Каталог статей

Главная » Статьи » Культура, философия, религия

Десять Писем из Белоруссии

Три года назад наш товарищ уехал в Белоруссию из Канады. В Канаде у него была вполне достойная работа, однако он уехал навсегда. Устроиться на хорошо оплачиваемую работу в Белоруссии непросто, как, впрочем, и везде - и он занялся бизнесом. Если кому интересно – это производство, а не торговля. Он искренне хотел поддержать «Батьку» и пытался это сделать. Нет, политиком он становиться не особо стремился.

Показательно, как менялось его представление о Белоруссии. Естественно, из писем удалена вся личная информация, как и названия организаций и населенных пунктов - это может происходить везде, в любом месте. Писал он лично мне, письма без личной информации он показывать разрешал, но он не явно не разрешил опубликовать его фамилию, поэтому и делать это не следует.

Очень советую прочитать эти письма тем, кто интересуется ситуацией в Белоруссии. Особенно «патриотической оппозиции» - чтобы не строить особых иллюзий. Подчеркну – что его личный взгляд на основе личного опыта и эволюция этого взгляда в течение трех лет, а вовсе не политическая публицистика, полемика или претензия на исчерпывающее описание ситуации в стране, естественно, которую полностью нарисовать несколькими мазками вряд ли получится.

--------------------------------------

ПИСЬМО ПЕРВОЕ.
Прости, что исчез надолго – всё время проходит в хлопотах по поводу этого самого бизнеса, на длинные письма обычно «часу нема», как тут говорят, а писать по нескольку строчек неинтересно. Ну вот, воспользуюсь свободным вечером и напишу.

Контора наша уже открылась. ... Бизнес в Белоруссии открывать очень трудно. Бюрократические препоны огромны. К предпринимателям власти относятся примерно, как гоголевские запорожцы к жидам-торговцам: то пользуются их услугами, то стригут с них деньги, то топят в Днепре.

Само по себе настороженное отношение к «частной инициативе» не так уж плохо, теперь мы все в России  знаем, что это за джин, если его из бутылки выпустить. Однако, представь себе картину позднего Совка (с вороватыми завбазами и торгашами, с блатами, с передачами новостей в духе «у нас усё добре», с огромным зазором между официальной говорильней и неофициальным духом потребительства и т.п.).

При этом большинство государственных заводов лежит на боку. Приходилось за эти полгода  бывать на многих из них. Почти везде одно и то же: многие годы работы в убыток, обшарпанные цеха и «офисы», сотрудники, закутанные, как французы под Москвой по причине жуткого холода в помещениях, рабочие, пьющие «чернила»…

Появился и особый тип директора такого завода – что-то вроде официального лекаря при покойнике. Спроса с него, понятно,  немного. Вид, как правило, вполне гламурный – немилосердно ведь требовать от лекаря постоянной скорби по усопшему, когда у него самого всё вполне тип-топ!

И вот к этой всей радости прибавляется ещё одно измерение – разрешённое законом предпринимательство.  …Отныне блаты нужны уже не для «доставания» шмоток и жратвы, а в качестве «подвязок». … На тёщ и сватов членов батькиной Администрации оформляются бизнесы, которым никакой Госконтроль не страшен, подпольные миллионеры заказывают шторы по 25 тыс. долларов при официальном скромном доходе, везде вводится система лицензирования, чтобы к кормушке попадали только «свои»! В процессе оформления бумажек зашли в офис одной юридической конторы в хорошем здании в центре Минска. В кабинетах – ободранные стены и пятна шпаклёвки на полу. На наш вопрос, отчего они не закончат ремонт, объяснили, что здание у них уж слишком лакомое: как только они его отремонтируют и отделают, Администрация об этом прознает и отберёт его. ...

При этом я понимаю, что масштабы воровства здесь несоизмеримы с российскими, что здешние хищники вынуждены хотя бы маскироваться. Однако, восторга такой вот гибрид социализма с капитализмом не вызывает. Понятно и то, что в будущем такой гибрид будет необходим – едва ли вернёмся в уклад, где даже парикмахерские все государственные. Как гармонично сочетать государственный подход с частной лавочкой, не знаю. Хотелось бы узнать, что представляют из себя вблизи китайская или кубинская жизнь.

