Каталог статей
Главная » Статьи » Культура, философия, религия |
О "майе"
Многие вещи в своей жизни люди просто не замечают, проходят мимо, но от этого эти вещи не перестают существовать. Причём вовсе не обязательно обладать какой-то особенной чувствительностью, необходимо только тренировать способность различения, развивать рефлексию. В темах "О смысле религиозного пути", "О Фикции" я уже касался некоторых моментов, обычно не фиксируемых вниманием.
Чтобы пройти мимо, не надо никуда ехать, ибо это находится внутри нашего мышления. Но глупость обречена проходить. В брахманизме существует более общее понятие "майя", которое включает в себя не только различные иллюзии и интеллектуальные заблуждения, но и иные неосознаваемые моменты. Я приведу определение из ФЭС: Майя противоположна осознанию (рефлексии) и связана с авидьей (невежество) как объективный аспект незнания с субъективным. Так согласно С. Вивекананде: майя – это время, пространство, причинность. Но, кроме того, в брахманизме существует четыре традиционные трактовки майи: (1) "неистинность" конкретных вещей ("оформленного и наименованного") ввиду их непостоянства и изменчивости по сравнению с вечно сущим; (2) "неистинность" космоса по сравнению с тем же вечно сущим ввиду его периодического созидания и разрушения; (3) "обманчивость" мира, в котором подлинно сущее предстаёт в форме иного (подобно тому, как раковина кажется серебром, а верёвка – змеёй); (4) полная иллюзорность мира, который подобен "сыну бесплодной женщины" или "рогам зайца". Очевидно, что третья подразумевает иллюзии восприятия, а четвёртая – словесные иллюзии. Так В.С. Костюченко (в предисловии) при анализе понятия "майя" в сочинениях С. Вивекананды указывает, что парадоксальность экзистенциальной ситуации человека обусловлена следующими факторами: 1. Неадекватностью устремлений по отношению к своему благу (типа: своим духовным развитием займусь потом, а сейчас важнее другое). 2. Неосознанностью противоречий в собственной мотивации (в т.ч. амбивалентность чувств). 3. Привязанностью к тому, что обедняет человеческое существование, а то и прямо губит его (в т.ч. вредные привычки). 4. Невыявленностью своих подлинных интересов (типа: мне интересно то, что нравится моим друзьям). 5. Слепотой по отношению к незаметным изменениям в привычных жизненных обстоятельствах, в конце концов, радикально меняющим последние (в результате: жизнь пролетела зря). 6. Отсутствием понимания подлинных истоков и подлинных последствий своих и чужих действий в сколько-нибудь отдалённой перспективе ("каждый гребёт на свой хребёт"). 7. Забвением самого важного, "глубинного" измерения в жизни и абсолютизацией её "горизонтали" (не всегда есть время задать себе вопрос: "Зачем живу? "). 8. Забвением эфемерности и кратковременности самого человеческого существования (Memento mori!). ( из книги Вивекананда Свами "Практическая Веданта" (избр. работы): пер. с англ./ Под ред. В. С. Костюченко/. – М.: Ладомир, 1993 – 560 с.) Сюда же можно отнести и открытия сделанные в психоанализе, а также: Idola fori, specus, theatric, tribus (лат.) – Ф. Бэкона; и понятия аберрации близости и дальности, описанные Л.Н. Гумилёвым. Ясно, что этот список можно было бы продолжить, но даже изложенного вполне достаточно, для того чтобы понять в какой духовной слепоте проходит обычная человеческая жизнь. Поэтому, размышляя над этими моментами, мы можем повысить уровень осознания (рефлексии) и в какой-то мере освободиться от "майи". Осознавать иллюзию, значит освободиться от неё (хотя бы частично).
| |
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Владимир (11.06.2010) | |
Просмотров: 494 |
Всего комментариев: 0 | |