Каталог статей

Главная » Статьи » Культура, философия, религия

Н.П. Попович, И.Н. Острецов Наука должна быть религиозной часть 2 Н.П. Попович,

О. – Пифагор – материалист.

П. –. Я говорю в принципе. Апостолы – люди неученые, рыбаки. И мы, сегодняшние архиереи, священники и диаконы, только тогда откроем миру Отца, когда явим человечеству любовь. Но вот беда – наша интеллигенция не идет ко Христу.


О. – Так вот и надо ее притаскивать!

П. – А она не хочет.


О. – Но она может захотеть, если ей это сделать доказательно. Это – наша задача. Ибо следующий этап развития связан с познанием иррационального, которое не даст материальных благ.

П. – Конечно!

 

О. - В этом - принципиальное отличие предыдущего этапа развития науки и современного. Поэтому привлечь интеллигенцию и молодежь к участи в этом новом этапе - первейшая задача! Поэтому без науки, которая происходит из религии и имеет там корни, человечество, в том числе та же интеллигенция и молодежь не смогут выжить. Так что привлечение молодежи необходимо делать именно на этом пути.

П. - Да. А что стоит на этом пути? Что мешает ступить на него? Страшная проблема, и я часто над ней думаю. Как победить праздность? Вся нынешняя преступность в молодежной среде, среди подростков, все эти жестокие игры, публичные бои, снимаемые на мобильники, и оргии с ширянием иглы - от праздности. Святые Отцы говорили, что она - мать всех пороков. Владимир Даль, определяя праздного человека так: это - бездельник и шатун, бьющий баклуши. Такой человек со временем становится непригодным к настоящей работе, к совместной жизни и к духовному развитию. Праздный человек, как утверждал святитель Тихон Задонский, живет по своей слепой воле, а поступающий так мертв для Бога. Внешне у него может быть тысяча темных дел - шоу-бизнес, игорные дома, притоны, обменные пункты, финансово-пирамидальные интриги, создание лживых идеологий, срамные грехи, наркомания, пьянство, цинизм, пофигизм и нигилизм, бесчисленные и пошлые телеканалы и телепроекты, деструктивная деятельность девяти десятых СМИ, ненависть к людям, выраженная в соответствующих доктринах или действиях, развязывание войн, насильственные переделы мира, глобальные проекты нового мирового порядка - но все это есть не что иное, как по сути пустое времяпровождение. Далекое, глубоко враждебное Богу, а потому совершенно бессмысленное и душепагубное. А исток его - зуд праздности, нежелание приложить свои руки и сердце к путным и богоугодным делам. Как же преодолеть праздность? Вспомним , что после грехопадения первых людей Бог, провидя, что праздность рано или поздно убьет их, постановил - «в поте лица своего будет добывать хлеб свой». Фурье, Сен-Симон, равно как и Маркс полагали. Что человека надо освобождать от физического труда и заменять его машиной. Тогда. мол, у людей будет больше времени для духовного развития. Эта розовая мечта легла в основу всех материалистических учений, в том числе и социализма с коммунизмом. Однако она была несовместима с волей Божией в отношении падшего человека - трудиться до изнеможения - и через это спасаться. Коммунисты разорили деревни, создали огромные города, уничтожили крестьянство, убили любовь к труду, сделали его казенной и ненавистной обязаловкой. У пролетария и у горожанина отобрали природу с домом на земле, заменив их «каменным мешком» - убогой квартирой и производственным цехом. И как результат повсеместно возросло желание праздности. Вспомните отсидки на работе при социализме, массовые прогулы, инфантильное отношение к свои обязанностям, нежелание работать на общее благо, в которое никто уже не верил. Вследствие всего этого усилилось пьянство, подскочила преступность, упала нравственность. У населения СССР выработалась асоциальная и духовная беспечность, патологическая безответственность, безвольная рассеянность, появился феномен окамененного нечувствия в осознании всей пагубности своей ситуации. И в результате безбожное общество рухнуло. Осмысленное существование человека на земле было всегда обусловлено его постоянным трудом. Вроде бы тяжкое наказание за ослушание, но какое спасительное! Как вернуть людей в состояние осмысленного труда и духовной ответственности? Вот вопрос. Сколько времени упущено!...


О. - Для этого человек должен стать активным...

П. - Но как его сделать активным?


О. - Умом, головой.