Отношения между людьми в общем пока ещё вполне по-советски патриархальны, но при этом всё больше оттенков и странностей невозможных раньше. Например, отдать найденный чужой документ владельцу за деньги в СССР считалось бы мерзостью, а теперь «общественное мнение» это осуждать не торопится. Директор государственного завода, доведший своё хозяйство до банкротства с последующей продажей немцам из очередного совместного предприятия (СП), а потом … ушедший в это же самое СП на хороший оклад, тоже бы героем труда не считался, а тут – увы!

Я тут познакомился с тем самым человеком, про которого тебе говорил. ... Показал ему тот самый проект «пробатьковской оппозиции», который мы обсуждали. Он очень воодушевился и обещал задействовать свои связи в Администрации для его проталкивания. Однако тут случились выборы, а после них «головокружение от успехов» и идею отклонил один из советников Батьки. Тот человек не унывает и собирается достучаться до адресата через Москву – опубликовать все эти тезисы у Проханова: по провинциальной привычке тут прислушиваются к тому, что пишут «в самой Москве». Заодно сказал, что готовит большую статью «о провале нашей идеологии».

Такие вот игры. Что получится – не знаю, но само ощущение именно игры всё сильнее. Белорусское благополучие – палка о двух концах. Отсутствие потрясений и крайностей дикой российской жизни породило какой-то общий сон. Прерываемый лишь дежурной завистью тутошних обывателей к «тем, кто выкарабкался» (т.е. пробился в бизнесмены и зажил шикарно) – так собака во сне перебирает лапами, будто бы бежит. Алкоголиков по статистике и по повседневному ощущению гораздо больше, чем в России. Очевидно, многие запили во время лихих 91-93-го, а потом не вымерли, как их коллеги из Сибири, но вписались в мирную «почти советскую» жизнь.

Хотя всё это и невесело, но и роптать не следует. Приезжая в Россию, гуляя по Москве, чувствуешь себя на оккупированной земле. А тут видишь всего-навсего «простительные человеческие слабости».  Вовсе не хочу, чтобы мои впечатления звучали как «разочарования» и т.п. Более того, могу повторить слова Кара-Мурзы про поздний СССР, что «в главном всё делалось правильно». Батька тоже в главном всё делает правильно. Тяжело сказать, есть ли у него в принципе возможности оптимизировать ситуацию ещё больше: и людей продолжать кормить, и налоги уменьшить, и бизнес развивать, и аппетиты бизнесменов при этом сдерживать, и чистки в своём окружении провести, и удержаться при этом самому. Пожелания, что и говорить, противоречивые.

------------------------------------

ПИСЬМО ВТОРОЕ.

Я тут в свободные выходные стал ходить в мини-походы с ночёвкой. Мы в прошлый раз ходили в верховьях Немана – были и сухие сосновые боры, и заболоченные луга в пойме, где цветут ярко-жёлтые болотные ирисы, и ледяная вода из деревенского колодца, и даже переправа вброд через Неман! 

Знаешь, это такая свобода – когда ты можешь идти с рюкзаком в любом направлении, везде ставить палатки и разжигать костёр. И нигде нет ни колючей проволоки вдоль дорог, как в Канаде, ни табличек Private Property на деревьях – вся страна твоя! А когда я тут говорю об этом нашим, они только глазами хлопают: мол, разве может быть иначе?

-------------------------------------

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ.

Начну с впечатлений от жизни в Белоруссии. Только мне очень не хотелось бы, чтобы всё, что я скажу, ты воспринял как «разочарование» и т.п. Да нет! Я вовсю радуюсь возвращению домой, а Канаду вижу только в плохих снах. Но штука вот в чём: на мой взгляд, про Белоруссию сейчас вообще никто не пишет и не говорит объективно. Визги «оранжевых» я в расчет не беру, а среди «патриотов» установлена негласная внутренняя цензура. Говорят вещи вообще-то вполне справедливые – что всё равно, мол, в России и на Украине гораздо хуже жить, что многое Батьке удалось отстоять и т.д. Мы про это тоже, разумеется, будем помнить, но … как там у Маяковского? «Теперь поговорим о дряни». Не злопыхательства ради, а для того, чтобы хоть себе самим голову не морочить и составить реальный образ страны, а не тот, который в «Завтра» рисуют.

