
На протяжении почти всей
истории человеческая жизнь стоила в Западной Европе ничтожно мало.
Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно
представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей её
мрачности.
Английская «королева-девственница» Елизавета I
отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих
подданных. В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего
её «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была
обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в
«Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели. 
Будете
в Лондоне – купите билет на обзорную экскурсию по центру города в
открытом двухэтажном автобусе. Там есть наушники, можно слушать
объяснения на разных языках, включая русский. У Гайд-парка вы услышите,
что там, где ныне «уголок оратора», находилось место казней. Казни были
основным общественным развлечением лондонцев в течение многих веков.
Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию:
там, на разновысоких балках, были 23 петли, так что она, возможно,
что-то напоминала англичанам – то ли ёлку с украшениями, то ли что-то
ещё. У неё было и более нейтральное имя – «машина Деррика», по фамилии
самого заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка
«надёжный, как машина Деррика». 
Там, где нынче Паддингтонский
вокзал, стояла ещё одна знатная виселица, устроенная, в отличие от
предыдущей, без всяких затей: три столба, три перекладины, по восемь
петель на перекладине, так что можно было разом повесить 24 человека –
на одного больше, чем «у Деррика». Историк Лондона Питер Акройд
перечисляет ещё с дюжину известных мест казней, добавляя, что нередко
виселицы стояли просто
на безымянных перекрёстках. И работали они без простоев, недогрузки не
было. В толпе зрителей время от времени случалась давка, число
затоптанных насмерть однажды (в начале XIX века) достигло двадцати
восьми. 
Жестокость как стихийное бедствие
Московское
издательство Ad Marginem выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля
Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке – очередное сдирание
кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и
публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого
века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать
казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными – одна
из глав в книге Фуко озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для
впечатлительных.
Жестокость порождалась постоянными
опустошительными войнами западноевропейских держав уже после Средних
веков (которые были ещё безжалостнее). Тридцатилетняя война в XVII веке
унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов –
историки спорят – населения её южной части. Папа Римский даже временно
разрешил многожёнство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение
Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 населения. От этого удара Ирландия не
оправилась уже никогда. Что касается России, она на своей территории
почти семь веков, между Батыем и Лениным, подобных кровопусканий не
знала и с такой необузданной свирепостью нравов знакома не была.
Сожалею,
но придётся сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не
настраивает на громадный оптимизм – настолько кровопролитной и зверской
была её практика. И не только в далёком прошлом – в недавнем ХХ веке
тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошёл любое прошлое.
По большому счёту, нет гарантий, что эта цивилизация не вернётся к
привычной для себя практике. Это гораздо, гораздо более серьёзный
вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы
знаем о западной цивилизации (частью которой был Гитлер), трудно не
констатировать: её самолюбование выглядит достаточно странным.
Звучит
неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков
современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий
согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное
основание его претензий, включая и прошлые его претензии».
* * * * * * * По
подсчётам историка Р. Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при
этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек.
Скрынников настаивает, что мы имеем дело не с чем иным, как массовым
террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не
согласиться, хотя Иван Грозный – кроткое дитя рядом с Людовиком XI по
прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое
мерзкое чудовище тирании»), Генрихом VIII, Филиппом II, Яковом I
Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом
Злым (без номера), Карлом V (сыном Хуаны Безумной), Карлом IX
(устроившим Варфоломеевскую ночь), Марией Кровавой, лордом-протектором
Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей…
Но
продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше
половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр
ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского
епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства.
И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара опричнины
Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!) жителей
Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести
этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия
сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а
всего в Нидерландах – 100 тысяч.
То, что сегодняшняя
политкорректность воспринимает с ужасом, всего век с небольшим назад
никого особенно не отвращало. Ещё один классик английской «истории для
читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно цитировал отчёт
Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам
убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я
полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…». 
Революционные затейники
1
августа 1793г. революционный французский Конвент издал декрет с
предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась за дело.
«Вандея должна стать национальным кладбищем», – провозгласил храбрый
генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась
18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские
гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно. Уничтожение
людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро.
Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим
портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот
огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому
придумали выводить гружённую людьми баржу на надёжной канатной привязи в
устье Луары, топить её, потом снова вытаскивать канатами на берег и
слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис,
«замечательное многоразовое устройство для казни».
Просто
умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили
удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них одежду и
связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу
со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это
называлось «республиканскими свадьбами».
Чтобы спрятавшиеся в
лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и
дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в Париж:
«Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей
свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем.
Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я
не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые
департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до
миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея,
судя по всему, не мучает.
В России до появления большевиков
ничего похожего на вандейскую гекатомбу не случалось. А потом случилось:
на Дону, в Тамбовской губернии, в других местах.
Как и всякая
империя в период своего строительства, Россия тяжко прошлась по судьбам
ряда малых народов – сибирских и северокавказских, – там было не до прав
и свобод человека в современном их понимании. Одно можно утверждать с
уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России нет. Всё
познаётся в сравнении. Американский историк Дэвид Стэннард в своей
книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал, что
освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в
истории человечества: за 400 лет пришельцы из Старого Света физически
уничтожили около ста миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте
англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!)
тасманийцев.
