http://topwar.ru/20755-nuzhen-sereznyy-otkat-nazad.html
Бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск резко критикует итоги работы Анатолия Сердюкова
ВЗГЛЯД: Юрий Дмитриевич, о чем вы подумали, когда узнали в понедельник об отставке Сердюкова?
Юрий
Букреев: Решение по поводу снятия Сердюкова перезрело давным-давно.
Никакой он не специалист, он совершенно не имеет никакого представления о
том, чем был назначен руководить. Он пришел для того, чтобы разрушить
систему. И он этого добился. Армия в ужасном состоянии.
ВЗГЛЯД: Чего, на ваш взгляд, можно ожидать в связи с назначением Сергея Шойгу на эту должность?
Ю.Б.:
Трудно ожидать, чтобы политическое руководство страны назначило бы
какого-то совершенно незнакомого для них человека, поскольку там,
очевидно, много нерешенных проблем, остались какие-то «хвосты», которые
нужно зачищать. Может быть, правильно было сказано президентом, что на
период расследования по этим неприятным делам в Министерстве обороны
нужно отстранить министра, чтобы довести дело до конца, изучить
ситуацию.
Но Шойгу все-таки тоже не военный, и говорить о том,
что он был в МЧС, носил форму, в данной ситуации как-то странно. Ну и
что, что генерал армии – и в полиции есть генералы армии. Это совершенно
другая специфика работы. Одно дело – тушить лесные пожары, справляться с
катастрофами, землетрясениями. Да, там нужны организаторские
способности, командные. Однако у службы в Министерстве обороны и
Генеральном штабе есть особенность: здесь все время нужно думать о
перспективе и заглядывать в будущее на 10, 15, 20 лет. Но для этого
нужно знать, как в целом строятся и развиваются вооруженные силы, по
каким законам, нужно знать законы войны, основы боевых действий, основы
подготовки операций.
Это другая область знаний, и, конечно, к ней
просто так не придешь с тем багажом, который есть у Шойгу. Но как
промежуточная фигура на какой-то период, чтобы стабилизировать ситуацию,
думаю, он и политическому руководству страны подойдет, и обыватель с
ним согласится. Поскольку скамейка запасных в Министерстве обороны
выхолощена, и где там сейчас найти человека думающего, способного
возглавить министерство и Генеральный штаб? Нужно срочно создавать
резерв должностных лиц. Их и учить нужно – а сейчас и учить негде!
В
перспективе же нужно найти на эту должность профессионала. Либо, как
это сделано во многих цивилизованных странах, разделить обязанности
между гражданским министром обороны и Генеральным штабом. Не может
непрофессионал полностью осуществлять руководство Вооруженными силами!
Он может делать это частично – контролировать бюджет,
военно-промышленный комплекс и т.д. Но управлять ходом строительства и
развития Вооруженных сил и отвечать за строительство Вооруженных сил
должен профессионал.
ВЗГЛЯД: Сколько времени, на ваш взгляд, необходимо, чтобы Шойгу вошел в курс дела?
Ю.Б.:
От трех до пяти лет. Первый год – это вообще ничто, он только начнет
разбираться, облетать, знакомиться. На второй год начнет что-то
понимать. Третий-пятый годы будут наиболее продуктивны. Его можно и
оставлять на этот срок, но тогда, как уже сказано выше, нужно разделять
функциональные обязанности между гражданским министром и Генеральным
штабом, как сделано в ряде западных стран.
ВЗГЛЯД: А как
воспримут нового министра сами военные? Насколько я помню, приход
Сердюкова с самого начала вызвал в войсках недоумение.
Ю.Б.: С
чего начал Сердюков? Он сразу начал торговать, разгонять академии,
привел и назначил своих людей в министерство. Если Шойгу будет вторить
ему... Уже было заявлено, что реформы будут продолжены, углублены.
Ничего продолжать не нужно, наоборот, нужен серьезный откат назад.
Если
говорить о Шойгу, то офицеры воспримут его назначение как продолжение
политики «ставка на гражданских». А в остальном все будет зависеть от
того, какие он сделает первые шаги.
ВЗГЛЯД: При каких первых шагах он может заручиться поддержкой офицерского корпуса, на ваш взгляд?
Ю.Б.:
Во-первых, если он восстановит главные командования видов Вооруженных
сил. Сейчас они уничтожены. В каждом по 90 человек – совершенно
бесправные, никчемные органы управления.
Во-вторых, если он
разгонит оттуда этих дам, некомпетентных, сволочных, которые ненавидят
офицерский состав, с которыми невозможно решать ни один вопрос.
Представляете, сейчас, как рассказывают, в перерывах на коллегии
ведомства очередь в женские туалеты больше, чем в мужские. Женский
батальон какой-то.
И, в-третьих, если он восстановит военное
образование. Сейчас оно уничтожено. С первого сентября все академии
перешли на десятимесячный срок обучения. Ровно такой срок отводился в
послевоенный период фабрично-заводским училищам, когда учили на самые
примитивные специальности – слесаря, каменщика и т.д. Сейчас будут
десять месяцев учить офицера для работы в оперативно-стратегических
звеньях управления. И в Академии Генштаба учат десять месяцев, и в
рядовых академиях.
Если Шойгу сделает хотя бы эти три шага, его сразу поддержат.
Многое
зависит и от того, кто останется в Генеральном штабе. Если Генштаб
по-прежнему будет так болтаться, ничего хорошего из этого не выйдет. Не
думаю, что Макаров (начальник Генерального штаба генерал армии Николай
Макаров – прим. ВЗГЛЯД), военный человек, принимал такие решения. Ему
выкручивали руки и заставляли делать то, что он делал. Он человек не
волевой, слабовольный, не мог противостоять, побоялся уйти и выполнял
то, что говорил этот министр.