Первое, что бросается в глаза, это нарастающие (именно нарастающие, т.к. за те 2 года, что я постоянно наблюдаю Белоруссию, ситуация ухудшилась явно) нестыковки между официальной фразеологией, которая льётся в таком изобилии из телевизора и газет, и чувствами рядовых жителей страны. С оценкой Кара-Мурзы, который пишет, что Лукашенко смог «обратиться к архетипам народа», согласиться трудно. Власть и её идеологический аппарат рисуют такие же потёмкинские деревни, как и аппарат Суслова в своё время. (Замечу, что над публичными речами Батьки невозможно не смеяться даже при самом добром к нему отношении. Напористая речь не шибко образованного человека, который своих слов со стороны абсолютно не слышит. «Да я, если хотите знать, всю жизнь с мужиками жил!» «Только взялись за яйца, тут же молоко кончилось».) …

Празднуются помпезные награждения «лучших работников села», но слово «колхозник» стало одним из самых обидных уличных ругательств. Поют о каком-то «белорусском экономическом чуде», но не добавляют, что всё «чудо» лишь в том, что реальная зарплата сегодня составляет аж целых 96 % от зарплат советских. Суметь удержать падение за 15 лет в рамках 4 % - это тоже достижение, конечно.  Но достижение невесёлое.

Недавно моя тёща, работающая в местном ЖКХ, выполняла служебное задание и вместе со своей подругой они пошли по домам «злостных неплательщиков за коммунальные услуги» агитировать тех, чтобы заплатили. И что же? Вместо ожидаемых алкашей они видели обычных трудяг, которые пашут изо всех сил, воспитывают детей, но заплатить в силу каких-то обстоятельств не могут.

Обе «агитаторши» искренне поддерживают белорусскую власть, но вывод их был однозначным: «Нам слишком много врут». Возмущались они не тем, что многие живут плохо, а тем, что сам факт такой жизни не признаётся государством.

Я тут недавно начал помимо предпринимательства вести занятия в местной гимназии (об этом позже). На первом же уроке дети заявили мне: «У нас «конченая» страна, у неё нет будущего». Это была вовсе не «золотая молодёжь», а очень хорошие, пытливые 16-ти летние дети. Никто из них не мечтал о райской жизни на Западе, никто не вздыхал по Америке. Они собираются жить на родине, но втайне знают, что «будущего нет». Я их, разумеется, старался как мог переубедить, но сам поразился – до чего же обосрались здешние идеологи!

Обычно среди «патриотов» не принято жаловаться на нехватку «свободы слова». Более того, тот, кто об этом заговаривает, попадает под подозрение: мол, не либерал ли ты, батенька? Между тем, в Белоруссии сейчас именно её-то и не хватает катастрофически (при том, что сфера личных свобод невероятно расширилась по сравнению с СССР: можно быть «открытым» гомосексуалистом, завсегдатаем казино, кем угодно – только помалкивай). …

Мы знаем, что став в 31-м году первым лицом в Грузии, Л.П. Берия быстро понял, что в конкретных грузинских условиях колхозы пользы не принесут. Их там так и не появилось (автор просто не знает истории, колхозы в Грузии были созданы именно Берия – С.М.). Дело было, в самый разгар коллективизации, создание колхозов было одним из главных указаний Сталина – очевидно, что проигнорировать его распоряжения в целой республике было невозможно. Вывод тут только один: следовательно, Лаврентий Павлович сумел убедить Иосифа Виссарионовича в своей правоте, а тот его выслушал и согласился. Ничего подобного в нынешней Беларуси и близко нельзя представить! А ведь я имею в виду только такую «свободу слова» - которая для дела полезна.

Не залезая слишком высоко, скажу: например, школьные учебники по основным предметам написаны прямо-таки вредительски плохо. Будто их для того и писали, чтобы отбить у детей желание учиться и запутать их. При том что университетских, ярких голов в Беларуси хватает! Почему же школьное образование губят «сверху» и отчего у рядового учителя или директора школы нет возможности учить детей по альтернативным учебникам? Слушать Лукашенко никого и ни в чём явно не намерен. А мы ведь это уже проходили: когда все, кто был хоть по какому-то вопросу не согласен с государством, могли его обсуждать лишь в «курилках». Это 60-е годы и позже.

