Прислушайтесь: «Работа и отдых»
«Как советский человек работает и как отдыхает?» «Всё ли есть у трудящихся для работы и отдыха?» «Мне вообще, дадут отдохнуть после работы или нет?!»
В принципе, ничего нового, специфически советского в таком двухчастном
делении жизни на «работу» и «отдых» нет. Индустриальная эпоха сделала
две вещи: угробила натуральное хозяйство и, как следствие, разделила
сферу труда и сферу быта. Теперь каждый или почти каждый из нас вынужден
проживать две и более отдельных жизни, последствия это всё имеет
огромные, например, бьёт по семье и на демографию это обстоятельство
влияет куда более сильно, чем пресловутый гедонизм. Если раньше
воспитание и социализация детей происходили в ходе их совместного с
родителями труда на благо семьи, то теперь это совершенно отдельные и во
многом не контролирумые старшими процессы. СССРовский
опыт здесь выделяется только в одном: советский гражданин есть, прежде
всего, трудящийся (подобно тому, как западный, прежде всего,
налогоплательщик). Как следствие, не
только трудовая, экономическая активность, но и вся (или почти вся)
социальная жизнь человека стала протекать в рамках трудового коллектива:
Летний детский лагерь? – При заводе. Выйти на дежурство в составе «народной дружины»? – От цеха. Обсудить поведение «пьяницы и дебошира»? – На товарищеском суде в фабричном актовом зале. Стенгазету нарисовать? – По поручению бригады. Санаторий? – Наш, отраслевой! Купить дефицитные продукты или товары? – От профкома.
Казалось бы, (в теории, оторванной от жизни) «алкаша» пристыдить лучше,
собравшись подъездом, «ДНД» организовать во дворе, стенгазету выпустить
для соседей, да и учреждения пионерлагеря нет особой нужды создавать
при отраслевых министерствах и промышленных предприятиях.
Но
фактически советский период стал временем, в котором община исчезла
окончательно. Тому, на мой взгляд, есть две группы причин: 1. Нежелание власти:
тут и идеологические установки «государства трудящихся» и
прагматические соображения, ибо любую активность легче канализировать
под началом руководителей, являющихся государственными служащими. 2. Неготовность общества:
1) В России никогда не было единого «третьего сословия».
Соответственно и невозможна западная территориальная «коммуна»,
объединяющая людей разных социальных слоёв (исторически – в
противостоянии феодалу). Призывающие обратиться к опыту крестьянской
общины, всегда забывают, что она была именно крестьянской, т. е.
моносословной. Русский человек зачастую предпочитает общаться с людьми
близкими ему по образу жизни, профессиональной принадлежности,
социальному статусу, уровню дохода. Т.е. скорее с «членом трудового
коллектива», чем с соседом. Это отрезает его от тех выгод, которые сулит
взаимодействие с представителями других социальных групп, обладающими
ресурсами и возможностями превосходящими его собственные или дополняющие
их. Но ведь речь идёт о взаимо-действии, а мы за
проходной не действуем, мы отдыхаем. К тому же, нет нужды мириться с
неравенством, возникающим в ходе такого взаимодействия. Так причудливо
сплелись наследие сословного общества и новации социалистического строя. 2) Предположим, что власть, скажем в 60-е годы, озаботилась бы задачей воссоздания (или создания) территориальной «коммунити». И что? Тихомиров писал: «У нас никто не живёт в доме своего деда, потому, что ещё при жизни деда этот дом три раза сгорел».
А много ли у нас к тому времени было тех, кто жил пусть не в доме деда,
но в том же населённом пункте, на той же улице, что и его дед? А оба
деда? Община не создаётся в одночасье, это процесс долгий. Грубо
говоря, для этого нужно хотя бы три поколения живущих бок о бок
нескольких (минимум) семей: Первое, «деды».
Почтенные старики, для которых всегда отрыты двери магистрата, которым
козыряют околоточные, с которыми раскланиваются торговцы. Второе, «отцы».
Те самые чиновники магистрата, околоточные, торговцы, ремесленники
и т. д. Уважают «дедов», держатся вместе, охотно роднятся, протежируют
местным, не любят чужих. Третье, «дети». Молодежь и
подростки. Наиболее крепкие составляют негласную «гражданскую гвардию»,
способную объяснить любому чужаку (если очень нужно, то и «своему»)
почему и насколько сильно он не нравиться «коммуне». «Научают» их
поступать таким образом «деды» (почтенные граждане, столпы общества, вне
подозрений). Дело «отцов» закрывать глаза, или, в крайнем случае,
прикрыть «шалости» молодёжи. Например, протокол составить: «Труп,
найденный в овраге, принадлежал бродяге. Многочисленные повреждения,
получены им в результате падения с обрыва, в состоянии глубокого
опьянения». Наша ситуация и близко не позволяет надеяться на
создание в реальном времени общинных структур в вышеупомянутом смысле.
Именно из-за отсутствия десятилетиями живущих рядом и взаимодействующих
друг с другом родов. Русский человек последние 150 лет – это трудовой
мигрант. Промышленный рост второй половины XIX века, столыпинское
заселение Сибири, потом гражданская война, коллективизация, новый исход в
города, Великая Отечественная, беженцы, эвакуация промышленных
предприятий вместе с персоналом на Урал, освоение целины, ударные
стройки, заселение и индустриализация национальных окраин,
принудительное распределение специалистов… Список можно продолжать.
Возвращаясь к теме: двухчастное деление жизни на «работу» и «отдых» в
период мобилизации национальных сил означало, что
государство-работодатель вправе требовать от гражданина-работника полной
отдачи, но взамен обязуется предоставить возможности для хотя бы
частичного восстановления сил. Во времена поспокойнее картина менялась
на прямо противоположную: всё, что не работа – всё отдых. Ни семья, ни
общество, ни государство не в праве требовать от индивида, вышедшего за
проходную, никакой созидательной активности, она остаётся целиком его
усмотрение, её отсутствие ни при каких обстоятельствах не должно быть
поставлено в вину, «отдыхает человек, чего пристали?!». Утрирую, но
примерно так. Даже эстетика была
заточена с учётом этой реальности. Посмотрите на парадные фотографии
улиц и площадей, особенно сталинского периода: курортный стиль, сплошной
ЦПКиО. Накрывшая Россию ещё до
войны волна разводов на этом фоне выглядит вполне логичной: странно
проводить время, отведённое на отдых с человеком, который тебе неприятен
или исповедует чуждые тебе взгляды на досуг, не правда ли? Кстати,
установка на то, что вся или почти деятельность должна проходить в
рамках рабочего места, классно ложится на новую, рыночную реальность
(всевозможные «концепции 24/7» и т. д.) Потрудился на работодателя и
свободен, это твоё время и ты вправе проводить его так, как тебе
нравится, и никто не смеет этому мешать. Впрочем, это уже другая
история…
|