П. - Только ли? Возьмите наших с вами крестьян. Академик Игорь Шафаревич тщательно изучил Маркса, Энгельса и Ленина. И показал, что все они - а после них уже Сталин и Хрущев - ненавидели крестьянство как самый отсталый и непрогрессивный класс. Понятно, почему. Потому его нельзя пролетаризировать, он весь - в трудах. И эти труды не позволяют ему участвовать в революционном угаре. А крестьянин был настоящим тружеником. Он спасался созидательным .трудом и не хотел никаких революционных потрясений. От этого - и классовая к ним ненависть со стороны коммунистов - горлопанов, обманщиков и паразитов...


О. - В идеологии коммунизма так и было заложено, что в его основе находится пролетариат. И из крестьян, по существу, хотели сделать тех же пролетариев.

П. - И сделали!


О. - Маркс даже с точки зрения математики совершил ошибку. Он использовал в своих построениях так называемый метод индукции. В чем он заключается? Раз рабы победили рабовладельцев, раз крестьяне одолели феодалов, значит, новый класс пролетариев непременно победит буржуев! В этом - примитивность рассуждений Маркса. А на самом деле как работает метод индукции? Надо сделать несколько таких построений и потом доказать, что из произвольного члена вытекает следующий. Только тогда доказательство будет абсолютно строгим. А он взял только первый, поэтому и вывод оказался ошибочным. Ибо ряд был не бесконечен. И пролетариат никого не победил.

П. - Кто-то хорошо сострил, что диктатура пролетариата - это диктатура без пролетариата! Почему Ленина считают создателем нового учения марксизма-ленинизма? Дело в том, что он разошелся с Каутским и с Энгельсом. У тех - принцип эволюции, а у Ленина - революция, да еще основанная на диктатуре, то есть на голом насилии.


О. - Должен заметить следующее. Почему меня привлекло Евангелие? Оно - абсолютно строгий документ, а никакой не ряд отдельных утверждений. Евангелие построено как учебник геометрии, который можно доказать из первичного положения. То есть из первого евангельского положения доказываются все последующие. Как у меня все это произошло? Я полтора года болел, лежал в больнице. А была как раз перестройка. И я ее все время перелопачивал в голове: что было правильно, а что - не так. А поскольку я считал, что можно обмануть кого угодно, кроме себя, то именно для себя я считал все до логического конца. И пришел к некоему стройному ходу мыслей. А тут как раз принесли Евангелие, прямо в больницу. Ну, я открыл и стал читать.. Раньше я его никогда не читал. И - просто обалдел. Там все - один в один. Там нет промежуточных доказательств. Две тысячи лет назад общество могло бы такие доказательства и не понять, но сейчас их можно строго привести. Каждое последующее утверждение следует из основной аксиомы, которая есть Триединство. В основании мира находится Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

П. - В 1992 году меня оперируют в больнице. Я лежу в общей палате. И народ там подобрался очень интересный. Ну, а я человек темпераментный - и начинаю говорить с ними о Боге, о Церкви. И был там профессор, кажется, тоже математик. Он мне и говорит: «Вот я несколько дней вас слушаю. И думаю - неужели вы верите в то, что говорите?» Я отвечаю: «Обманщиком никогда не был. А вот вы у студентов экзамены принимаете по шпаргалкам или по знанию основ?» - «Конечно, по основам». - «Ну так вот, - отвечаю я. - Как же вы можете что-то отрицать, когда вы и Евангелия-то наверняка не читали? Хотите почитать? Оно у меня всегда с собой». Слушайте, что было дальше. Он неделю ее читал, а потом поблагодарил и сказал: «Я подумаю». И уже не стал со мной спорить. А вывод - какой? Вот вам Евангелие дали? Дали. И у вас открылись глаза. Приведу пример из жизни нашего замечательного хирурга Пирогова. Отец у него был вольтерьянец, интеллигент, дворянин. Мать - тоже. И отец своего сына духовно несколько подразвратил - философией Возрождения и Просвещения, то есть вольнодумством и атеизмом. И Пирогов признавался, что в тот период был материалистом. Потом он окончил Московский университет и поехал учиться в Германию. И вот, говорит он, мне было около двадцати лет, я препарирую труп и говорю - Господа, ну где здесь душа? Вот - сердце. Вот - мозг, печень, желудок и прочие атрибуты. Какая уж там душа?! А мать его была очень верующей. Пирогов вернулся к себе в имение и очень сильно заболел. И начал умирать. Тогда мать стала читать над ним Евангелие. И молилась. Пирогова это так потрясло, что он выздоровел, ознакомился с Писанием и стал удивительно православным человеком. А тут как раз началась дискуссия с нашими эволюционистами. Кто человек - от обезьяны или от Творца. И Пирогов, уже совсем старенький, сказал: «Знаете, господа, давайте не будем спорить, ибо если вокруг нас и дальше будет твориться такая же безнравственность, то хвост обязательно вырастет». Так что весь вопрос - как донести правду. Причем не факт, что все должны ее одинаково, на одном уровне понимать.


