Каталог статей
Главная » Статьи » История |
На протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила в
Западной Европе ничтожно мало. Сегодня без погружения в специальные
исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию
жестокосердия во всей её мрачности. Английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не
только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных. В отличие
от своего современника Ивана Грозного, называвшего её «пошлой девицей»,
Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не
каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не
записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала.
Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели. Будете в Лондоне — купите билет на обзорную экскурсию по центру города в открытом двухэтажном автобусе. Там есть наушники, можно слушать объяснения на разных языках, включая русский. У Гайд-парка вы услышите, что там, где ныне «уголок оратора», находилось место казней. Казни были основным общественным развлечением лондонцев в течение многих веков. Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию: там, на разновысоких балках, были 23 петли, так что она, возможно, что-то напоминала англичанам — то ли ёлку с украшениями, то ли что-то ещё. У неё было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии самого заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка «надёжный, как машина Деррика». Там, где нынче Паддингтонский вокзал, стояла ещё одна знатная
виселица, устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три
столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно
было разом повесить 24 человека — на одного больше, чем «у Деррика».
Историк Лондона Питер Акройд перечисляет ещё с дюжину известных мест
казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных
перекрёстках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе
зрителей время от времени случалась давка, число затоптанных насмерть
однажды (в начале XIX века) достигло двадцати восьми.
Московское издательство Ad Marginem выпустило в 1999 году перевод
работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке —
очередное сдирание кожи), содержащей немало цитат из предписаний по
процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах вплоть
до середины прошлого века. Европейские затейники употребили немало
фантазии, чтобы сделать казни не только предельно долгими и
мучительными, но и зрелищными — одна из глав в книге Фуко озаглавлена
«Блеск казни». Чтение не для впечатлительных. Жестокость порождалась постоянными опустошительными войнами
западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были ещё
безжалостнее). Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину
населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов — историки спорят —
населения её южной части. Папа Римский даже временно разрешил
многожёнство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем
Ирландии стоило ей 5/6 населения. От этого удара Ирландия не оправилась
уже никогда. Что касается России, она на своей территории почти семь
веков, между Батыем и Лениным, подобных кровопусканий не знала и с такой
необузданной свирепостью нравов знакома не была. Сожалею, но придётся сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не настраивает на громадный оптимизм — настолько кровопролитной и зверской была её практика. И не только в далёком прошлом — в недавнем ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошёл любое прошлое. По большому счёту, нет гарантий, что эта цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Это гораздо, гораздо более серьёзный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации (частью которой был Гитлер), трудно не констатировать: её самолюбование выглядит достаточно странным. Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии». * * * * * * * По подсчётам историка Р. Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана
Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч
человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело не с чем иным, как
массовым террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно
не согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI по прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»),
Генрихом VIII, Филиппом II, Яковом I Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре
Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым (без номера), Карлом V (сыном
Хуаны Безумной), Карлом IX (устроившим Варфоломеевскую ночь), Марией
Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных
европейских персонажей... Но продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали
больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий
магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на
курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его
епископства. И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара
опричнины Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!)
жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал
привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но
королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20
тысяч человек, а всего в Нидерландах — 100 тысяч. То, что сегодняшняя политкорректность воспринимает с ужасом, всего
век с небольшим назад никого особенно не отвращало. Ещё один классик
английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно
цитировал отчёт Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал
своим солдатам убивать их всех... В самой церкви было перебито около
тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты
головы...».
1 августа 1793г. революционный французский Конвент издал декрет с
предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась за дело.
«Вандея должна стать национальным кладбищем», — провозгласил храбрый
генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно. Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить гружённую людьми баржу на надёжной канатной привязи в устье Луары, топить её, потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни». Просто умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они
находили удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них
одежду и связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали
лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с
девушками, это называлось «республиканскими свадьбами». Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает. В России до появления большевиков ничего похожего на вандейскую гекатомбу не случалось. А потом случилось: на Дону, в Тамбовской губернии, в других местах. Как и всякая империя в период своего строительства, Россия тяжко
прошлась по судьбам ряда малых народов — сибирских и северокавказских, —
там было не до прав и свобод человека в современном их понимании. Одно можно утверждать с уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России нет.
Всё познаётся в сравнении. Американский историк Дэвид Стэннард в своей
книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал, что
освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в
истории человечества: за 400 лет пришельцы из Старого Света физически
уничтожили около ста миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте
англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!)
