Каталог статей
Главная » Статьи » Культура, философия, религия |
Тупичок Гоблина как социальный культ
![]() ![]() Сообщества интернета, являясь отражением и развитием сообществ реального мира, невероятно разнообразны. Здесь можно найти клубы по интересам, школы, публичные дома. Имеются также ресурсы, социальная идентификация которых на первый взгляд затруднительна. Одним из таких является популярный в рунете блог Дмитрия Юрьевича Пучкова, известный как Тупичок Гоблина. Не будем описывать многоликие сервисы Тупичка - заинтересованный читатель может изучить их самостоятельно, посетив сам сайт или его сайты его поклонников или критиков. Перейдём сразу к делу. Итак, поставлены следующие вопросы: Имеет ли сообщество Тупичка признаки культа? Является ли культ тоталитарным? Какова социальная миссия Тупичка? Ключом к ответу являются нижеописанные семь аспектов. Приступим. 1. Искусственная социальная реальность. Любое сообщество создаёт свою социальную реальность, но соцреальность культовых групп обладает рядом характерных признаков: полный контроль за членами группы, культовый взгляд на мир, собственный язык. На Тупичке устранены все источники информации, кроме тех, которые предоставляются Тупичком. Ссылки на источники, враждебные идеологии, отслеживаются и удаляются. Обуздание заблудших членов Тупичка производится жёсткими методами. Отлучение от общества всегда публично и сопровождается наказанием в виде оскорблений. Для интерпретации всего происходящего навязывается культовый взгляд на мир, генеральной линией которого является следующая: Россию рвут на части. Идеология Тупичка не предлагает никакого способа спасения для разрываемой на части России, но для члена общины знание о грядущей насильственной смерти государства самоценно, а проведение времени за общением на эту тему в кругу единомышленников становится уютной психологической нишей: пусть весьма причудливо, но мир оказывается имеющим смысл, зачастую впервые в жизни человека, приобщившегося к культу. К использованию принят специфический жаргон. Добропорядочный член общины - камрад, изгой – долбоёб, Дмитрий Юрьевич – Главный, ритуальное приветствие, оно же возглас одобрения: ГАВ, статусное сопоставление происходит с помощью заклинания cколько тебе лет. Специфический лексикон помогает рассматривать явления под правильным углом зрения. После обучения набору клише, таких как Борис Стругацкий ему руки не подаст, До чего Сталин страну довёл, Если бы был короткоствол любое событие легко определяется камрадом как хорошее или дурное, и критическое мышление резко обрывается. Послания и заклинания повторяются вновь и вновь. Повторение делает сердце камрада более любящим, а достаточно часто звучащий вымысел в конце концов уподобляется факту. Монотонное скандирование и повторение речевых штампов, таких как Жги, Обамка! Разваливай США! качественно ограничивают возможность глубокого размышления и личной рефлексии. Любая вольность, и даже оговорка в общении в комментариях незамедлительно карается всё теми же шаблонными методами: Сколько тебе лет?, Меня пидорнули модераторы. Те, кто это наблюдает, тоже получают предупреждение: контролируйте свои мысли или, по крайней мере, их выражение. (Постоянно педалируемая Пучковым тема гомосексуализма и дефекации хотя и имеет значение в проблематике данного исследования, более относится, скорее, к личным отклонениям Пучкова и не будет здесь рассматриваться во избежание обвинений в предвзятости и ненаучности). 2. Групповая общность. На Тупичке имеет место единство, бессмысленное по самой сути, но объективно существующее в воображении камрадов и, возможно, самого Главного. Социальная идентичность Тупичка, то есть образ того, чем Тупичок является для членов, сформулирована таким образом: Tynu40k — это не ящик на письменном столе. Это Система формирования человека нового типа. И, следовательно, общества, в котором жить нам всем. Более доступная для разума камрадов формула выглядит так: 95% населения – идиоты. Предполагается, что контингент Тупичка относятся к оставшимся 5% и основным занятием камрадов является непрерывное доказательство этого предположения себе и окружающим. Эта техника позволяет управлять камрадами, постоянно напоминая им о возможности черенкования, то есть под страхом изгнания заставляя их действовать как «избранные». Избранным, полноценным членом Тупичка камрад становится после получения белых штанов – обряда инициации, автоматически производимого движком сайта при условии точного следования камрадом за извилистым полётом мысли и настроения Главного. Для сохранения и развития белых штанов, — высоко ценимого внешнего аттрибута избранности, — камраду необходимо врастать в новооткрытую жизнь и, конечно, продолжать повиноваться. Обладатели белых штанов служат ролевыми моделями и наставниками для новых членов группы. Чтобы добиться конформизма, применяется интенсивное групповое давление. Результат — однородность мнений и поведения в культе, которые затем служат дальнейшему подкреплению культовой практики — если это делают все, значит, это правильно. Обратная сторона тактики групповой общности — создание внегрупповых объектов для ненависти. Это могут быть как конкретные личности (Борис Стругацкий, Юрий Шевчук, Андрей Сахаров), так и социальные группы (советские интеллигенты, Творцы, журналисты, дети). На любого вновь выявленного врага, попавшего в поле восприятия члена культа, навешивается один из стандартных ярлыков. Сочинение внешних «злонамеренных» объектов служит двойной цели: создать у членов культа ощущения удовольствия от того, что они входят в собственную группу, и увеличить их страх перед возможностью покинуть эту группу и перестать ее поддерживать. 