Каталог статей

Главная » Статьи » История

Ассоциация православных экспертов: "Третий Рим". Суверенная модернизация. Доклад ч.1

Введение. Идеологический кризис российского "охранительства"

Различные формы "государственничества" стали в 2000-х годах лидирующими идеологическими темами фактически существующей идеологии российской власти. Возвращение престижа государства, ставшее возможным в результате политики президента Владимира Путина, и, как следствие, возвращение патриотической политической мысли в ведущие СМИ и на экраны телевизоров, воодушевило многих людей. После идеологического господства лиц с компрадорским мышлением, выступавших против национальных интересов России и не считавших ее геополитическую субъектность ценностью, такой возврат "государственничества" казался грандиозным прорывом. И, надо отметить, тогдашнее неогосударственичество выполнило свою историческую функцию - суверенитет и целостность России были спасены, смута преодолена. Однако теперь, по прошествии весьма незначительного времени, мы наблюдаем серьёзный идеологический кризис патриотического "охранительства". В чем же дело?

Дело в том, что несмотря на длительную и активную работу "мозговых центров" и СМИ, обеспечивавших повышение престижа государства и государственной власти в 2000-е годы, никто так и не попытался дать ответ на простой вопрос - какова миссия России как государства и уникальной общности народов? Большинству идеологов и пропагандистов "охранительного направления" казалось, что этот вопрос "очевиден сам по себе" и не требует дополнительного разъяснения. Более вдумчивые из них пытались подвести под государство как таковое универсальные онтологические обоснования: по их мнению, государство священно уже само по себе. Такие охранители приводят в качестве аргумента слова ап. Павла о необходимости подчиняться властям языческого в то время Рима (Рим. 13:1-6).

Однако такая позиция (вытекающая из неверной трактовки Священного Писания, которое говорит не о любой власти, а о поддержке института государства как силы, удерживающей зло) приводит к защите не только государственной политики (миссия и целеполагание которой не разъясняются, а политика которых просто принимается как изначально правильная в любых случаях), но и всего государственного аппарата с присущими ему проблемами (такими, как коррупция и неэффективность). Рассуждения "о добром царе и злых боярах" не спасают ситуацию. В результате призывы полюбить государство Российское только потому, что оно - наше и только потому, что оно - государство, не достигают успеха. Такое положение вещей приводит к неизбежному идеологическому кризису и постепенной утрате доверия к патриотическому охранительству - сначала в среде интеллигенции и политической элиты, а затем и у населения в целом. Исходя из вышесказанного - это не удивительно, особенно когда призывают охранять не базовые ценности, а все подряд, в том числе самые негативные стороны действительности.

При этом в качестве альтернативы охранительству в идеологическом поле навязываются различные экстремистские идеологии - в первую очередь, радикальный либерализм. В результате, число людей, разочаровавшихся в "государственнической" идеологии и даже в России в целом, начинает возрастать, ультралиберальная антигосударственная оппозиция набирает политические очки, а в обществе может накопиться крайне опасный скепсис по отношению к деятельности российской власти. Также становится очевидным, что ресурс стабилизирующей аполитизации населения близок к исчерпанию. Интерес прежде деполитизированного "среднего класса", пострадавшего в результате экономического кризиса, вновь обращается к политике: и его уже готовы принять в свои объятия экстремисты всех мастей, с легкостью демонстрирующие ему образ врага и источника всех проблем в виде российской власти.

Несмотря на все эти вызовы, в настоящее время на повестке дня стоит не только задача сохранения государства, но и его технологический прорыв и возвращение в клуб Держав, имеющих решающий голос в мире - это одна из ключевых целей национальной модернизации, провозглашенной Президентом Д. Медведевым. Собственно, такой прорыв и является условием сохранения суверенитета России и достижения достойного уровня жизни всех ее граждан. В ходе национальной модернизации должна выкристаллизоваться такая национальная элита, которая, учтя все уроки русских катастроф, будет, насколько это возможно в человеческих силах, прогнозировать и упреждать события. Поговорка "пока гром не грянет, мужик не перекрестится" - горькая ирония, а не образец для подражания. Нужно упреждать политические, экономические и социальные проблемы. Огромная ответственность по профилактике социальных болезней лежит на Церкви. Она должна не только реагировать на вызовы современного мира, но и упреждать их своим пастырским словом, миссионерским деланием и всей силой своей богодухновенной мысли.