ВЗГЛЯД: На кого опереться новому министру? В последние годы из министерства и Генштаба были уволены очень многие офицеры.
Ю.Б.:
Это самая страшная проблема. Сейчас дела и масштабы личностей в военном
руководстве несоизмеримы с теми, что были до девяностых годов. Такого
уровня людей, как тогда, сейчас нет. Это во многом заслуга Сердюкова, он
ведь всех военных поувольнял. Я долго служил в Туркестанском военном
округе и все время вспоминаю одну местную пословицу. Узбеки говорят так:
«Ишак, погулявший в тени, на солнце работать уже никогда не будет».
Главное, чтобы начальник Генштаба попался такой, чтобы имел свою точку
зрения.
ВЗГЛЯД: Вы думаете, Макаров не останется на нынешней должности?
Ю.Б.: По идее, его должны немедленно убрать.
Он
должен был все знать, информировать руководство. При его должности у
него множество источников, он наверняка знал об этих безобразиях. Но он
«лег» под Сердюкова и выполнял его волю. Он должен был знать, что
процветают коррупция, воровство, жульничество, что жилье для офицеров
строится не в тех местах, где они служат, а где придется, что академии
выгоняются из столицы – сейчас Москву некому защитить – и переводятся в
периферийные города.
Он должен был попросить аудиенции у
президента, он второе лицо в Министерстве обороны, его президент
назначал. И он должен был четко докладывать эту обстановку.
Вина
Макарова как военного человека и в том, что все уничтожено в ходе
реформирования. Он должен был сопротивляться. Что, он не знает, что
дивизии нельзя преобразовывать в бригады на нашей огромной территории?
Что бригада в два с половиной раза меньше по боеспособности, что она не
может нести с собой запасы, боеприпасы? Он не знает, что сейчас все
время говорится о бригадах постоянной готовности, а там солдаты один год
служат, за год невозможно обучить, и бригады формально числятся
боеготовыми, а реально солдаты не обучены?
ВЗГЛЯД: В связи с
назначением Шойгу на должность главы Минобороны уже озвучивались мнения,
что он практически создал работающую структуру.
Ю.Б.: Это
неправда. До середины 90-х годов у нас существовала мощнейшая система
гражданской обороны, которую, как правило, возглавлял один из
командующих войсками округов в ранге заместителя министра обороны по
гражданской обороне. И эта структура имела свои войска.
В чем
отличие от нынешней бутафорской МЧС – Гражданская оборона имела
механизированные батальоны, полки и бригады, на вооружении которых были
краны, экскаваторы, землеройные машины и т.д. Они были полностью
укомплектованы солдатами, сержантами, офицерским составом, были
подготовлены, должны были выступать по любой команде и отлично
справлялись со своими делами. После 91-го года это все развалилось.
У
МЧС есть особенность, о которой обыватель не знает. Почему я хорошо
знаю, потому что, когда я возглавлял Главный штаб Сухопутных войск, на
главкомат Сухопутных войск была возложена задача территориальной обороны
страны. Периодически мы разрабатывали план территориальной обороны
страны и каждый год проводили учения с двумя-тремя округами. На них мы
всегда привлекали региональные структуры МЧС. Мой заместитель –
генерал-лейтенант Михаил Сомов – ушел тогда к Шойгу заместителем по
технике и вооружению этих самых механизированных батальонов, которые
были переданы ему из состава Вооруженных сил. И когда он поехал их
проверять, он пришел в ужас: они все были разукомплектованы, распроданы и
обезображены.
На сегодняшний день каких-то войск в Министерстве
по чрезвычайным ситуациям нет. Есть только региональные
представительства. То есть в каждом субъекте Федерации есть генерал –
там столько генералов, что все нормы превышены – у которого за душой
ничего нет. Они все базируются на ресурсах муниципальных, местных
органов самоуправления, а генерал только командует и рулит. Просто очень
хорошо развита система популяризации МЧС и Шойгу.
В прошлом году
телевидение дней десять бубнило одно и то же: МЧС отправляет в Сербию
помощь. Месяц говорят, какой Шойгу распорядительный, а они везут тысячу
одеял. Это ничто, это капля в море. То же самое с их «Центроспасом».
«Землетрясение, «Центроспас» вылетел на двух Ил-76». А его вместимость –
15-20 единиц. «Вот собаки-спасатели» – покажут одну собачку. Я этих
собак уже по мордам узнаю. Десяток собак перед камерой крутанутся, никто
ничего не достал. Тысячи людей гибнут, одного, двух, трех спасли. То
скажут: «Самолет Ил-76 привез раненого мальчика в Москву на операцию».
На дорогах сотни людей гибнут ежедневно. Почему показывают этого
мальчика? Да потому что нечего больше показать.
Сказать, что
Шойгу что-то создал на пустом месте, нельзя, и близко такого не было. Не
стоял он у истоков, все было создано для него.
ВЗГЛЯД: Тем не менее, может ли его предыдущий министерский опыт быть востребован в военном ведомстве?
Ю.Б.:
Его опыт организатора и руководителя пригодится, если Шойгу до глубины
души честный и порядочный человек. Если он будет честен перед собой,
будет отстаивать государственные интересы, с его опытом руководства
людьми он что-то сможет сделать в ближайшие три-пять лет.
Автор Юрий Букреев