3. Западня рационализации. Гарантированное повиновение камрадов достигается с помощью так называемой спирали возрастающей преданности: согласившись на изначально простые требования, член культа затем постепенно прогибается под все более и более серьезные рамки. Например, от (1) неудовольствия по поводу автобиографической книги Бориса Стругацкого Главный переходит к (2) публичному отречению от творчества братьев Стругацких, что затем обобщает до (3) объявления авторов глупцами, и, наконец, (4) врагами, диссидентами и прямыми виновниками разрушения Советского союза. Каждый шаг сам по себе не был ни огромным, ни абсурдным скачком в сравнении с предыдущим, но цепочка умозаключений ведёт дальше и дальше, и чем безумнее доводы Главного, тем больше растёт преданность и обожание камрадов. Причина этого механизма такова: связав себя начальными обязательствами, камрад чувствует себя не вправе нарушать данное им слово, изменяя делу. Чтобы оправдать восприятие этого начального обязательства, он склонен соглашаться все больше и больше, тем самым связывая себя еще более серьезными коммуникативными обязательствами. Таким образом, разрешение диссонанса и сохранение представления о самом себе как о человеке, выполняющем свои обязательства, и формируют мощный капкан рационализации. 4. Миф о лидере. Как и в большинстве культов, на Тупичке имеют место истории и легенды о жизни Главного, переходящие от одного поколения камрадов к другому: это истории об армейской службе, работе в милиции, деяниях во времена Советского Союза. Как и положено мифам, многие истории лишены конкретики: поступки и слова Главного, время и место действия зачастую преподнесены очень размыто, иносказательно, что добавляет им эпичности, былинности, но иногда приводит к разночтениям и возникновению апокрифов. Так, например, известны противоречивые версии касательно причин увольнения Главного из органов, неучастия его в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, сантехнической квалификации, его сексуальной ориентации и др. Достаточно неявно, но повсеместно происходит сравнение Главного со Сталиным, исподволь навязываемое и поддерживаемое самим Пучковым и его ближайшим окружением: скрытность и подозрительность, обрывчатые сведения о личной жизни, доминантный титул, фетишизация понятия тоталитаризм, склонность к массовому бесконтрольному насилию, шировое распространение портретов, особый вещательный, проповеднический характер изложения – всё это в затуманенных глазах камрадов роднит Пучкова с Хозяином, Вождём, самым Главным. Какова цель таких мифов? Культ требует от своих членов необъяснимых, иррациональных поступков — платы за просмотр гомоэротических фотографий (проект Бездуховность), чтения сброшюрованных компиляций из материалов сайта (За державу обидно и др), ежегодных платежей по случаю дня рождения Главного, использования вредоносного программного обеспечения (Правда о 9-й роте), накликивания многочисленных баннеров Тупичка и многого другого. Экстремальные требования порождают серьёзный диссонанс, но адепту культа трудно не повиноваться человеку, который одновременно Главный, Правильный переводчик, ДимЮрич: в конце концов, любой человек в здравом рассудке должен стремиться стать подобным Ему. 5. Индуктивное самовозбуждение. Используя наработки Иисуса Христа, которому проповедь смирения и всепрощения не помешала изгнать из храма законопослушных торговцев, Главный нередко употребляет диалектические построения. Например, декларируя своё пренебрежение к посетителям (Ты здесь нахер никому не сдался), он ревностно следит за посещаемостью (У меня тут 50 тыщ рыл в сутки). Нещадно педалируя тему любви к Родине, одновременно отмечает, что её населяют идиоты (95%) и неисправимые вредители (Только массовые расстрелы…). Подвергая остракизму творчество Стругацких и предав анафеме Бондарчука-младшего, вывешивает подобный иконостасу баннер фильма «Обитаемый остров». Эта техника провоцирует острый диссонанс восприятия, и, в тщетных попытках разрешить парадоксы Главного, камрад неизбежно приходит к выводу о непостижимой мудрости своего вождя, что порождает интересный психический процесс с положительной обратной связью: отыскивая аргументы для убеждения себя, камрад ищет помощи, убеждая других. Отыскивая аргументы для убеждения других, камрад убеждает сам себя. Просветительская деятельность усиливает решимость – в комментариях к заметкам нередки жалобы камрадов на друзей, коллег, родственников, у которых настолько богато насрано в мозг, что самые несокрушимые доводы камрада в спорах и обсуждениях не производят должного эффекта. Таким образом гарантируется постоянная занятость членов культа самоубеждением, и, в сущности, самовербовкой. 