Америка и Австралия были далеко, но когда русским
властям становилось известно, что злодеяния творятся вблизи границ
империи, они порой шли на прямое вмешательство. «Уманская резня» в июне
1768 года, во время так называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч
евреев. Многие тысячи евреев погибли, помимо Умани, также в Лысянке,
Каневе, Черкассах, Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в
Балте. Хотя всё это происходило на «суверенной польской территории»,
вести о размахе зверств побудили русские власти послать против
гайдамаков корпус генерала Кречетникова, который разбил их в несколько
дней и, возможно, спас евреев Правобережья Днепра от полного
истребления. 
Убийства по закону
Ещё в
1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся
виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём
дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по следам восстания
декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно
отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и
кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы
казнено, вероятно, тысячи три человек.
Так смотрели на вещи
повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон,
предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал»
отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто
осмелился порицать действия правительства.
А теперь возьмём
«Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь! Из
«Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996
г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету
византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от
несвойственных Руси жестоких наказаний.
Впервые понятие смертной
казни появляется в России на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте
(за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из
церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде).
Уложение
1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях – много, но
всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной
Европе в 1697-98гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого
большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс
посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и
нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что
самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного
стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после
возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки.
Однако
бороться с устоявшейся системой ценностей – дело чрезвычайно трудное.
По числу казней Россия даже при Петре и отдалённо не приблизилась к
странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания
резко пошёл на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой
смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в
отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача
попросту исчезла.
В 1907 году в Москве вышел коллективный труд
«Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев,
Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели,
правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят
полный, точный и поимённый список казнённых в России в течение 81 года
между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено
2445 человек, то есть совершалось 30 казней в год.
На эту цифру,
правда, повлияли два польских восстания 1830 и 1863гг. и начало
революции 1905-1907гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в
год. На всю огромную Россию! О чём говорит эта цифра с учётом того, что
в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство
применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства
случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились
финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».)
Ещё
две иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе
русской армии, авторство которого принадлежит Петру I, предписана помощь
раненым во время боя. В прусском уставе помощь раненым была
предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того
времени помощь раненым не предусматривали вообще.
Более ранний
пример. Обязательной частью государственной политики Руси-России был
выкуп своих пленных. Вот что гласит глава «О искуплении пленных»
Стоглавого Собора 1551 года: «В ордах и в Цареграде и в Крыму… всех
плененых окупати из царевы казны». Послы располагали целевыми деньгами
на оплату выкупа, которые им потом возмещала казна. Но это ещё не всё.
Богатые левантийские торговцы и дипломаты иногда прибывали в Россию с
целыми свитами, в составе которых могли быть пленные христиане. Вывезти
их обратно русские власти не позволяли ни под каким видом: «А которых
православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени
или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести,
ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же
казны». 
Экспорт народонаселения
А вот
пример совершенно другого отношения к своим. Это польский пример, но
Польша всегда страстно хотела быть и слыть Европой, Европой, Европой.
Осенью 1653 года польский король Ян Казимир рвался разобраться с
Богданом Хмельницким, хотя последний временно имел сильного союзника в
лице крымского хана. Когда поляки, казаки и крымцы сошлись на берегу
Днестра у местечка Жванец, оказалось, что крымский хан уже не союзник
Хмельницкому: поляки загодя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но
на каких условиях! Хан порывает с Хмельницким – и в награду может на
обратном пути грабить всё, что ему вздумается, уводить с собой сколько
угодно пленников. В землях польской короны! До конца года крымцы
невозбранно грабили шляхетские дома («по самый Люблин») и увели в плен
множество шляхты обоего пола – это было им гораздо выгоднее, чем грабить бедных малороссийских «хлопов».
Многие
немецкие князья торговали своими подданными, поставляя пушечное мясо за
границу. Король Саксонии Фредерик Август I (1670-1733), более известный
как Август Сильный, очень любил фарфор и был счастлив выменять у
французского короля 150 фарфоровых предметов (так называемый «кабинет»)
всего-то за два полка своей пехоты. Этот пример любят приводить в
доказательство того, как высоко ценился в начале XVIII века фарфор, но
почему-то никогда не приводят, чтобы показать, насколько низко ценилась в
Европе того времени человеческая жизнь.
Согласно Брокгаузу и
Ефрону (т. 16, с. 580), ландграф Гессен-Кассельский Фридрих «впал в
долги, для покрытия которых продал Англии 17 тысяч человек своего войска
для войны с американскими колониями за 21 млн. талеров». Точнее, он
продал просто
всё своё войско, больше ему было не наскрести: население ландграфства
уменьшилось от этой продажи на 8%. Подобную же торговлю вели герцог
Брауншвейгский, ландграфы Вальдеки, Ганау, Аншпах, другие мелкие
немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений западнонемецких княжеств
покупались систематически также французским правительством. В большом
количестве немецких солдат закупала английская Ост-Индская компания,
используя их при завоевании Индии.
Почти за полтора века до
этого, наоборот, англичане предлагали своё пушечное мясо. В июне 1646
года лорд Страффорд и член парламента Флеминг говорили русскому
посланнику в Лондоне Герасиму Дохтурову: «Если царскому величеству нужны
будут служилые люди, то у парламента для царского величества сколько
угодно тысяч солдат готово будет тотчас».
Подробнее:http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=5221#ixzz1L11LQN5g Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на "ИА Русские Новости"
Михаил Силантьев
|