О. - Да, должна образоваться маленькая, сплоченная и грамотная группа, функция которой - произнести слова, понятные массе. Иначе будет хаос.

П. - Я уже двенадцать лет занимаюсь с детьми в церковно-приходской школе. И заметил, что до 13-14 лет с ними все нормально. Слушают, искренне интересуются. А потом - стопор, подростковый возраст. Гормоны и все такое. И они почти полностью отключаются. И, делая первые шаги в большой мир, впуская в сердце секс, компьютерную развлекаловку и прочую нравственную нечистоту, охладевают к слову Божиему. Начинается ломка. И как тут свести концы с концами? Общество не помогает, школа не воспитывает, милиция приезжает только по вызову, у родителей у самых сумбур в голове, шоу-бизнес подминает их под себя, мамона, наркотик, водка и куль потребления вышибают у них мозги окончательно. Все против них, понимаете? И только Церковь - этот зеленый спасительный островок, оазис в бушующем мире зла. Но они пребывает далеко от Нее. Повторяю - ничто вокруг не способствует приходу детей в спасительную ограду Церкви. Ни нынешняя государственная идеология синкретизма, ни семья, ни школа. Только отдельные православные волонтеры, в сане и без сана. Но их мало. Страшное дело...


О. - Так надо создать условия, чтобы в четырнадцать лет у них не было таких соблазнов.

П. - Значит надо, чтобы наше правительство захотело этого и издало закон, запрещающий развращать людей.


О. - А куда оно, правительство, денется? Сейчас ситуация развивается таким образом, что оно либо уйдет, либо придет другое, которое будет более правильно понимать ситуацию. А мы должны такое понимание готовить. Нам уже много лет и, к сожалению, жить осталось совсем чуть-чуть. Но надо приложить все усилия, чтобы нас не прокляли потомки.

П. - В конечном итоге, мы должны соединиться с Творцом. Так? Так. Но соединиться с ним можно только по закону тождества. Подобное - к подобному. .А что препятствует сегодня такому соединению? Грех. Распад личности. Деградация. Как ее остановить?


 О. - Забота только о себе - это, скажем так, более простая задача. А вот применительно к большому числу людей все будет гораздо сложней.

 П. - Но начать-то надо с себя. И это - отнюдь не просто. Искусство из искусств. Добровольная болевая хирургия. Вырезать из себя грех - это, брат, такая несокрушимая воля нужна и поистине святая ненависть к греху! Таких людей - единицы из единиц!


 О. - Я имею в виду то, что, работая с собой, ты работаешь с одним человеком. Вот почему такой вариант проще. А привлечь огромную массу людей - тяжелейшая задача. И тяжесть эта усиливается прямо пропорционально их количеству.

 П. - В этом смысле я согласен.


 О. - Задача - сложная. Она включает в себя комплекс мер - и рациональных, и духовных. Нужен такой инструмент воздействия, который позволит спасти максимальное число людей. Их нельзя бросить. Пастырю нельзя бросать стадо, если ему дано свыше вести его за собой.

 П. - Тут очень важен собственный пример. Суворовские победы проистекали из того, что он был человеком глубочайшей веры.


 О. - Поэтому он и пассионарий.

 П. - Совершенно верно. И солдаты, видя его веру, преображались. Вот ключ. Собственная жертва. Осознанная и добровольная.


 О. - Если человек - не пассионарий, он просто ничего не сделает. Есть разница между французами Второй мировой войны, который Гитлер мгновенно скрутил, и французами времен Наполеона?!

 П. - Да! Верно.


 О. - Либо толпа баранов, либо непобедимая армия.

 П. - Прекрасный пример!