6. Ни минуты покоя. Как известно, первопричиной любого брожения, приводящего к волнениям и мятежам, является скука. Так, однажды длительное отсутствие Главного привело к так называемому Мальдивскому кризису, и лишь жесточайшая расправа смогла усмирить намечающийся бунт. С тех пор была проведена серьёзнейшая работа по исключению праздности в умах адептов. Рассмотрим некоторые приёмы. Однозначное мнение по некоторым скользким вопросам может повредить в долгосрочной перспективе, вызвав неуместную работу мысли камрадов. Например, Сталин, по мнению Главного, это человек, «возглавлявший страну в трудную минуту и много для страны сделавший». Это очень осторожное, на поверхностный взгляд даже несколько трусливое определение, является самым грамотным из всех возможным – и под него прекрасно подходит даже горячо любимый Тупичком Ельцин (да, сделавший много, а вот много чего – предусмотрительно не указано). Однако работа с контингентом поставлена настолько хорошо, что мысль о Ельцине будет откинута любым из камрадов в силу своей вопиющей невообразимости. Большинство культовых доктрин трудно принимать всерьез, еще труднее с ними соглашаться и верить в них. Член культа, особенно новичок, скорее всего, подвергнет сомнению и будет искать контраргументы против таких базовых принципов, как массовое слабоумие населения, поголовная враждебность интеллигенции государству и прочих. Для таких вступает в силу старая рекламная мудрость «Если нечего сказать, пой». Как лидер культа отвлекает члена своей группы от внимательного изучения и от сомнений в правильности культовой доктрины? Для этого существуют так называемые правильные переводы, бездуховность.ру, синий фил и прочие более-менее нейтральные рубрики. С той же целью периодически меняется и генеральная линия партии - примерами могут служить благолепные комментарии к деятельности де-факто объявленных врагами идей Тупичка Рамзану Кадырову и Никите Михалкову. 7. Фантомы Воображение членов культа фиксируется на фантоме. Преуспевающий лидер культа всегда манит правоверных представлением и видением лучшего мира. Так, корпорация многоуровневого маркетинга Amway предлагает новым членам выбрать свою «Мечту» — новый «Кадиллак», летний дом, ранчо или что угодно еще, что они хотели бы получить, продавая товары Amway. Кришнаиты верят, что их пение и танцы предотвратят или отсрочат неизбежный закат и гибель человечества. В Церкви сайентологии Л. Рона Хаббарда верующие добиваются состояния «клиров». Камрады проводят своё свободное время на Тупичке, заслуживая штаны. Достигшие первой ступени ещё более дорожат расположением элиты Тупичка и самого Главного на пути к более высоким статусам. Высшей, абстрактно-недостижимой целью служения является достижение состояния так называемого джыгита, основные свойства и признаки которого сформулированы Главным в программной проповеди О целях: А вот настоящие джыгиты не плывут ни по течению, ни против течения. Настоящие джыгиты плывут туда, куда им надо. Это потому что у джыгита есть цель. Следует чётко понимать, что по поводу цели джыгиту никогда не помешает проконсультироваться с Главным. Подведем итог. Ответы на поставленные вопросы таковы: Да, сообщество oper.ru имеет все признаки культа. Но в то же время Нет, культ не является тоталитарным - ресурсов информационной сети пока недостаточно для полного подчинения взрослого, социального зрелого человека. Не случайно аудиторией сайта являются именно подростки. Многие молодые люди, особенно воспитанные в неполных семьях, психически неустойчивы и крайне восприимчивы к агрессивной суггестии, но у подавляющего большинства (приблизительно 95%) рано или поздно появляется и собственное мировоззрение, и уверенность во взглядах, и разносторонние информационные потребности. Поэтому камрады, как правило, самостоятельно покидают Тупичок по мере естественного биологического взросления. Однако в отдельных случаях повышенной восприимчивости пребывание на Тупичке не проходит даром. Такие камрады начинают подражать своему лидеру - выбривать лысину, отращивать щетину, носить очки, одеваться в кожу, увлекаться автопортретом, пытаться переводить фильмы, гримасничать и любить Родину. Индивидуумам с такими симптомами рекомендуется организация собственного культа, благо в современном интернете для этого нет необходимости ни в специальных знаниях, ни в финансовых вложениях. Покинув Тупичок и достигнув наивысшего состояния, новорожденный Главный собственноручно организованной экониши тем самым исполняет своё социально-генетическое предназначение, становясь очередным звеном в бесконечной цепи вождей, пророков, мессий и спасителей, столь необходимых человечеству - в этом и заключается высшая эсхатологическая миссия Тупичка. ![]() Источник: http://panano.livejournal.com/22444.html | |
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (02.01.2012) | |
Просмотров: 2372 |
Всего комментариев: 0 | |