Блог

Главная » 2012 » Сентябрь » 4 » АЛанов ошибается.
16:31
АЛанов ошибается.


"Купи-продайные отношения", если они положены на нравственную платформу, вреда не приносят. Купи-продайные отношения сами по себе проистекают из нравственных принципов - признания прав собственности, уважения к чужой собственности, разграничения на "своё" и "чужое". Если нравственный человек у кого-то что-то одолжил, он в силу этой своей нравственности будет считать себя обязанным, то есть должником. Вернуть долг для такого человека становится главнее его личных планов. Вор и мошенник - не будут считать себя должником. А порядочный человек будет стараться вернуть долг, да ещё и отблагодарить сверх этого долга. Так что, купи-продайные отношения сами по себе не есть зло. Злом становится безнравственное отношение к долгу, к чужим правам. Как учит Православие, "зло не имеет сущности". Зло это отход от добра, его искажение или порча (изъян, огрех или просто грех). Как болезнь. Её самой нет. Есть нарушения - отклонения в работе организма, ухудшающее его функционирование. Организм есть, параметры его "работы" (температура, хим. состав) есть. А самой болезни нет. Мы так условились - называть отрицательные отклонения болезнью.

В идеале - в нравственном идеале - отношение к долгу должно быть следующим. "Высоконравственный кредитор" должен отдать "заёмщику" всё, что только тот пожелает из того, что у него есть и сразу забыть о том, что кто-то ему должен. То есть, вообще не рассчитывать на возврат долга. "Высоконравственный должник" до последнего должен использовать свои возможности и не занимать ни у кого и ничего. Но если ему всё-таки пришлось это сделать, он должен занять самый минимум и только у того, кому эта временная потеря не добавит ощутимых трудностей в жизни. И с этой минуты возврат долга должен стать его первой задачей. Сам же "кредитор" не должен рассчитывать на возврат долга ("...и прости долги наши, якоже мы прощаем должникам нашим"). Такая нравственная картина породит избыток предложения над спросом, но не из-за опережающего предложения, а и-за удерживаемого спроса. Каждый будет готов отдать так, чтобы ничего не брать. В такой "высоконравственной экономике" возникнет мощнейший положительный долговой дисбаланс - экономика (совокупность экономических субъектов) готова будет отдать всё и всем бесплатно (и всё это в ней есть), но никто практически ничего не берёт по нравственным убеждениям. Вот вам и коммунизм - от каждого по способностям, каждому по потребностям. Потребности низкие, способности (жертвовать) высокие. Те есть, причина изобилия не в производительных мощностях, а в нравственности. Соответственно, и "метод" достижения коммунизма должен опираться не на рост материальных возможностей, а на рост нравственных ограничений субъектов экономики. Или точнее, на опережающий рост нравственности. Православие, кстати, к тому и призывает. Оно не запрещает стремление человека к увеличению своих материальных возможностей, но ставит условие - увеличение материального достатка должно сопровождаться много большим духовно-нравственным ростом человека. Что в таких условиях обеспечить крайне трудно. Одно дело - сами условия не дают "очерстветь душой", и совсем другое - когда надо эти условия надо создавать искусственно самому (условно говоря, продолжать ходить пешком по пеклу, когда есть личный автомобиль с кондиционером). Потому люди, избравшие себе путь духовно-нравственного служения, стараются облегчить эту ношу не вверганием себя в трудные для души, но лёгкие для тела материальные условия. Монашество - один из таких примеров.

Однако "нравственная экономика" сильно зависит от чистоты рядов. Ей достаточно одного предприимчивого "грешника", чтобы быстро прибрать к рукам всё это изобилие (если остальные члены сообщества ему ничего не противопоставят). В реальности же - в реальной "грешной" экономике - должно происходить периодическое "ограничение" "экономических грешников", тех, кто не важно по каким причинам вдруг становятся в положение больше берущего, чем дающего. Это уже должна делать власть, а критерием её работы в этом направлении должны быть исключительно нравственные принципы. Вот в эти принципы, а точнее в механизмы их выбора, поддержания их на верхнем уровне всех критериев и упирается проблема государственного строительства. Лишний раз убеждаюсь, что все проблемы в обществе, в том числе и сугубо материальные, проистекают из проблем нравственного порядка.
Короче:
Экономисты! Желаете постичь экономику - учите Православие.

Сейчас, по идее, должен вступить В.Галка и порвать выступление ув. АЛанова с позиций прикладной психологии.
Просмотров: 304 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]