При отсутствии объективных, понятных каждому причин ограничивать свободу выражения мнений (так же понятно ведь и то, что в 30-е или во время войны для дискуссий было время не вполне подходящее). Что получилось, тоже знаем: в курилки попадали почти все, кто вообще имел собственные мнения, и вскоре именно они стали кузницей «диссидентов». В Белоруссии пытаются совладать с «оранжевыми» настроениями при помощи чисто полицейских мер, давя попутно любые иные формы и виды несогласия с властью. А сама власть при этом не имеет никакого подобия национального проекта, который один лишь мог бы надёжно её обезопасить.

Часто пишут про «белорусскую модель» в экономике. Про сочетание социалистического и рыночного. А мне это всё чаще напоминает известные эксперименты по скрещиванию картофеля с помидорами – чтобы получить чудо-овощ с корнями картошки и красными помидорами сверху. И ведь создавали гибриды! Только неизменно наоборот: с ботвой картошки и корнями помидоров… Сочетание «социалистического с рыночным» даёт огромные возможности для коррупции – гораздо большие, чем порознь.

Мне приходится оптом торговать своей продукцией, среди бизнесменов слово «откат» является одним из главных рабочих терминов (это когда госслужащий получает взятку от предпринимателя-продавца за то, что закупает товар для снабжения своей конторы именно у него). Если посмотреть внимательно на любое крупное белорусское частное предприятие, то обязательно найдёшь связь с кем-либо из президентской администрации. …

В день Х все владельцы автомобилей получили уведомления от ГАИ, что полагается заменить номера: на старых табличках были красные буквы, а на новых будут чёрные. Тут же указано, что номера надо заказывать у такой-то частной фирмы… От такого «рынка» Адам Смит в гробу бы перевернулся! Везде – и на госпредприятиях, и в частных конторах, заставляют подписываться на газеты и журналы. На госпредприятиях под угрозой увольнения, а в частных  - под угрозой закрытия фирмы.

Я попытался было поднять родителей класса, где учится моя дочь, чтобы вместе возмутиться приказом местного райисполкома выписать на класс целых 8 комплектов «Весёлки» - местного аналога «Мурзилки». Господи, до чего люди запуганы! Охотно возмущаются этим рэкетом в частных беседах, но подписать письмо боятся. А до чего хороша история позапрошлого года с переименованием нескольких центральных минских проспектов – в результате куча частных контор на этих улицах вынуждена была менять учредительные документы! Одним словом, фантазиям государства по части сбора дани нет предела.

Единственная возможность защититься для частного бизнеса – породниться с государством. В результате в «элитных посёлках» вокруг Минска вовсю растут виллы, которые невозможно построить ни на одну из официальных белорусских зарплат – включая и батькину.

Как я уже упомянул, теперь я стал ещё и вести занятия в школе. Получается пока забавно: что-то вроде сталинистского кружка, официально числящегося «факультативом английского языка». У детей огромное количество вопросов самых принципиальных. Но обсуждать их на уроках им запрещают. Вот и говорим (преимущественно по-английски) и про «репрессии», и про советскую историю, и про современный Запад – про всё на свете.

Повеселю тебя ещё одной зарисовкой. Не смейся, меня в последнее время иногда просят… возить свадьбы: у меня красивая машина и её в ... любят ставить во главе свадебного кортежа. Разумеется, я не отношусь к этому как к бизнесу, но и не отказываюсь, когда знакомые просят. Напротив, это оказалось неожиданно интересно. Интересен сам нынешний белорусско-русский свадебный ритуал.

Прежний советский обряд был, насколько я его знаю, беднее. Уважаемый нами СГКМ (С.Г. Кара-Мурза - П.К.) пишет о том, что советская жизнь строилась на «цивилизационных матрицах Просвещения».  А сейчас от этой матрицы мало что осталось. И ритуал стал неожиданно обогащаться. Только вовсе не за счёт христианских обрядов – нет! Массовое бессознательное благополучно обошло стороной всех михалковых-говорухиных, скорбящих о «России-которую-мы-потеряли», и соскользнуло назад в глубокую дохристианскую архаику. Уже и не важно, кто первым придумал те или иные элементы свадебного ритуала, поразительно то, что они стали общеобязательными. В освобождённое после 70-ти лет «вольтеровско-марксистского варварства» сознание хлынул чистейший шаманизм.

