцати лет включительно. Общая картина была такова - подавляющая
часть массы осталась глуха. Но небольшая группа в меня буквально
впилась. После лекции мы сидели с ними еще часа три-четыре. Так что
всегда найдутся люди, которые воспримут твои слова как положено. Надо
только их вовремя поддержать. Они-то и станут закваской. И этой активной
группе надо понять замысел Божий о человеке. П. - Замысел у Бога один - спасти человека.
О. - Вот ради этого спасения и нужно создавать
рациональные процедуры для большинства людей. А разработка правильной
процедуры - приоритет науки, основанной на вере. П. - Наш диалог можно закончить словами
апостола Павла. В послании к Тимофею он говорит о великой тайне Божиего
домостроительства: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал
Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во
славе». Как донести это откровение людям, чтобы они всё адекватно
поняли? Через приближение их к Церкви. Ибо только Она «есть столп и
утверждение Истины». А Истина - во Христе. Он есть Путь, Истина и Жизнь.
И живущий по заповедям святого Евангелия выполняет замысел Божий самым
непосредственным образом. Созиданием в себе личности во Христе,
собственным примером. А это и есть главная задача тех пассионарных
групп, о которых вы говорите.
О. - Да, Церковь есть то Семя, из которого рождается новое человечество.
Н.П. Попович, И.Н. Острецов, Наука должна быть религиозной // «Академия Тринитаризма», М., | |
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (16.10.2012) | |
Просмотров: 299 |
Всего комментариев: 0 | |