В последнее
время стало модным ругать Россию на счет неисполнения ею контрактов (или
их некачественного исполнения) по военно-техническому сотрудничеству с
другими странами, проще говоря по поставкам наших вооружений в другие
страны. Впрочем, пожалуй, насчет "последнего времени" я неправ - этот
мутный поток не прекращает литься уже давно и конца-краю ему, увы, не
видно. Но, при более близком рассмотрении подобных претензий,
выясняется, что факты, приводимые в подтверждение этих тезисов - не
выдерживают никакой критики. Например, в данном контексте
частенько упоминают Индию. Ну что ж, давайте разберемся. Приведу
несколько наглядных примеров.1/ Индийские военные заявляли о
некачественных поставленных самолетах: мол два истребителя Миг-29 сами
собой упали в один день. По результатам исследования данных "черных
ящиков" выяснилось, что два индийских пилота - судя по всему, лихачи и
раздолбаи - в нарушение всех писаных и неписанных правил и инструкций
заходили на посадку вместе, крылом к крылу. В результате, естественно,
самолеты столкнулись в воздухе, один сразу упал, второй с трудом посадил
машину. По результатам расследования Индия претензий к России не
имела... Кстати, по поводу авиапроишествий в Индии - всех своих
летчиков и техников индусы готовят только САМИ, они считают себя весьма
высокой кастой и самомнение у них весьма и весьма зашкаливает Не буду
отрицать их вполне приличную подготовку, но как раз по причине высокого
самомнения, того, что они мало обращают внимание на советы и мнения
других, считая себя самыми лучшими и самыми умными, а также их не
по-детски крутых лихачеств, индусы как раз очень часто и бьются... Да и с
техобслуживанием у индусов частенько бывают конкретные косяки: по
причине того, что порой их техники, опять-таки считая себя самыми умными
(да и по причине обыкновенной лени, порой не проводят полного
техобслуживания самолетов, произошло немало авиапроисшествий... Индусы
заявляли о некачественных танковых пушках на закупленных Т-90С: мол
пару раз выстрелил - и все, пушку - в утиль. Хотя еще при заключении
контрактов наши сразу предупредили индусов, что снаряды надо тоже
покупать у нас, или, в крайнем случае, использовать другие, но
удовлетворяющие прописанным в контракте характеристикам. А снаряды,
производимые на индийском заводике (кривые даже визуально!) - лучше
просто выкинуть, дешевле обойдется. Но индусы решили сэкономить и стали
использовать свои, индийские, снаряды. В итоге - куча загубленных
танковых стволов. По результатам расследования Индия претензий к России
не имела... А заодно дополнительно закупила у нас партию танковых
стволов (взамен загубленных) и крупную партию наших снарядов... Индийские
военные заявляли о некачественных корректируемых снарядах "Краснополь":
мол всего лишь пару лет назад купили, а уже половина испортилась. Хотя
еще при заключении контрактов наши сразу предлагали "Краснополи" в
тропическом исполнении, но, естественно, дороже, чем обычные. Индусы
решили сэкономить и купили обычные... Когда наша комиссия приехала в
Индию, то с удивлением обнаружила, что снаряды хранятся на позициях
прямо под открытым небом - в джунглях! в тропиках! под ливнями! под
палящим солнцем! В большинстве случаев не было даже хоть какого-либо
навеса... Нет, наши снаряды выдерживают и такие издевательские условия,
но не 2 же года подряд! Хотя в контракте четко прописаны условия
хранения - обычные условия оружейных складов. По результатам
расследования Индия претензий к России опять-таки не имела... А заодно
начала переговоры о закупке дополнительной партии наших "Краснополей"
уже в тропическом исполнении... Кстати, наши промыслы были очень,
очень благодарны индусам за столь массовое и продолжительное
тестирование "Краснополей" на степень устойчивости к настолько
экстремальным условиям хранения... Особенно за то, что индусы провели
это тестирование за свой счет... Слышал, что по результатам кое-кто
даже получил премию - так как практическая устойчивость "Краснополей"
оказалось прилично выше, чем считалось... Кстати, вообще говоря у
индусов и выбора-то особого нет: думаете, зря "Краснополи" купили у нас
также, к примеру, и французы? Свои "Копперхеды" американцы точно бы
сумели им впарить, все ж союзники как-никак по НАТО, да и давние деловые
и военные связи... Но, "Копперхеды" в самих США уже давно сняты с
вооружения и попилены, и их производство давно свернуто, не в последнюю
очередь благодаря не слишком удачной конструкции и невысокой
эффективности, да и их конкуренты, проталкивающие свои дорогущие
"Экскалибуры", были совершенно не рады с кем-то делиться и постарались
побыстрей закопать конкурента... Индусы заявляли претензию по
поводу недостаточной высотности вертолетов Ми-24. Стали разбираться.
Выяснилось, что Индия заключила с израильской фирмой контракт на
модернизацию Ми-24, в том числе на увеличение их высотности. Евреи
кое-что там подшаманили, заменили кое-какую электронику и оборудование,
но ни двигатели, ни винтовую группу - не меняли. А так как в результате у
этих модернизированных Ми-24 вес увеличился, то, соотвественно,
снизилась и высотность... В ответ на обвинения индусов наши пожали
плечами и показали место в контракте, согласно которому при нелегальной,
несогласованной с нашим производителем, модернизации нелицензированными
нами фирмами гарантия аннулируется и никакие претензии не принимаются.