Поразительно, что он, оказывается, был всё это время где-то неподалёку. Эта новая-старая мистика абсолютно отличается по своему духу от мистики христианской: в христианстве слова, действия и предметы являются земными отражениями мира горнего (церковный купол = свеча = душа, свечи зажигаются друг от друга, как души, просвира и вино – тело и кровь Христа и т.д.). Эта мистика на каждом шагу стремится к самообъяснению, к богословию. Т.е.стремится выйти из статуса мистики и стать Откровением.  Иное дело обряд языческий. Шаманизм напрочь лишён тяги к рефлексии и никакого шаманского богословия по себе не оставляет. Предметы, слова и действия носят там не символический, а магический смысл. Когда же магия выходит из употребления, то языческие обряды перекочёвывают в «подсознание культуры» - в народные сказки, в жесты типа постукивания по дереву и сплёвывания через плечо, в суеверия.

Про это здорово писал в своё время исследователь волшебных сказок Владимир Пропп. Вот его-то я и вспоминаю, когда вожу здешние свадьбы. Итак, самое начало: мать и отец невесты обходят построенные в ряд машины и посыпают их зерном. Зерно должно обозначать изобилие и продолжение рода. В деревенском варианте я это действие видел ещё более занятным: зерном посыпала кортеж бабушка невесты, а дед всё это время гнал бабку вокруг машин специально срезанной с дерева хворостиной. Очевидно, что бабка здесь ритуально уподобляется домашней скотине...

Вспомним, что в древности был обычай перед началом постройки города провести борозду по периметру будущих стен специально запряжёнными домашними животными (Рем поиздевался над Ромулом, совершавшим этот обряд, и поплатился за это жизнью).

После этого едут прямиком в ЗАГС. При этом тщательно избегают проехать мимо кладбища. После регистрации невеста должна с порога бросить в толпу детей (они уже ждут этого около крыльца) несколько горстей конфет, изображая сеятеля. Конфеты-семена обеспечат ей самой «жатву» в виде здоровых детей. Сразу же по выходе оттуда начинают «перегораживать». Это происходит так: несколько знакомых (а иногда и незнакомых) людей ставят прямо посреди дороги на пути машин табурет, в центре табурета – каравай и бутылка водки. Сваты должны забрать бутылку, а вместо неё поставить 4 новых по углам табурета. Скорее всего, это должно обозначать опять-таки плодовитость: поставленная («брошенная в землю») бутылка возвращается «сам-четыре». Одновременно это называется и «выкуп», т.к. ценою водки покупается право проезда. Мотив интересный - в разных мифологиях упоминались ситуации, когда злые силы усмирялись действием вина (от Полифема, до Асмодея, которого царь Соломон берёт в плен предварительно напоив).

Потом требуется найти мост. ... Молодые вылезают из машины и жених несёт невесту по мосту на руках. Вспомним:  река – граница между царством живых и царством мёртвых (Ахеронт, Стикс). Именно на мосту встречает Иван Чудо-Юдо и его братьев, на Калиновом мосту бьётся с нечистью Илья Муромец. Мост – пограничная точка разных миров. В сказках главный герой должен спасти свою будущую жену, выведя её из тридевятого царства (В.Пропп убедительно доказывал,
что тридевятое царство суть царство мёртвых). Постсоветский добрый молодец начала XXI века тоже не теряется и выносит свою невесту через мост из тридевятого царства прямо мимо коммерческих киосков… Одним словом, жить дома весело! 

------------------------------

ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ.

Писал я тебе вот о чём: тут, вроде бы, начался раскручиваться тот самый проект «просоветской оппозиции», про который мы с тобой говорили. В данный момент идут переговоры об открытии газеты ... Боюсь сглазить – сопротивление приближённых к Батьке чиновников достаточно велико. Но надежда пока есть. Дай бог, чтобы удалось убедить самого Лукашенко, что это ему действительно нужно. ... От идеи просить финансирования напрямую в Администрации мы отказались – «кто девушку ужинает, тот её и танцует», а быть карманной газетой этих жлобов не охота.

----------------------

ПИСЬМО ПЯТОЕ.

Похоже, дело идёт плохо - понимаешь, тут НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НАДО! Батька уверен, что он вечен, верность администрации обеспечивается дарованной этим людям ... хм... экономической свободой, народ потихоньку бухтит, но справедливо считает, что "в войну хуже было" и все считают, что так и будет всегда. Я бы не против, но верится с трудом. Любая инициатива НЕ от Батьки воспринимается как крамола большей или меньшей степени. Посмотрим, что из всего этого получится.