 О. - Сегодня нет личности и нет, образно говоря, стада. Нет единодушного народа. Сейчас такое время, что вряд ли найдется такая сильная личность. Нужна группа пассионариев, которая заражена одной общей идеей и ею горит. И совершенно четко понимает ситуацию, что надо делать - как в области рациональной ( что притягательно для многих), так и в области духовной.

 П. - Верно.


 О. - Именно поэтому я и ищу, как ученый, с вами контакта.

 П. - Мы забыли упомянуть здесь, что именно Церковь является лечебницей народа.


 О. - Я же говорил о группе. И зародыш, семя этой группы - там. Я очень хочу встретиться с новым Предстоятелем Русской православной церкви, чтобы объяснить рассказать ему о наличии тех рациональных путей, которые ведут в иррациональную область. В математике они уже очень давно и хорошо известны. В математике любое иррациональное понятие определяется через рациональные процедуры. И для молодых людей, которые зачастую имеют чисто рациональное мышление, это будет наиболее оптимальный и продуктивный способ вхождения в области иррациональную, духовную. На эту тему я уже написал книгу и передал покойному Патриарху Алексию. Имею от него благодарность. Мне кажется, что ответ мне готовил тогдашний митрополит Кирилл. Потому что он знает физику и математику. По своей первой специальности.

 П. - Вот как!


 О. - Ну конечно! Во всяком случае, у меня такое подозрение, что читал мою книжку именно он.. Так вот - ее общий тезис заключается в том, что сердце рационального человека, не довольствующегося разговорами о том, что он должен быть чист и так далее, находит путь в иррациональное через математику. Например, понятие рационального числа Дедекинд и Кант вводят через иррациональные процедуры.

 П..- Тогда скажите, пожалуйста, каким же образом апостолы, не зная ни математики, ни философии (Петр и Иаков - простые рыбаки), сумели победить не только всю вселенную, но и создать богословскую школу, которая процвела такими духовными гигантами, как Святые Отцы?!


 О. - Некоторое время назад вы сами на это вопрос и ответили. Люди делятся на три категории. Апостолы были духовными личностями, которым ничего не надо было доказывать. В них присутствовала полнота веры. Тем не менее, людей такого уровня даже из числа их последователей было сравнительно мало. А потому наступило время, когда люди-рационалисты декларировали сея христианами, лишь прикрываясь верой. Особенно на Западе, где эта вера быстро начала вырождаться, ибо была воспринята большей частью внешне, юридически, с точки зрения выгоды. Император - православный? И я приму православие! В общем, если бы люди были идеальны, никакого рацио не потребовалось. Они были бы, как первый Адам. Но они совратились, так как занялись рациональными вещами и понимают теперь только их Поэтому и нужно придумать рациональные пути, которые приведут их в мир духовный. Для подавляющего большинства - это единственный путь. И я здесь не исключение. Я окончил физтех, работал в космической области, потом - в ядерной физике. И пришел я в духовность с помощью рационального познания.

 П. - А то, что вы открыла в больнице Евангелии - не это ли явилось причиной веры?


 О. - Не совсем так. К выводу о существовании Разума я пришел через собственный путь рационального познания. А когда я открыл Евангелие, то увидел, что там написано то же самое!

 П. - Великолепно! Только не отождествляйте Христа с эволюционным развитием человечества!


 О. - Ни в коем случае! Я этого не говорил. Христос - Абсолют хотя бы даже потому, что две тысячи лет назад Он создал такое учение, которое может быть познано только в результате развития всего человечества. Лишь через приобретенные в длительном процессе огромные знания можно понять, что именно там, в Евангелии, написано. Так что просто человек такой текст написать бы не мог.

П. - Я не о том. В течение всей истории христианства имеются колоссальные свидетельства святости очень простых людей, очень неграмотных.


 О. - Это зависит от того, что преобладает в человеке. Он может быть изначально пассионарий, в потенции сильная духовная личность. Вот отсюда и святость. Но все-таки таких людей мало. Но задача таких пассионариев - спасти максимальное количество людей, в том числе и молодежь, которая живо откликается на пассионаризм. А ей в массе своей доступны только рациональные процедур.

 П. - Для меня абсолютная истина заключается в том, что вера есть драгоценнейший дар Божий.


