Каталог статей
Главная » Статьи » История |
Русское экономическое чудо. Страницы истории. Царская индустриализация.
ЦАРСКАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
Индустриальный подъем в дореволюционной России связан с именем Сергея Юльевича Витте. Его экономическая философия, энергия и противоречивый характер наложили отпечаток на промышленное развитие Империи в эпоху Великих реформ. Витте находился под обаянием немецкого экономиста Фридриха Листа, чья теория предлагала учитывать национальные особенности экономических систем. Как патриоту, влюбленному в русскую самобытность, Витте эта идея была очень близка. Он любил повторять:"Творцы классической политэкономии создали науку, которую было бы правильнее назвать не политической, а космополитической экономией."
Воглавив министерство финансов, которое в то время играло ключевую роль, Витте проводил политику протекционизма национальной промышленности. Эта политика нашла полную поддержку у Императора Александра Третьего.
Витте ввел заградительный таможенный тариф, который стимулировал иностранные инвестиции. Чтобы работать на русском рынке зарубежные компании должны были вкладывать деньги в России. Разработка, так называемого толкового тарифа, была поручена Дмитрию Менделееву. Этот труд своей жизни знаменитый ученый ценил особо. Он говорил:"Какой я химик! Я политикоэконом. Что там основы химии! Вот толковый тариф - это другоей дело!"
Раньше иностранцам было трудно работать в России - чтобы открыть свое дело им следовало получить разрешение государя императора. Исключение делалось только для знаменитостей и искусных мастеров. Витте отменил эту практику. Он развязал руки зарубежным предпринимателям.
Юрий Бокарев, Институт экономики РАН:"При Витте были приняты законы, которые защищали иностранные капиталовложения. Ну, Российское Правительство покровительствовало иностранным предпринимателям иногда даже в ущерб отечтесвенным предпринимателям. Жалобы последних достаточно многочисленны."
Остались лишь очень небольшие ограничения: иностранцев не допускали к горному промыслу в приграничных районах. Были ограничены права китайских и корейских иммигрантов, которые хлынули в пределы Империи, в некоторых регионах иностранцам заперщалось скупать недвижимость.
такая политика привела к тому, что в Россию хлынул мощный поток капиталов.
Маршал Голдман, Гарвардский университет:"Это была прекрасная возможность для капиталовложений. Россия очень богатая страна. У нее Бакинская нефть. У нее сталилитейные заводы. У нее огромное население, состоящее из потенциальных потребителей. Если мы вложим в Россию деньги - наши инвестиции окупятся и мы рабогатеем. Вот как мыслили инвесторы в США."
Однако была еще одна веская причина вкладывать деньги в Россию - ее экономика еще на стала участником Европейского экономического процесса. Кризисы на Западе на ней практически не отражались.
Юрий Бокарев:"Это было связано с неустойчивостью экономического развития в Европе. Русское народное хозяйство до начала XX века отличалась большей гораздо стабильностью, большей надежностью."
Другим рычагом модернизации стали займы. Их брали и раньше, но при Витте государственный долг России увеличился многократно. Первые крупный займы были сделаны в 70-х и 80-х годах XIX столетия. Они имели целевой характер - строительство железных дорог. Это было сверхважно. Магистрали не только соединяли разные части страны. Они не только оживляли торговлю и связывали Россию с мировым рынком. Они обеспечивали подъем базовых отраслей.
Благодаря правительственным заказам возниколо рельсовое производство и транспортное машиностроение. За которткий срок русские рельсы почти полностью вытеснили импортные, а две трети от всех паровозов и вагонов стали производиться нашими заводами. Строительство магистралей вдохнуло новую жизнь в горную металлургию, электротехническую и химическую отрасли. Оно дало мощный толчок развитию отечественной науки.
Займы на строительство железных дорог брали многие страны. Ровно по тому же пути шли и Соединенные Штаты.