Что до Проханова, то я его отвергаю, прежде всего, на уровне интонаций и стиля: не люблю рассчётливых деловых людей, которые старательно играют в юродивых.

В целом же и без эмоций... Ну да, поддержка Путина – а что ещё СЕЙЧАС можно делать? Только без прохановских завываний и непременно зажавши нос. Да и активничать тут не время - бизнесом "поддержки Путина" и без нас занимается множество достойнейших людей... "Пятая Империя"? Пока там больше слов, чем мыслей - и так ясно, что речь идёт о какой-то мобилизации, о технологических прорывах и т.п. Только, добавим, желательно - без Чубайса с Березовским...

Беда в том, что степеней свободы сейчас очень и очень немного, а быть безучастным наблюдателем неохота.

-------------------

ПИСЬМО ШЕСТОЕ.  

С проектом газеты пока всё застопорилось – ну не хотят тут рисковать и дозволять мнения отличные от батькиного (даже поддерживающие его). ... Тут же всё решается административным путём, поэтому нужен «бренд», который бы не пугал Батьку. Я надеялся, что возникнет центр кристаллизации, а тогда и читатели, и единомышленники появились бы. «Искру» Ленин, не забывай, печатал то в Лондоне, то в других местах – если бы мы наладили выпуск подобной газеты для Белоруссии в Торонто…

А читатели тут есть! Ты бы видел, с каким интересом молодёжь слушает всё, что не похоже ни на официальную болтовню про «процветающую и независимую», ни на болтовню западническую. Когда власть по злому умыслу или по дурости уничтожает язык, на котором можно обсуждать жизнеустройство (и саму эту власть при этом защищать), то она порождает и тоску по такому языку! В Беларуси, как-никак, выросло новое поколение людей. Которые не приходят в экстаз при виде колбасного прилавка или «фирменных джинсов». Но многие из них хотят понять жизнь, в которой они существуют – хотя бы для личных целей. И «светлый миф» про СССР для них актуален (хотя бы потому, что в Беларуси его меньше опоганивали.)

Разумеется, ты прав во всём, что касается газеты. Просто у меня тут пока никаких своих ресурсов нет. Вот я и решил пойти под чужую крышу. Да пока и это заглохло, похоже. Этот самый белорусский газетчик обещал содействие Администрации и т.п. Но ему дали понять, что Батька будет на такую затею смотреть очень косо. Что сначала откроют, а через полгода закроют и т.д. А без Батьки тут и более мелкие вопросы не решаются.

Вообще ситуация политическая очень безрадостная. Главные официальные идеологи из Администрации пишут программные статьи по принципу "и вашим, и нашим", а официально разрешённая оппозиционная газета "Белорусский Рынок" уж и вовсе льёт такой сладкий поток речей про западный рай, что его хочется слушать стоя, как гимн...  

Ладно, буду ждать. Сдвиги в мозгах у людей определённо есть. Молодёжь плюётся при упоминании Америки, а СССР 30-50-х (про который они знают очень мало из-за уродских школьных программ) ассоциируется у них, всё-же, не с "репрессиями", а с победами.  Ничего, ещё поживём, готовить себя к всеобщему "сливу" явно рано.

--------------------------

ПИСЬМО СЕДЬМОЕ.

Про наши белорусские дела ты, наверное, знаешь. Вся страна сидит около радиоприёмников, в Интернете и т.п. и ждёт – что дальше будет. Батька, вроде бы, собирается стоять насмерть, но…
До сих пор не было его обращения к народу и непонятно, есть ли ему вообще, что сказать.

Вот забавный факт – на днях читал интервью у одного из директоров крупной компании-импортёра автомобилей. В середине декабря (когда информированные люди уже всё знали) Администрация Президента закупила для своих нужд 20 авто по 70 тыс. долларов за штуку. Понятно, что в сравнении с россиянской элитой это копейки, а всё-таки. (Можешь представить себе, что в преддверии войны (пусть и экономической) сталинские наркомы выписывают для себя партию дорогих машин из-за границы?!)  И всё это на фоне болтовни о том, что пойдём, мол, все жить в землянки и т.п. Сейчас очень хороший момент для каких-либо действий или слов, консолидирующих нацию, но этого-то и не делается. Не очень понятно, на что Батька рассчитывает? На то, что его окружение поддержит его в обмен на снисходительное отношение к их проказам? Но вот 2 недели тому назад как раз повесили одного экс-президента, который слишком доверялся своему ворью…

Пока не очень понимаю, как на всё это реагирует население России (и реагирует ли вообще). Конечно, когда правительство РФии вот так вот на глазах у всех душит единственного в мире союзника России – это круто!

