Каталог статей
Главная » Статьи » Культура, философия, религия |
В статье Яйцо или курица? Сознание или материя?: Если одеть очки, слегка тонированные
каким-либо цветом, то довольно скоро это перестает замечаться и
восприятие всех цветов полностью восстанавливаются. Яркость освещения и изменение
спектрального состава Солнца, в зависимости от влажности и запыленности
атмосферы, также не влияют на наше восприятие. Мало того, при некоторых
патологиях мозга цвет может восприниматься как звуковой тон! Но, проходит
определенное время, и все опять встает на свои места. Это говорит о том, что
цвет не представлен в мозге неким уникальным явлением, например уникальной
кодировкой нервной активности. И в этом, действительно нет никакой
необходимости. ... Если проследить развитие искусства в веках, то по мере появления в человеческой культуре новых вещей и понятий, они появляются в картинах художников и прозе писателей, а не наоборот. Это - подтверждение первичности объективной реальности: в сознании нет элементов не взятых из восприятия реальности. Человек не в состоянии не только измыслить то, чего никогда не наблюдал, но даже увидеть это, пока постепенно не свяжет новое со своей системой значимости. Последнее - и есть иллюстрация, почему познание начинается с известного и развивается в сторону неизвестного. Надеюсь, что в статье достаточно очевидно показывается, что субъективистский путь развития личных представлений оставляет мировоззрение на прежнем уровне потому, что неадекватности не только не корректируются ассоциациями результатов поведения в реальности текущим соответствующим системы значимости, но и все больше накапливаются (см. Вера и сумаcшествие). Если какое-то представление развиваются лишь в виде субъективной идеи без опыта соответствия в объективной реальности, то направление развития определяется только вектором желаемого. Если же по ходу развития представлений постоянно присутствует опыт реального его применения и в результате получается нежелательное, то вектор будет скорректирован реальностью. В случае, если очень высокая значимость идеи граничит с верой и тем самым она не может быть проверена реальностью, то возникает самодостаточное, неадекватное реальности "религиозное мировоззрение", точнее - мировоззрение с неадекватно установленной значимостью, основанное на религиозной авторитарной вере. В статье Блаженные рассматриваются факторы, которые влияют на направленность развития мировоззрения, начиная с генетически предопределенных до социально обусловленных и приводятся зримые примеры по условно выделенным типам: …давайте мысленно вернемся каждый в
собственное детство и вспомним, что для него было самым важным. Возможно, что
многие кроме желания играть со сверстниками в самые разные игры ничего и не
вспомнят. У таких было мало предпосылок для развития самой важной для них идеи.
Они, как правило, очень общительны, постоянно вынуждены приспосабливать свое
поведение к резко меняющимся условиям разного круга общения. ... Мы можем построить некую условную шкалу
психологического качества "важность доминирующей идеи" и тогда три
перечисленные группы распределятся по ней по общей склонности придавать идеям
высокую значимость и удерживать их в активном состоянии: крайней будет первая,
в которой все интересы, идеи легко возникают (или не возникают вообще), но не
слишком долго держаться и, как правило, оказываются погашенными в течение сна
(Сон выполняет основную физиологическую функцию: нарастающее общее торможение,
которое гасит одну за другой все активности, возникшие в течение дня, не давая
им накапливаться и перемешивать восприятие в трудно различимую кучу). …Первая группа очень быстро может
адаптироваться к новому окружению. Но она сильно проигрывает в способности
решать глубокие, серьезные задачи, требующие постоянной активности доминирующей
идеи. …Главное различие - в пути: или в постоянном соприкосновении с объективной реальностью и корректировке своего опыта в этом или же замкнутость в своей субъективной реальности (возможно дополненной субъективной реальностью своих единомышленников). В первом случае будет постоянно находится соответствие с реальностью методом ошибок и удач, во втором будет углубляться неадекватность с реальностью во всем, касающегося развития сверхценных идей. …поделюсь своими собственными
воспоминаниями из детства. …Одиночество, тяжелые условия жизни,
отчаяние, настолько понижают порог в необходимости желанного чудесного
изменения существования (потому, что не чудесным образом оно никак не
меняется), что даже если собственно чудесного потрясения не произошло, даже
просто мысли о возможном чуде, мечты о нем развиваются в сверхзначимую идею. Перекрываясь, векторы различных основных интересов, согласуются друг с другом на стыках, приводят к более целостному, взаимно непротиворечивому пониманию общей картины мира, проявляющемуся как мировоззрение. И другой человек, имеющий более развитый уровень мировоззрения, довольно легко способен воспринимать эти проявления, чтобы судить о мировоззрении. Конечно же, и сам человек способен воспринимать эти свои же проявления и судить о своем мировоззрении, что-то решать и что-то делать с ним. На каком-то этапе развития жизненного опыта возникает проблема выбора мировоззрения (далеко не у всех :) потому, что некоторые направления интересов оказываются в неразрешимом противоречии с другими направлениями и приходится отказаться от чего-то в пользу другого. Обычно наиболее сильный интерес преобладает в силу естественной мотивации. Если это – направление мистики, проявляющееся в достижения желаемого лишь субъективными усилиями, то преобладать рациональным интересам практически невозможно, а есть только возможность: рациональным интересам изолироваться, стать независимым направлением. Поэтому многие мистики одновременно могут быть хорошими узкопрофильными специалистами. Часто бывает и наоборот: мистическое направление оказывается изолированным, и тогда человек на словах проявляет очень большую неадекватность, но как только дело доходит до реальных вещей, оказывается вполне разумным рационалистом. Изоляция интересов разрывает целостность мировоззрения, его эффективность и этим ограничивает возможность дальнейшего познания. В качестве примера приведу фрагмент статьи, которая существует на сайте специально для того, чтобы помочь оптимизировать мировоззрение, на каком бы уровне познания человек не находился - Познание жизни: …даже серьезный специалист, который
совершил немало полезного в своей области, способен в плохо знакомых ему
областях, в точности как очень многие, высказывать фантастические, до смешного
необоснованные (с точки зрения специалиста) идеи с самым уверенным видом.