"Мы тоже строили железные дороги и занимали огромные суммы. В особенности у Англии. Российская промышленность финансировалась за счет займов у Франции, Бельгии, Германии, даже Соединенных Штатов. Это естественно. Надо же как-то финансировать промышленность."
Витте сознательно уменьшал номинал русских акций, чтобы за рубежом их могли купить не богатые люди. В то время ходила шутка, что русские железные дороги строятся на деньги немецких домохозяек.
Политика Витте вызвала шквальный огонь критики. Ему ставили в вину нарушение социальных устоев и ломку традиций. Его обвиняли в том, что называя себя патриотом - он продает страну иностранцам. Во многом критика была справедлива. Поскольку перекос в сторону иностранных предпринимателей оказался избыточен.
Юрий Бокарев:"Витте понимал что такое Российское народное хозяйство. И он понимал, что иностранные капиталы должны сыграть вспомогательную роль. Хотя на самом деле их роль была несколько более значительна чем он расчитывал. Иностранные капиталы принесли в Россию новейшую технику, что нельзя сказать о сегодняшнем дне. Были мощным стимулом для развития экономики. Это не просто денежные вливания, это еще новая техника, новые шахты, новые заводы."
Однако в итоге Витте оказался провидцем. Займы и инвестиции разогрели русский экономический мотор. Дальше машина поехала на своем топливе.
В начале XX века Россия резко наращивает масштабы своих внутренних накоплений. Отныне они и обеспечивают ее стабильный экономический рост. В эпоху реформ стремительно развивается пищевая, текстильная, горно-заводская и металло-обрабатывающая отрасли. Огромный рывок вперед делает машиностроение.
Неожиданно для всех Россия далеко обгоняет другие страны по производствую дизель-моторов.
14 февраля 1898 года в Берлине произошло событие, которое окрестили сделкой века. Российский нефтяной магнат Иммануил Нобель заключил контракт с немецким изобретателем Рудольфом Дизелем. Теперь дизель-моторы могли производится в России. Рудольф Дизель создал свой двигатель в 1897 году. Заказчиком выступил знаменитый промышленник Фридрих Крупп. Ему нужен был двагатель, работающий на угольной пыли. Дизель не оправдал этих надежд. Он создал двигатель, который работал на керосине.
В принципе такой двигатель не нужен был и Нобелю. Он покупал идею. Нобель был уверен что отталкиваясь от нее русский инженеры создадут мощный и экономичный мотор работающий на сырой нефти. Нобель вполне обдуманно полагался на русскую техническую мысль. Он знал, что еще в 80-х годах русские изобретатели предложили целый ряд оригинальных технических решений. Конструктор Луцкой создал газовый двигатель. Инженер речного флота Кострович сконструировал легкий бензиновый двигатель. Керосиновый двигатель создали совместно инженеры Яковлев и Казаков. В этом же направлении работал знаменитый теплотехник Георгий Депп. По его совету нефтяной магнат и заключил сделку.
Сам Рудольф Дизель не верил в возможности Российской науки и промышленности. Как многие на Западе он считал, что русские плетутся в хвосте технической революции. Однако ему пришлось поверить. Приехав в Россию в 1910 году Дизель поразился успехам Российский конструкторов. Наши инженеры смогли сделать то, чего не смог сделать он. Они перевели дизель на сырую нефть.
Россия стала первой в мире страной наладившей серийное производство дизельных двигателей. Причем нескольких типов: стационарный, быстроходный, судовой, реверсивный. Россия опередила всех. Не случайно, еще долгое время на всех континентах дизель-мотор будут называть русским двигателем.
В начале века дизель-моторы производили сразу несколько крупнейших предприятий. Начало положил завод Людвиг Нобель в Санкт-петербурге. Вслед за ним дизели стали выпускать заводы в Коломне, Риге, Николаеве, Нижнем Новгороде и Харькове.