Что до планов с газетой, то пока полное затишье. Ты, разумеется, прав, я не в восторге от этого «бренда», и совсем не понимаю взаимоотношений и нравов этой патриотической среды. Конечно, противно, когда силы «добра» и «зла» малоотличимы друг от друга.
Но по части отзывчивости к «патриотической агитации» тут почва более чем благодатная. Прежде всего, молодёжь, что радует! Здешним молодым людям достаточно, чтобы ты попросту заговорил с ними на языке, отличном и от официальной трескотни, и от либеральных лозунгов – они тут же готовы тебя слушать! Так происходит и в школе, и у нас на фирме, и в клубе рукопашного боя, куда я заниматься хожу. Сильно подозреваю, что и в России дело идёт к похожим настроениям. Просто не понимаю, как же при этом упорно не хочет появляться настоящая патриотическая сила, которая всё это «приберёт к рукам» и «построит в ряды»?!

-----------------------------

ПИСЬМО ВОСЬМОЕ.

С фирмой у меня тут пока не пошло: белорусский народ беден и консервативен, предпочитают более дешевые товары. Пока я закрыл фирму и «ушёл в тень». Спрос огромный, не успеваем отправлять самосвалы. Налогов не плачу, но даю взятки.

Познакомился в нашем городке ... с хорошими людьми.  Стал сотрудничать с местным Отделом ... (и "крышеваться" у них от местных же чиновников), вместе со здешним тренером дзю-до и ещё одним мужиком (специалистом по ... воинским искусствам, бывшим «афганцем» и начальником Отдела) организуем в городе туристический клуб для подростков и взрослых. В прошлые выходные я водил 3-х дневный выход со сплавом по Неману...

Этим летом ездил на машине в Москву. Дороги сильно отличаются: трасса на Москву, идущая через Белоруссию из Европы, на российской территории раздолбана, не чинится. А в Белоруссии – вполне на европейском уровне. Когда переезжаешь границу и попадаешь на Смоленщину, контраст огромный. В Белоруссии трудно отыскать незасеянное, необработанное поле, каждый клочок земли "работает". А в России наоборот – за несколько часов езды я увидел всего 3 (!) поля засеянных. Местные мужики просто сажают в палисадниках бураки и …   Тут такого разврата пока нет.  Знаешь, за одно это Батьке можно простить очень и очень многое. Хотя, как я уже писал, и негатива в Белоруссии тоже хватает. К сожалению, не нашёл пока ни одной ниши для "общественной деятельности". Вокруг царит полное безразличие ко всему, что "грузит". Люди живут одним днём, боятся любого начальства, довольно много пьют и как-то агрессивно стараются ни о чём "этаком" не думать. Наверное, всё это оттого, что ни в своём положении, ни в прогнозах будущего не видят ничего особо хорошего.

-------------------------

ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ.

Ну вот, опять дозрел до более или менее обстоятельного письма. Про бытовые подробности писать не стану:  ну верчусь, ну бегаю – так тут таких вот ударников капиталистического труда хоть пруд пруди…  Недавно после очень долгого многолетнего перерыва снова вдруг стал читать художественную лит-ру. Попался мне некогда знаменитый (Ленинской Премии), а ныне совершенно забытый роман и автор: «Русский Лес» Леонида Леонова.
Роман изначально лежавший где-то совсем в стороне от тех муравьиных дорожек, по которым бегает наша интеллигенция, а потому и вовсе не попавший в «список обязательного чтения».

Знаешь, давно я не получал такой радости от книги! Читать мешало и сознание того, что искусство предало нас – посмотри, какие замечательные поэты подписывали те же петиции к Ельцину в октябре 93-го с требованиями «додавить гадину». Как оплевали свою страну деревенщики Распутин и Астафьев – деревенские парни, пробившиеся в большую литературу исключительно благодаря той самой общественной системе, которую они отвергли. Оказалось вдруг, что «гений и злодейство» о-очень даже совместны. К тому же, стало очень тяжело читать про то, как один вымышленный персонаж встречает на улице другого вымышленного персонажа и долго с ним разговаривает…

И вот мне попался Леонов, про которого я знал только то, что он будучи уже древним стариком году в 89-м очень резко «послал» всех апрелевцев, разоблачителей и прочих окуджав. За что, естественно, прослыл бронтозавром. Роман совершенно коммунистический – т.е.полный попыток это самое будущее общество разглядеть.