Такое понимание модернизационного рывка, "русского экономического чуда", исключает попытки представить модернизационный процесс в качестве демонтажа геополитических национальных интересов России, исключает идеологию отказа от них. Ведь некоторые политологи ультралиберального направления, злоупотребляющие высоким статусом своих учреждений и вниманием ведущих СМИ, предложили полностью аннулировать результаты внутриполитических реформ 2000-х годов. Они предлагают вернуть выборность губернаторов, провести фактическую экономическую конфедерализацию РФ, раздробить правящую партию, а также радикально ослабить спецслужбы и правоохранительные органы. С этих же трибун раздаются предложения о вступлении России в НАТО на правах младшего партнера и даже заявления о принципиальной неспособности народа России к модернизации и первобытном уровне его социальной организации.

Ультралиберальные пропагандисты проводят линию на занижение национальных задач, фактического отказа от них, играют на измельчение политики, придавая несуществующее ценностное содержание внутриэлитным конфликтам. Между тем, необходимой представляется значительная ротация элит, рекрутизация "молодой крови", которая должна происходить и по принципу профессиональной пригодности в современном информационно-технологическом обществе, и по принципу ценностной ориентации. В результате деятельности этих политологов лозунги маргинальной антигосударственной оппозиции приобретают "респектабельный" формат, который, к сожалению, только подчеркивается слабостью "охранительского" политического крыла.

Также следует отметить, что и сам термин "охранительство" требует сущностного уточнения. На наш взгляд, охранять и консервировать необходимо только базисные, фундаментальные основы Российской государственности, такие как суверенитет, геополитическая субъектность, безальтернативность духовного выбора русских, сделанного в 988 году, единство и неделимость России, права и свободы ее граждан. А вот "надстроечные" структуры - экономика и конкретные административные структуры - должны изменяться настолько быстро и радикально, насколько этого требуют стоящие перед страной стратегические задачи.

Идеологический кризис ставит на повестку дня ключевой вопрос - сущность духовной и политической миссии Российского государства. Нежелание формулировать внятный ответ на этот вопрос неизбежно приведет к кризису как лояльные медийные и публично политические институты, так и саму власть. Таким образом, четкое определение миссии России в мире и ценностных основ её государственности становится вопросом государственной безопасности страны и её сохранения на политической карте мира.

В России неоднократно предпринимались попытки "лабораторного" создания проектов новой национальной идеологии, но ни один из них пока не увенчался успехом. Типичные недостатки таких проектов - эклектичность, оторванность от реальности или, напротив, идеологическая зашоренность, граничащая с пропагандой тоталитаризма - делали их практическую реализацию невозможной. Слабость "проектировщиков" является главной причиной высокой популярности радикальных, абсурдных и даже анонимных (например, "Проект "Россия") текстов, предлагающих сомнительные политические панацеи для легковерных читателей. Создавшаяся ситуация требует активизировать работу по формулированию консенсусной идеологии и базовых ценностей российской государственности и российского общества. Ассоциация православных экспертов ставит своей задачей заменить идеологические "разброд и шатание" продуктивной дискуссией и предлагает к обсуждению собственные идеи о миссии Российского государства и путях его дальнейшего развития.