Правда, такое случается не часто, это - не характерно для таких людей, но все
же проскакивает почти у каждого время от времени :) И, очень позитивно то, что
в важных случаях, когда нелепость высказанного проявляется во всей своей
махровой абсурдности, огорчая до стыда автора, тот уже более в этих вещах не
торопится со своими суждениями, а проявляет куда большую взвешенность. Понятно, что в случае более широкой специализации, ученый сформирует и более непротиворечивые представления, которые в самых разных ситуациях позволят судить более взвешено и обоснованно с помощью всей имеющейся у него системы представлений. Но при этом, следуя научной методологии, может контролировать уровень обоснованности предположений (сомнения в действии :) и, соответственно, знает, как корректно подтвердить предположение или, в случае отрицательного результата – скорректировать. Если во сне (или в грезах наяву) приснился
способ: что нужно делать, чтобы взлететь и это казалось так убедительно и
просто, то наяву это оказывается недостижимым. Подобные "знания",
бывает, возникают далеко не только во сне и кажутся чрезвычайно правильными настолько,
что возникает трепетно-волнующее ощущение соприкосновения с Истиной. И тогда
человек изрекает это Увиденное: что мир покоится на трех черепахах или что мир
был сотворен непостижимым разумом за несколько дней (не задумываясь, а что
означает понятие земного дня для сотворенной вселенной, но и этому запросто
находя многозначительно-глубокое объяснение). Идея кажется ему настолько
важной, значимой и глубоко мудрой, что все больше убеждается в бесспорной ее
привлекательности, подбирая доводы и аргументы всеми правдами и неправдами.
Такая любимая истина ослепляет и убедить человека в другом становится
практически невозможно или очень трудно. … …необходимо формировать систему
представлений о свойствах реальности таких предметных областей, которые
позволят как можно более широко видеть мир и достоверно понимать его. Это - тот
минимум представлений специальных предметных областей, который необходим для
понимания взаимосвязей в природе на достигнутом уровне развития науки вообще.
Это - базовый уровень научного мировоззрения, который не может быть чем-то постоянным,
а расширяется с развитием все новых представлений.
Резюме: Мировоззрение это – проявление наиболее общей части постоянно развивающейся системы личного отношения. Жизненный опыт в разных направлениях личных интересов строится на основе взаимосвязанной системы отношения к результатам испытанных в реальности вариантов поведения. Это позволяет с помощью сознания делать сопоставления уверенно отработанного опыта с предполагаемыми, но еще не испытанными, несколько отличающимися от известного вариантами поведения - с целью перевести новый осознаваемый вариант в хорошо отработанный автоматизм. Мотивацией такого сопоставления, вплоть до самого изощренного исследовательского поведения, является сомнение в возможности осуществить предполагаемый вариант поведения с желаемым результатом. Развиваемый жизненным опытом навык методов сопоставлений с известным, использует достаточно уверенные результаты предыдущего опыта из разных направлений личных интересов для прогноза возможного результата пробного поведения уже вне зависимости от конкретной области интересов, в не зависимости от второстепенных условий, т.е. это - система обобщающих отношений. Это то, что внешне проявляется как мировоззрение личности.
Выводы: Если понимать, что мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание - оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е. постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни порочный опыт и годы на его приобретение. Развитие мировоззрения невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем более разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательны изолированные от других, обычно это - мистические идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно обусловленные зависимые состояния. Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма - как противоположности безусловной веры для того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок. Для развития конкретного направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод (научную методологию). Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны. В качестве систематизированных сведений предлагается статья с подборкой мировоззренческих материалов - для того, чтобы помочь найти свои интересы и начать развивать их: Познание жизни.
| |
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (11.08.2012) | |
Просмотров: 461 |
Всего комментариев: 0 | |