Только не при помощи «машины времени», как у Ефремова, а вглядываясь в лица людей. Такой вот «молекулярный коммунизм» - особое состояние каждой отдельной души.

Написано очень тонко, чудесным языком. Обидно, что литературный горизонт целого поколения, когда доходило до «советского периода», исчерпывался «Мастером и Маргаритой», да «Доктором Живаго»...

Тут в Белоруссии ежедневно сталкиваюсь с одной опасностью нашему общему существованию, которая мне иногда кажется страшнее всех прочих – с повальным пьянством. Понимаю, что ничего нового тебе не сообщаю. Пили всегда, жизнь от этого не прекращалась и т.д. Но не было никогда на моей памяти ТАКОГО.


Спиваются целыми деревнями… Во многих местах невозможно найти трезвого работника для простейших операций… В нашем городе на многих улицах мне говорили, что там «у них» пьют все поголовно, в каждом доме… Проезжая утром по деревне иногда трудно найти человека, чтобы спросить дорогу – у всех язык заплетается. Горе нам, если ЦРУ пронюхает, по каким дням у нас получка…

Массовый женский алкоголизм… Огромное (да, именно так!) количество детей, которые ничего в жизни не видят, кроме матерных разборок и потерявших облик человеческий родственников. Мне тут недавно и самому пришлось забирать ребёнка знакомых из такого вот питейного притона. Если бы ты видел глаза детей, тихонько играющих на каком-то грязном коврике в полутёмной пьяной хате под грохот ругани и похабщины!

Когда установится в России «народная власть» (да и в Белоруссии, т.к. нынешнюю систему кастового правления чиновников трудно таковой считать при любом уважении к Батьке), то она будет обязана принять какие-то экстренные меры против этой заразы. Причём карикатур в «Крокодиле» с красноносыми пьянчужками будет явно мало. Нужны жёсткие ограничения на торговлю дешёвыми видами пойла с одновременными драконовскими мерами к самогонщикам – как к вполне взаправдашним врагам народа.

Нужны продуманные меры социальной поддержки тех, кто решил бросить пить добровольно – вплоть до искусственной сегрегации и заселения «непьющих» улиц и посёлков. Возможно в сочетании со строительством новых промышленных объектов руками «вернувшихся».

Нужна система ЛТП. Плевать на крики о её «тоталитаризме» и «недемократичности». Быть алкашом должно стать крайне неуютно. Это сейчас к 8-00 утра около каждого магазина или магазинчика собираются стаи оборванных и вонючих гуманоидов, которые будут до 21-00 клянчить у прохожих мелочь. Многие из них молодые парни, на которых пахать можно. Вся эта вольница должна быть объявлена вне закона. Полезно изучить опыт мусульманских стран.

Нужны специальные школьные программы помощи несчастным детям пьющих родителей. Психологи соответствующего профиля. Интернаты «с человеческим лицом». Кроме традиционного лишения родительских прав должны быть меры их ограничения – временного лишения. Нужна мощная идеологическая кампания поддержки подобных мер. С антирекламой спиртного. Так, очевидно, что в выпивке для многих привлекательна связанная с ней «идея свободы». Свободы от внутренней скованности, от житейской рутины и домашних обязанностей, от начальства («назло…»), от работы («с утра выпил – весь день свободен…») и т.п. Должно быть наглядно показано обратное – что напившись человек сам отказывается от любых прав человека (нет такого права у человека – быть скотиной!) и становится вполне легальным рабом любого мента (как в царские времена – мелом крест на спину и метлу в руки).

-------------------------

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ.

Очень рад был твоему письму. ... Сам мечтаю найти для себя хоть что-нибудь подобное, в чём-нибудь поучаствовать. Собственно говоря, за этим я ведь и приехал в Беларусь, всякий «бизнес»  это только средство. Но тут нет никакого движения. Есть 2 местные компартии - «пробатьковская» и «антибатьковская». По поводу их общественной значимости и стремлений хоть чем-то себя проявить,  можно толь

Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (23.05.2010)
Просмотров: 292
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]