Россия стала родиной теплоходостроения. В 1903 году Сормовский завод спутил на воду первый в мире дизель-электроход Вандал. Это нефтеналивное судно построили по заказу компании Бранобель. Речные теплоходы стали строиться в России с невероятным размахом. Все теплоходы бегавшие по русским рекам были изготовлены на отечественных заводах.
В начале XX века Россия вырывается вперед по внедрению в серийное производство научно-технических идей. По целому ряду отраслей - она признанный лидер. Раньше русские инжерены лишь адаптировали зарубежную технику к местным условиям, а их собственный замыслы оставались невостребованными или воплощались за рубежом. Теперь положение изменилось. Грандиозный промышленный подъем создал все условия чтобы русские технические идеи воплощались на Родине.
Одной из отраслей где Россия вырвалась вперед стало самолетостроение.
28 июня 1914 года в Киеве царило оживление. Огромная толпа собралась встречать самолет, который совершал беспрецентентный по тем временам перелет - из Санкт-Петербурга в Киев и обратно. Он назывался Илья Муромец и это название оправдывал вполне. Это был уникальный воздушный крейсер, оснащенный четырьмя двигателями, он превосходил все самолеты в мире по грузоподъемности и дальности полета. Пилотировал Илью Муромца легендарный русский конструктор Игорь Сикорский.
Об этом человек впервые заговорили 18 мая 1911 года, когда на своем самолете С-5 он установил 4 мировых рекорда - по высоте, скорости, дальности и продолжительности полета. Через год Сикорский начал строить самолеты на знаменитом Русско-балтийском заводе. Новые модели выходили одна за другой. На них появилось штурвальное управление. Ножные педали для руля поворота и множество других новшеств. Самолеты Сикорского устанавливали рекорды. Их покупали другие страны.
Сикорский открыл эру тяжелой авиации. Он созда первый многомоторный самолет, получивший название Русский витязь. Его летная масса составила 4200 кг. С семью пассажирами на борту он установил мировой рекорд по продолжительности полета - 1 ч. 54 мин. Вскоре появилась более совершенная модель - тот самый Илья Муромец.
В 1913 году Великобритания уведомила русское Правительство о намерении закупить самолеты типа Илья Муромец для оснащения своего морского флота. 28 июня 1914 года на Илье Муромце Игроь Сикорский и вылетел в Киев. Этот день стла днем победы русского самолетостроения.
Лев Краснопевцев, Музей акционерного дела и финансовой истории:"Государство сразу заказало ему максимальное количество потому что это был бомбардировочный самолет. Это было начало бомбардировочной авиации. Было еще две интересные фирмы. Одну из них создал Щетинин в Санкт-Петербурге. Это был летчик, тоже самое. Конструктор. Который сам начал конструировать самолеты. Очень все шло сначала буквально на какие-то карманные деньги. На какие-то подаяния и так далее. Ну, а потом ему все-таки удалось создать к 1913 году уже производство, небольшой завод, и деньги тут же пошли от государства, потому что самолеты были нужны. Еще был очень интересный, одаренный человек - Владимир Лебедев в Петербурге. Тоже пилот. Они сами все летали. Он тоже создал в Петербурге завод. К сожалению, начиная с 1918 года основная масса этих людей иммигрировала. Сикорский создал в Соедниненных Штатах производство мирового уровня. И самолетов, и веротлетов. И не только Сикорский. Много очень талантливых наших конструкторов оказались там."
В начале XX века темпы индустриального роста России оказались столь высокими, что отечественное машиностроение не могло удовлетворить все заказы. Поэтому в годы промышленных подъемов резка возрастал ввоз машин из-за рубежа. В тоже время русское машиностроение ярко продемонстрировало свою жизнестойкость. Как известно огромный толчок развитию этой отрасли дала Транс-Сибирская магистраль. Окончание строительства великой дороги стало для нее первым серьезным испытанием.
