Каталог статей
Главная » Статьи » Культура, философия, религия |
О смысле религиозного пути
О рефлексии (путь к духовному совершенству).
Кстати, нелишне будет напомнить о правильном переводе слова РЕЛИГИЯ: первое значение в Большом латинско-русском словаре слова religio (лат.) – совестливость, добросовестность, благочестие. А первое значение слова religiōsē (лат.) – добросовестно, по совести. То есть, в Древнем Риме под понятием религии подразумевалась совестливость в качестве основополагающей добродетели. Таким образом, римляне ещё обладали верным взглядом в отношении духовности, но уже впоследствии появились люди утверждающие, что можно верить не думая и думать не веря. И противопоставление Востока и Запада – это бесспорно идеологическая выдумка нашей эры, поскольку доказано, что греки учились у индусов. Древние индийские мудрецы были очень наблюдательны. Живя в одиночестве, они занимались изучением своей психики и открывали очень важные аспекты, на которые даже в нашу эпоху прогресса большинство людей не обращают никакого внимания.
Так одним из открытий было установление того факта, что у человека существует способность к рефлексии, то есть отражение познания в самом себе: "Я знаю о том, что я знаю"; "Я познаю само познание". Что это такое? Это способность абстрагироваться от деятельности, заняв позицию наблюдателя над собственной деятельностью. В философии есть понятие "осознание", в психологии говорят об адекватности восприятия, оценки и поведения, а в психиатрии используется понятие "вменяемости". Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собст. форм и препосылок; предметное рассмотрение самого знания, крит. анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутр. строение и специфику духовного мира человека. (ФЭС).
Как в разных контекстах значение одного и того же слова может варьировать, так и в разных понятийных схемах, системах представлений одно и то же явление может быть обозначено разными словами, которые придают понятию об этом явлении различные смысловые оттенки. В данном случае за всеми этими терминами скрывается определённая психическая способность, которая внешне никак не выражена, её нельзя потрогать и невозможно измерить никаким прибором. Судить о её наличии можно только косвенно.
Например, существует градация стадий алкогольного опьянения: "павлин", "обезьяна", "лев" и "свинья". С помощью этих образов описываются последовательные этапы изменения человеческого поведения при употреблении алкогольных напитков. Так "павлин" метафорически обозначает начальную стадию опьянения, которая проявляется в виде самолюбования, позёрства, кичливого выпячивания перед другими своей персоны. Наступление следующих стадий "обезьяны", "льва" и "свиньи" проявляется в манере поведения человека аналогично повадкам этих животных. Этими сравнительными образами обозначены стадии снижения уровня самоконтроля, чего пьяный человек не замечает, но и окружающие люди делают соответствующий вывод только на основании наблюдения и предположения (ведь может оказаться, что человек притворяется). Также незаметно наступает снижение уровня осознания в результате нанесение вреда другим существам и в ряде иных обстоятельств. Поэтому все рекомендуемые требования и ограничения, открытые древними мудрецами, излагаются в учении Йоги именно как способы и средства, повышающие или (при невыполнении) снижающие уровень осознания (рефлексии).
Из вышеприведённого примера стадий опьянения следует вполне закономерный вопрос: "Если существует путь "вниз", то каким должен быть путь "вверх"? Именно поиску способов и средств "пути наверх", то есть к совершенству, посвящали всю свою жизнь многочисленные аскеты и мудрецы со времён неолита. Все эти приёмы и открытия в области психики были зафиксированы в Ведах, которые (примерно во II веке до н.э.) великий Патанджали объединил и систематизировал в своей "Йога-сутре". Технический смысл религиозного пути состоит в том, чтобы исключить условия, при которых развитие рефлексии снижается (причинение вреда другим, лживость, вредные привычки, социальная ориентированность сознания, ментальные помехи и пр.), а то и вообще прекращается (убийство и т.п.). Другими словами, существует множество помех на пути развития концентрации. А, с другой стороны, сформировать условия, при которых уровень рефлексии повышается (контроль над поведением, физический тренинг, очищение, молитва, епитимья, самоанализ, аскетизм и пр.). Духовная наука, исходя из вышесказанного, очень не похожа на современную науку, которая преимущественно занята только интеллектуально-технической поддержкой и обслуживанием других социальных институтов. Передо мной монография И.С. Беритова "Структура и функции коры большого мозга". Где сказано, что "Сознание является характерной особенностью психических процессов взрослого человека", а под сознательным действием понимается, "сознание плана и цели поведения". То есть по Беритову получается, что дети и подростки не обладают достаточным сознанием, поэтому легко поддаются внушению.
Поэтому, когда человек говорит, что не верит в то, что моральные ограничения влияют на его жизнь, то это только указывает на низкий уровень осознания, самонаблюдения.
(см. "О сущности морали"). Ибо контролирование собственного поведения – это не вопрос веры, а условие обеспечения своей собственной психической стабильности, неуязвимости, и возможность достижения высших уровней. Поскольку человек, впадая в порок, психологически отождествляется с деятельностью, пытаясь воздействовать на ситуацию, а мудрость, наоборот, учит смотреть на ситуацию сверху и предвидеть её развитие. Очевидно, что снижение контроля над поведением закономерно ведёт к непредсказуемости (т.е. к утрате прогнозирования) результата. Человек при этом своим сознанием пребывает целиком в своём поведении и, как говорят, "не видит себя со стороны". А это и есть невменяемость, то есть состояние неадекватности самооценки и отсутствие контроля. Ведь и агрессивное поведение, и изворотливая лживость, и страстное влечение и прочее своим проявлением как раз указывают на отсутствие психологической уравновешенности, а значит и на снижение уровня рефлексии. И в заключении: поскольку установлено, что ум течёт в двух направлениях – к добродетели или к пороку (см. "Й.-С.", глава I - 12), то очевидно, что выбор весьма ограничен.
| |
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Владимир (11.06.2010) | |
Просмотров: 478 |
Всего комментариев: 0 | |