Россия как "Третий Рим" и "удерживающий": Историческая справка

Мы, как православные христиане, верим, что Господом нашим Иисусом Христом было дано обетование о неизбежном приходе антихриста и Своем Втором Пришествии как о финальных стадиях мировой истории. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел сообщает о важнейшем событии-условии, после которого совершатся события последних времен: должен быть взят от среды "удерживающий теперь" (по гречески - katehon) (2-е Фес. 2:7). Таким образом, апостол Павел сообщает о важной земной силе, существование которой препятствует окончательному вхождению мира во зло и пришествию антихриста. Что именно подразумевается под "удерживающим"? Изначально по этому вопросу были расхождения - под термином "удерживающий" понимали либо Святой Дух, либо земную римскую власть, либо принимались позже отвергнутые Церковью "хилиастические" толкования о грядущем перед Вторым пришествием предварительном "тысячелетнем царстве". Великий святитель Церкви, Иоанн Златоуст, поставил точку в этих спорах и определил, что "удерживающим" следует считать именно римскую власть. А римская власть во времена Иоанна Златоуста - это христианская, православная Византийская Империя. Здесь даже нельзя сказать, что она эту власть унаследовала - это государство было подлинной Римской империей, поскольку столица империи была перенесена императором Константином из Рима в Константинополь. Важно отметить, что подданные Византийской империи так свое государство никогда не называли. Они считали себя "ромеями" (римлянами) и называли своё государство Римской империей. Но это уже была не языческая, а христианская империя. В Новой Римской империи был зафиксирован принцип непротиворечивого взаимодействия императорской и церковной власти, Церкви и государства - "симфония". Принцип "симфонии" властей утверждается Юстинианом Великим в его знаменитом Кодексе 534 года. Кстати говоря, именно при нем под властью Константинополя оказалось всё пространство прежней Римской империи. Итак, принцип симфонии заключается в том, что имперская (светская) и церковная власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества, и по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа "нераздельны и неслиянны". Церковь находится на юридической территории Империи и участвует в решении всех проблем, которые ставит перед нею Империя. Главная задача Церкви в отношении Империи - давать идеологическое (богословское) обоснование существования Империи. Церковь в Империи обладает монополией в идеологической сфере, а Империя призвана охранять Церковь от внешних религиозных и политических врагов и предоставлять Церкви возможности как для развития внутри, так и для миссии за пределами Империи. При этом империя не вмешивается в церковные дела.

Почему же власть Новой Римской Империи могла быть признана удерживающей зло, "катехонической"? Дело в том, что миссия этой Империи была не локальной, а вселенской - она была главным защитником вселенского Православия. Таким образом, удерживающая зло Новая Римская Империя, это гарант максимального развития Православного Христианства и его миссии во всем мире, это геополитический проект по определению. Геополитическая экспансия Православной Империи является логическим продолжением миссионерской экспансии Православной Церкви, и наоборот - миссия Церкви многократного усиливается благодаря пониманию и поддержке имперской христианской власти. Нация Империи существует не для себя, а для исполнения своей вселенской миссии и становится таким образом новым, новозаветным избранным народом - Новым Израилем. Но второй Рим, как известно, прекратил свое существование, во всяком случае, в качестве православной христианской империи. Но пришествие антихриста и апокалиптические события, к счастью, пока не состоялись. Миссия "Катехона", государственной власти, осознающей свою религиозную миссию, была передана новому носителю.

Что же является "Катехоном" теперь? Здесь следует обратиться к истории. К моменту падения Константинополя в 1453 году в мире было только одно сильное государство, где господствовало Православное Христианство - Великое Княжество Московское, Московская Русь. Произошел ряд важнейших событий, в ходе которых духовное наследие Византии, Новой Римской Империи, полностью передается Московской Руси. В 1472 году Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XII, венчается с московским Великом князем Иваном III. В 1454 году Московская Русь официально принимает государственный герб Византии - черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1497 году на груди орла появляется герб Москвы - всадник Георгий Победоносец. В 1485-1495 гг. итальянские архитекторы строят московский Кремль по византийскому образцу. И в конечном итоге наследие Византии закрепляется не только в символических, но и в конкретных политических формулировках. В 1523 г. инок Псковско-Елеазаровского монастыря Филофей в своем третьем "Послании на звездочетцев" к псковскому великоняжескому дьякону Михаилу Мунехину, позже переадресованном к Великому князю Московскому Ивану IV, пишет: "Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть". Окончательно в качестве Новой Православной Империи Русь оформляется в 1547-1589 годах: в 1547 году Иоанн IV (Грозный) принял титул Царя (Цезаря), а в 1589, уже в царствование Бориса Годунова, на Руси учреждается патриаршество. Первым Патриархом Московским и всея Руси стал бывший московский митрополит Иов. В том же году, в Уложенной грамоте Московского поместного Собора, была закреплена идея Москвы как Третьего Рима.