Маршал Голдман:"Когда Транс-Сибирская железная дорога была достроена - исчез главный стимул роста. Ведь пока шло строительство дороги, существовал постоянный спрос на железо, сталь, на оборудование и локомотивы. Когда строительство закончилось - спрос исчез."
Однако русское машиностроение с честью вышло из трудного положения. Заводы быстро наладили выпуск земледельческих машин, электродвигателей и другой продукции, которую требовал рынок. В эпоху реформ в России появились заводы-гиганты - Сормовский, Коломенский, Брянский, Путиловский. Это были многопрофильные предприятия, производившие десятки наименований продукции. Наряду с ними действовали крупные специализированные заводы. Как частные, так и казенные. Луганский и Харьковский заводы сторили паровозы. Адмиралтейский и Балтийский - военные суда. Невский завод производил корпуса морских судов и паровые машины для морского флота. Франко-Русский строил судовые машины и паровые котлы. В начале XX века по производству машин Россия заняла 4-е место в мире, оставив позади Францию, а удельный вес машиностроения в ее промышленном производстве оказался выше чем в более развитых индустриальных странах.
В 1873 году известный британский промышленник Джон Юз, при поддержке русского правительства построил в Донецкой степи завод и начал выпускать рельсы. Ему были безвозмездно переданы земля, рудники и угольные шахты, а также предоставлена ссуда и ряд льгот. В это же самое время владелец небольшого Ростовского механического заводика по фамилиии Пастухов построил доменный завод без всякой промышленной помощи. Это наглядный пример инициативы с низу. Когда русский предприниматель шел на риск, полагаясь только на свои силы.
В 1908 году несколько русских заводов были приняты в рельсовый синдикат. Они стали продавать рельсы на мировом рынке.
В следующем 1909 году начался новый экономический подъем. Спрос на металл увеличился. Вскоре по производству стали Россия вышла на 4-е место в мире, а по выплавке чугуна на 5-е. Стало бурно развиваться мукомольное производство. Ассортимент отечественных растительных масел включал в себя подсолнечное, льняное, конопляное, рапсовое, горчичное, хлопковое и даже кокосвое масло.
Впечатляющими темпами развивалось производство сливочного масла. Здесь лидерами были Вологодские и Сибирские маслодельные артели. Луга богатые травами объясняли неповторимый вкус тамошнего масла. Основная его часть шла на экспорт. Оно продовалось на европейских рынках под маркой Парижское.
В 1913 году Россия произвела 5,3% мирвой промышленной продукции. По абсолютному объему промышленного производства она вплотную приблизилась к Франции, превзойдя ее по выплавке стали, проиводству машин и хлопчатобумжных тканей. По уровню производства промышленных изделий на душу населения, Россия вышла на уровень Японии, Италии и Испании. Однако ее отставание от США, Германии и Великобритании еще было значительным.
Уникальной особенностью России стал патернализм - отеческое, опекунское отношение предпринимателей к рабочим. На русских предприятиях крайне редки были увольнения. Хозяева выплачивали пособие тем, кто пострадал на производстве, строили избы-читальни. Увы, эту гармоничную связь разрушали иностранные коммерсанты, которые отличались не только алчностью, но и цинизмом по отношению к человеку труда.
Юрий Бокарев:"Можно проиллюстрировать интересным моментом, связанным с революцией 1905 года, когда СР-ы подговаривали рабочих напасть на фабрику Сытина и рагромить ее. Рабочие им отвечают:Ну какой же Сытин кровопийца и капиталист - он отец родной! Вот если на иностранца какого-нибудь напасть - другое дело! Вот все кровопийцы!"
Тогда всем казалось что впереди главная схватка за экономическое лидерство и Россия к этой схватке готова!
В следующей серии мы расскажем о банковской системе Империи и выдающихся банкирах своего времени чьи имена были у всех на устах.
Смотрите документальный сериал "Русское экономическое чудо. Страницы истории."!
| |
Категория: История | Добавил: Михаил (10.12.2016) | |
Просмотров: 310 | Комментарии: 1 |