 О. - У меня в книжке знаете что написано? Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». То есть у нас, как у людей, есть две зада чи. Первая - выжить. Это - рациональная процедура. И вторая задача - верить. Человека от всего остального материального мира отличает разумная вера. Таким образом, в нашем основании человека лежат две вещи - выживание - чтобы жить и развиваться, и вера, которая есть основное условие развития.

 П. - А свобода разве не лежит в основании человека?


 О. - Свобода - понятие производное. И мало кто даст ему определение.

 П. - Отчего же так? Готов его дать.


 О. -И что же это такое?

 П. -Свобода - в Боге, во Христе.


 О. - Это правильно.

 П. - Свобода - в отсечении грехов. Когда уже вы командуете всем, и ничто - вами.


 О. - Да, я всегда говорю, что истинно свободен только раб Божий. Тот, кто абсолютно следует учению Христа.

 П. - Помните беседу Христа с фарисеями? Они говорят Ему - почему Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом? И Он отвечает им замечательными словами ветхозаветного псалма: «Разве вы не читали, что вы - боги?» То есть, боги в потенции, в заданности.


 О. - Именно в потенции. Всякий человек подобен Богу, ибо он - разумен. И он может увеличить свой потенциал только в том случае, если будет жить правильно.

 П. - Тогда он совершит о себе замысел Божий. А вера есть драгоценнейший дар Божий.


 О. - Я и говорю, что единственное отличие человека от других созданий - вера. Выжить-то могут почти все, а вот веровать - только люди. Поэтому у Христа и сказано о приоритете слова, а не хлеба. Это абсолютно точная теза. Возвращаясь к теме материи, должно сделать заключение, что материализм сокрушил духовные начала общества тем, что внес туда огромные соблазны - наслаждения, удовольствия, расслабления. Теперь же материальный мир достиг точки излома. Человечество больше неспособно развиваться по схеме материального нарастания. Земные резервы исчерпываются. Так что нужны сильные духом люди, которые бы привели общество к иррациональным началам силой собственного примера.. И - использовать рациональные понятия для прихода в сферу иррациональную. Вы сами сказали, что молодежь, пока чиста, слышит Бога. Но потом появляются соблазны - и привет! Им нужны веские альтернативы.

 П. - Во всяком случае, не менее веские, чем сами соблазны. Вот для этого-то и нужен пример. Нужно горение в вере. И все-таки, как вы полагаете объяснить молодежи их заблуждения рациональным способом?


 О. - Надо объяснить, к чему объективно приведет мир нынешний гедонический и потребительский образ жизни, если он продолжится хотя бы еще пару десятков лет.. Все закончится мучительным коллапсом и полным цивилизационным крахом. Нужно задействовать в молодежи инстинкт самосохранения. Объяснить ей также, что в каждом человеке есть иррациональная сущность, которая остается даже после прекращения нашего материального бытия. И что ее судьба напрямую зависит от того, как мы проживем данное нам Богом время на земле. И так далее. Меня в этом году приглашали на беседу в один молодежный лагерь. Ребята там были разных возрастов - от девяти до семнадцати лет включительно. Общая картина была такова - подавляющая часть массы осталась глуха. Но небольшая группа в меня буквально впилась. После лекции мы сидели с ними еще часа три-четыре. Так что всегда найдутся люди, которые воспримут твои слова как положено. Надо только их вовремя поддержать. Они-то и станут закваской. И этой активной группе надо понять замысел Божий о человеке.

 П. - Замысел у Бога один - спасти человека.


 О. - Вот ради этого спасения и нужно создавать рациональные процедуры для большинства людей. А разработка правильной процедуры - приоритет науки, основанной на вере.

 П. - Наш диалог можно закончить словами апостола Павла. В послании к Тимофею он говорит о великой тайне Божиего домостроительства: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Как донести это откровение людям, чтобы они всё адекватно поняли? Через приближение их к Церкви. Ибо только Она «есть столп и утверждение Истины». А Истина - во Христе. Он есть Путь, Истина и Жизнь. И живущий по заповедям святого Евангелия выполняет замысел Божий самым непосредственным образом. Созиданием в себе личности во Христе, собственным примером. А это и есть главная задача тех пассионарных групп, о которых вы говорите.


 О. - Да, Церковь есть то Семя, из которого рождается новое человечество.


Переправа



Н.П. Попович, И.Н. Острецов, Наука должна быть религиозной // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17232, 19.01.2012

[Обсуждение на форуме «Публицистика»]
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (16.10.2012)
Просмотров: 299
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]