Таким образом, именно Россия переняла эстафету катехонической миссии и стала сама Новой Римской Империей, "Третьим Римом" и Катехоном. И именно она, пока существует, должна удерживать мир от победы сил зла, хранить Православное Христианство и всемерно поддерживать его миссию. Программа-минимум "Третьего Рима" - удержание мира от зла, поддержание общества в нормальном состоянии. Программа-максимум - обеспечение победы Православия в мировом масштабе. Именно после принятия миссии Римской Империи Русь из региональной державы начинает мистическим образом превращаться в крупнейшего геополитического игрока. Если в XV веке тезис о Руси как о "Третьем Риме" выглядел для скептически настроенного внешнего наблюдателя скорее как амбициозная претензия развивающегося государства, то в XVIII-XX веке Россия вполне соответствовала образу мировой Империи. Более того: Россия всегда, подчас совершенно непостижимым образом, избегала угрозы окончательной гибели и исчезновения с карты мира, которая в некоторые исторические периоды была вполне реальной - как, например, в годы Смутного времени. Также она столь же мистическим образом избегала угрозы уничтожения Православного Христианства.

Разумеется, после Московской Руси государство Российское многократно переформатировалось. Но Россия, так или иначе, выполняла свою катехоническую миссию. Вопреки попыткам нарушить принцип Симфонии она выполняла её и в т.н. "Синодальный период" (здесь следует отметить, что любые попытки ликвидации Патриаршества мы считаем преступлением перед Церковью). Как это ни парадоксально звучит, она выполняла она её и в период господства атеистической коммунистической идеологии - которое, как выяснилось позже, было временным. В период временного господства этой идеологии отчетливо проявилась уникальная роль Московского Патриархата, который стал единственной реальной альтернативой тоталитарной безбожной идеологии, не будучи и зависимым от геополитических оппонентов России.

Зримым подтверждением сохранения у России функции Катехона является победа СССР в Великой Отечественной войне, когда только СССР - наследник исторической России - смог остановить геополитическую экспансию германского нацизма. Нацизм был очевидным глобальным злом, угрожавшим существованию целых народов и утверждавшего антигуманистическую, неоязыческую идеологию. Более того, после победы над фашизмом стало возможным установление нового миропорядка. Именно Великая Победа 1945 года создала геополитический плацдарм, на котором сейчас происходит возрождение Русской Православной Церкви. Очень важный факт - перелом в ходе Великой Отечественной войны совпал по времени с переходом высшего советского руководства от радикального атеизма к пусть тактическому, но сближению с Русской Православной Церковью. Это обстоятельство - ещё одно мистическое указание на то, что с приходом временного коммунистического режима миссия "Третьего Рима" не оказалась завершена. Это обстоятельство - и демонстрация миссионерской воли Русской Церкви, которая небезуспешно пыталась обратить в Православие его лютых врагов.

Итак, приведенная историческая справка (как и исследования современных исследователей феномена византизма, таких как А. Малер) дает нам основания констатировать, что именно идеология "Третьего Рима" является объективным, универсальным и самым правильным обоснованием российской государственности. Осознанное принятие этой идеологии политическими элитами и обществом - необходимое условие сохранения политического будущего России. Как мы уже говорили, целью проекта национальной модернизации страны является возвращения ей лидерских позиций в мире.

Третий Рим - проект российского первенства

Православная Империя, как уже было сказано - это ключевой в истории человечества геополитический проект. И только в рамках этого большого проекта Россия получает первенствующую, лидерскую роль: ибо во всех других геополитических проектах Россия - это лишь далекая провинция. Такова роль России и в однополярном мире, и в панисламском, и в секулярном европейском проектах. Только в пространстве Православного мира Россия объективно несет лидирующие, "столичные" функции. Таким образом, миссия Третьего Рима - это не только предназначенная свыше миссия России, но и миссия органичная, естественная. Но главное - только миссия Третьего Рима дает России твердое обоснование её претензий на сохранение как минимум высокой роли в мире, а в идеале - на возвращение себе позиций мирового лидера.