тасманийцев. Америка и Австралия были далеко, но когда русским властям становилось
известно, что злодеяния творятся вблизи границ империи, они порой шли
на прямое вмешательство. «Уманская резня» в июне 1768 года, во время так
называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч евреев. Многие тысячи
евреев погибли, помимо Умани, также в Лысянке, Каневе, Черкассах,
Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в Балте. Хотя всё это
происходило на «суверенной польской территории», вести о размахе
зверств побудили русские власти послать против гайдамаков корпус
генерала Кречетникова, который разбил их в несколько дней и, возможно,
спас евреев Правобережья Днепра от полного истребления.
Ещё в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек. Так смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто осмелился порицать действия правительства. А теперь возьмём «Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний. Впервые понятие смертной казни появляется в России на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде). Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки. Однако бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное. По числу казней Россия даже при Петре и отдалённо не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания резко пошёл на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и поимённый список казнённых в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено 2445 человек, то есть совершалось 30 казней в год. На эту цифру, правда, повлияли два польских восстания 1830 и 1863гг. и начало революции 1905-1907гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чём говорит эта цифра с учётом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».) Ещё две иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе русской армии, авторство которого принадлежит Петру I, предписана помощь раненым во время боя. В прусском уставе помощь раненым была предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того времени помощь раненым не предусматривали вообще. Более ранний пример. Обязательной частью государственной политики
Руси-России был выкуп своих пленных. Вот что гласит глава «О искуплении
пленных» Стоглавого Собора 1551 года: «В ордах и в Цареграде и в
Крыму... всех плененых окупати из царевы казны». Послы располагали
целевыми деньгами на оплату выкупа, которые им потом возмещала казна. Но
это ещё не всё. Богатые левантийские торговцы и дипломаты иногда
прибывали в Россию с целыми свитами, в составе которых могли быть
пленные христиане. Вывезти их обратно русские власти не позволяли ни под
каким видом: «А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив
греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с
собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их
окупати из царевы же казны».
А вот пример совершенно другого отношения к своим. Это польский пример, но Польша всегда страстно хотела быть и слыть Европой, Европой, Европой. Осенью 1653 года польский король Ян Казимир рвался разобраться с Богданом Хмельницким, хотя последний временно имел сильного союзника в лице крымского хана. Когда поляки, казаки и крымцы сошлись на берегу Днестра у местечка Жванец, оказалось, что крымский хан уже не союзник Хмельницкому: поляки загодя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но на каких условиях! Хан порывает с Хмельницким — и в награду может на обратном пути грабить всё, что ему вздумается, уводить с собой сколько угодно пленников. В землях польской короны! До конца года крымцы невозбранно грабили шляхетские дома («по самый Люблин») и увели в плен множество шляхты обоего пола — это было им гораздо выгоднее, чем грабить бедных малороссийских «хлопов». Многие немецкие князья торговали своими подданными, поставляя
пушечное мясо за границу. Король Саксонии Фредерик Август I (1670-1733),
более известный как Август Сильный, очень любил фарфор и был счастлив
выменять у французского короля 150 фарфоровых предметов (так называемый
«кабинет») всего-то за два полка своей пехоты. Этот пример любят
приводить в доказательство того, как высоко ценился в начале XVIII века
фарфор, но почему-то никогда не приводят, чтобы показать, насколько
низко ценилась в Европе того времени человеческая жизнь. Согласно Брокгаузу и Ефрону (т. 16, с. 580), ландграф Гессен-Кассельский Фридрих «впал в долги, для покрытия которых продал Англии 17 тысяч человек своего войска для войны с американскими колониями за 21 млн. талеров». Точнее, он продал просто всё своё войско, больше ему было не наскрести: население ландграфства уменьшилось от этой продажи на 8%. Подобную же торговлю вели герцог Брауншвейгский, ландграфы Вальдеки, Ганау, Аншпах, другие мелкие немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений западнонемецких княжеств покупались систематически также французским правительством. В большом количестве немецких солдат закупала английская Ост-Индская компания, используя их при завоевании Индии. Почти за полтора века до этого, наоборот, англичане предлагали своё пушечное мясо. В июне 1646 года лорд Страффорд и член парламента Флеминг говорили русскому посланнику в Лондоне Герасиму Дохтурову: «Если царскому величеству нужны будут служилые люди, то у парламента для царского величества сколько угодно тысяч солдат готово будет тотчас». | |
Категория: История | Добавил: Михаил (09.02.2012) | |
Просмотров: 636 |
Всего комментариев: 0 | |