Идеология и принципы "Третьего Рима"

Геополитические мегапроекты. Провал секулярных мегапроектов.

XX век стал веком становления и краха секулярных и одновременно тоталитарных геополитических мегапроектов, ни один из которых не дожил в задуманном виде до начала XXI века. Последствия краха одного из них - коммунистического - мы переживаем до сих пор. Несмотря на позитивные социально-экономические тенденции 2000-х годов, нельзя сказать, что "большой постсоветский кризис" завершился. Далеко от преодоления промышленное, инфраструктурное и технологическое отставание России от ведущих развитых стран Европы, не говоря уже о Китае и США. Оставляет желать лучшего и материальное положение значительной части населения. Но самое печальное - российская нация до сих пор пребывает в состоянии ценностной и идеологической шизофрении. Не создано ни новой российской идентичности, ни новой российской идеологии. По сути дела, новая Россия ещё не сформировалась - она все ещё наиболее крупная часть "постсоветского пространства". Но почему произошел провал советского проекта?

В лево-патриотической и охранительской интеллектуальных средах негласно принято представление о том, что СССР был разрушен с помощью "предательства" элит, усиленного воздействием внешних сил - прежде всего деятельностью геополитического противника СССР - Соединенными Штатами Америки. К сожалению, эта конспирологическая точка зрения до сих пор тиражируется и пользуется большой популярностью - ибо мало кто задается вопросом о том, почему такое воздействие "извне вовнутрь" стало вообще возможным. Между тем, этому есть простое и понятное объяснение. Советский мегапроект был проектом прежде всего идеологическим и геополитическим, поскольку его существование обосновывалось необходимостью построения во всем мире нового, коммунистического общества. Как только идеология коммунизма потеряла свою яркость, новизну и привлекательность, исчезло и оправдание существования СССР. Коммунистическая идеология полностью интеллектуально деградировала уже в эпоху Леонида Брежнева - и тогда крах СССР стал, в сущности, лишь вопросом времени. С момента смерти Леонида Брежнева до распада СССР прошло всего около 9 лет. Необходимо признать - первопричиной распада (или развала) СССР стал провал коммунистической идеологии. В чем причины этого провала? С точки зрения обыденного секулярного сознания этого не должно было случиться. Во-первых, коммунистическая идеология была самой интеллектуально разработанной на тот момент, а её экономическое обоснование, созданное Карлом Марксом (во всяком случае, в части критики капиталистической системы и теории экономических кризисов) до сих пор сохраняет актуальность в некоторых вопросах. Во-вторых, её главный проводник в мире - СССР - был сверхдержавой мирового уровня с мощной армией и военно-промышленным комплексом, которая в 1945 году совершила победу над гитлеровской Германией и запустила первого человека в космос. Но, несмотря на все это, коммунистическая идеология пала.

Главная причина краха - в материализме, антихристианской направленности и тоталитаризме советского варианта коммунистической идеологии. Декларируя внешне благородные и прогрессистские призывы к созданию справедливого общества, эта идеология пыталась обосновать их исключительно экономической теорией. Более того - экономической теорией пытались обосновывать не только вопросы государственного строительства, но и этику, требовавшую коллективизма, взаимопомощи и жертвенности. Между тем, такое обоснование изначально абсурдно. После смерти ни земные деньги, ни земной комфорт не нужны - а интересы далеких потомков непосредственно не осознаются. Человек не в состоянии совершить подвиг, если он стремится только к благосостоянию и комфорту.

История коммунистической России и СССР подтверждает правоту этих тезисов. Подлинно активный и даже жертвенный коммунизм, когда и произошли самые значимые прорывы (индустриализация, электрификация, победа в Великой отечественной войне), существовал только в первой половине - середине XX века, когда по инерции было очень сильно влияние христианской, православной этики исторической России. Но это инерционное влияние из-за разгрома Церкви естественным образом ослабевало. Кроме того, рост благосостояния населения в США и капиталистических странах Западной Европы существенно опережал таковой в СССР. В результате, как только значительная часть населения смогла убедиться в экономических преимуществах стран Запада, реальное влияние коммунистической идеологии и лояльность советскому проекту стали стремительно падать. Сначала этот процесс произошел в политической и интеллектуальной элите СССР, а затем охватил и всё общество. В итоге, элиты и значительная часть населения стихийно приняли решение о необходимости закрытия "советского проекта", которое и было реализовано в 1991 году.

Мы не отрицаем наличие активных действий геополитических конкурентов России, для которых вопросы идеологии вообще не имели большого значения - им важно было расчленить историческую Россию. В качестве примера таких действий и намерений можно привести закон США "О порабощённых нациях", согласно которому США должны помочь избавиться от "русского коммунизма, поработившего народы "Казакии" (Кубани, Ставрополья и Дона) и "Идель - Урала". (Здесь следует отметить, что мы считаем отмену этого антироссийского закона важной задачей российской дипломатии). Однако не они сами по себе стали первопричиной распада СССР. Внутренне устойчивые государства и общества не проигрывают таким влияниям.

Мы прекрасно знаем и о "гуманитарных технологиях", используемых оппонентами современной России и пишем о них в этом докладе. Но мы считаем преступлением списывать на внешний фактор собственное нежелание осмысливать свою историю, политику и геополитику. Такие ссылки и "конспирология слабых" давно уже превратились в способ самооправдания, являющегося, вообще говоря, грехом. Ещё быстрее провалился нацистский (национал-социалистический) проект Германии, который также был материалистическим и антихристианским - и вследствие этого тоталитарным. В отличие от коммунизма, он пытался обосновывать свою идеологию псевдонаучным способом - прежде всего вольной, человеконенавистнической и примитивной трактовкой тогдашних представлений в области биологии, а также с помощью откровенных суеверий. Но будучи полностью антигуманистическим и военно-экспансионистским, он уже на начальной стадии надорвал силы его носителей и проиграл военное противостояние, унеся в результате жизни десятков миллионов людей - как представителей народов, приговоренных нацизмом к порабощению или уничтожению, так и самих граждан Германии.

Сегодня мы наблюдаем новый секулярный геополитический проект - ультралиберальный. Фактически, именно ультралиберальный проект стал неофициальной идеологией Европейского союза. Во главу угла этого проекта ставится оторванные от породившей их христианской этики трактовки прав человека, а также принципов толерантности. Между тем, несмотря на текущее экономическое благополучие в странах-лидерах ЕС, этот проект уже на наших глазах создает для Европы серьёзные угрозы для её будущего. Мы наблюдаем как наступление признаков нового тоталитаризма (принуждение к абсурдной политкорректности, агрессивная пропаганда половых извращений, ограничения свободы слова, печати и научной мысли), так и поглощение Европы инородными геополитическими проектами - прежде всего, панисламским. При этом современные успешные и агрессивные геополитические проекты имеют глубокое религиозное или философское обоснование. Таковы, например, и уже упомянутый панисламский проект, и неоконфуцианский китайский, и неоконсервативный протестантский панамериканский (хотя и временно замедлившийся из-за провала Республиканской партии США на выборах, но вновь набирающий силу), и неоиндуистский (экспортная версия данного проекта - кришнаизм). Все эти проекты претендуют на геополитическое лидерство или, как минимум, на преобладающее влияние в своих макрорегионах. Россия обречена подчиниться одному из них, если не заявит миру свой собственный геополитический мегапроект. Этот проект должен органично и логично вытекать из её идентичности. Таким проектом может быть только проект Православного "Третьего Рима".



Подробности: http://www.regnum.ru/news/analitics/1339303.html#ixzz13qr4fDya

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Категория: История | Добавил: Михаил (30.10.2010)
Просмотров: 529
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]