По результатам расследования Индия претензий к России не имела... А
заодно прилично заплатила нам за то, чтобы мы заново осмотрели эти
Ми-24, исправили допущенные евреями косяки и снова поставили вертолеты
на гарантию...В данном случае, конечно, есть и определенная вина наших
производителей - на тот момент просто не был готов вариант высотной
модернизации Ми-24 (он появился несколько позже), но если бы индусы
официально попросили нас - высотный вариант сделали бы намного быстрее. И
это обошлось бы Индии, опять-таки, гораздо дешевле... Проблема
роста стоимости авианосца "Викрамадитья": когда этот контракт
заключался, то индусы, воспользовавшись моментом и нашими проблемами в
90-х, сумели навязать просто кабальные условия и нереально низкую цену.
Пытаясь уложиться в эти деньги, наши промыслы убрали из условий
контракта работы по приведению в порядок всей электропроводки, замены
электротехнического оборудования, силовой установки, трубопроводов, и
много другой вроде бы мелочи. Индусы знали об этом, но это казалось им
неважным, главное было - как можно меньшая цена. В результате
после выполнения контракта авианосец оказался со сгнившей
электропроводкой, неработоспособной силовой установкой и в целом
совершенно небоеспособен. Хотя практически все, что было перечислено в
контракте - нами было выполнено. В результате Индия подписала
дополнительный контракт на приличную сумму и официальных претензий к
России не имела. Но если бы индусы сразу же включили все эти работы в
контракт, то не пришлось бы переделывать уже сделанное и это обошлось бы
им примерно в полтора раза дешевле, чем они заплатили сейчас... И,
кстати, почти наверняка, авианосец был бы уже давно готов и находился в
составе индийского флота (ведь первый контракт мы выполнили практически
по утвержденному графику)... Кроме того, здесь крепко замешаны и
американцы, мечтающие впарить Индии свой списанный авианосец и продать
"Супер-Хорнеты" в комплекте к нему и поэтому активно использующие для
устранения конкурента любые способы, в том числе и "черный пиар"... Хотя
они, в свое время, уже как-то раз всучили индусам свой списанный
корабль, поплавав на котором индийские моряки стали резко отрицательно
относиться к идее получить еще одно списанное дырявое американское
корыто... Дело в том, что из всех американских военных как раз флотские,
на мой взгляд, самые трезвомыслящие и последовательные, не бросающиеся
во всякие дорогостоящие авантюры по разработке и закупке сомнительных
новинок по бешеным ценам (по крайней мере меньше других родов войск,
хотя в последние годы и они явно увлеклись...). И к своим кораблям
относятся весьма трепетно и заботливо, и, в том числе, всеми возможными
способами пытаются продлить срок их службы. Если же они все же списывают
корабли - обычно это значит, что находиться на них - просто опасно...
Как раз такой корабль американцы тогда и передали индусам, которые и
хлебнули с ним проблем выше головы... Поэтому идея американцев
продать Украине списанный "Оливер Перри" вызвала у меня только
сочувствующую (по отношению к украинцам) ухмылку: мало того, что "Оливер
Перри" - это далеко не самый удачный проект, к тому же устаревший (в
американском флоте есть корабли куда более удачные и эффективные... и,
кстати, предлагали самый старый "Оливер Перри" из имеющихся...), так еще
и расходы на приведение его в более-менее пристойный вид будут очень и
очень приличными... Не говоря уже о том, что его даже не собирались
подарить, как обычно поступают со списанным вооружением, даря их нужным
союзникам, а предлагали ПРОДАТЬ Украине! Кстати, очень наглядный пример
отношения к Украине со стороны США... Вообще говоря, претензии
индусов обычно надо делить как минимум на десять, а их громкие заявления
о "некачественных поставках", "откровенном браке" и т.п. - являются
попыткой оказать давление на нас, элементом торга, и заодно показать
своем избирателям, что они находятся на страже интересов Индии и
"вредители не пройдут"... Такой уж у них менталитет... Насколько мне
известно, ни одна хоть сколько-нибудь существенная претензия индийцев не
оказалась реальной... Как говорится: скупой платит дважды, тупой
- трижды, и есть категория людей, которые платят постоянно... К какой
категории относится Индия - не знаю, но как раз из-за стремления любой
ценой сэкономить, при этом получив как можно больший откат, и попыток
переложить ответственность за свои ошибки на других - индусы частенько
платит как минимум дважды... Другой пример: Алжир и МиГ-29. Алжир
получил МиГ-29, налетал по 150-200ч на наших красавцах, а потом заявил,
что часть деталей на них - не новые, а с хранения (ЕМНИП передняя
стойка шасси). Замечу сразу: никаких претензий к качеству - не было! Все
было исправно, все было на гарантии, никакого ухудшения характеристик,
сокращения срока эксплуатации и прочего по этой причине не было и не
предвиделось. Дело было в том, что французы хотели продать свои самолеты
("Рафали") Алжиру и постарались сорвать наш контракт любыми методами...
А учитывая тесные связи Алжира и его верхушки (в том числе и военной) с
Францией, и наличие существенных деловых интересов во Франции у
алжирских военных им это удалось... Увы, здесь действительно есть вина и
нашего производителя, поленившегося поставить новые детали, и продавца,
хотя и прописавшего возможность использование заделов и ЗИП с ДХ в
контракте, но как-то видно не в полной мере... Тем не менее, французов
обломили с контрактом, и вместо Миг-29 Алжиру поставили-таки наши
Су-30МКА... Следующий пример: Иран и С-300. Несколько лет назад
(вроде в 2008 году) Иран оплатил небольшой аванс, в размере 160
миллионов долларов. Наши промыслы, согласно контракту, подготовили
соответствующее количество С-300, иранские военные обучались у нас
работе с С-300. Но дальше дело застопорилось. Иранцы не хотели платить
оставшуюся сумму и вели бесконечные переговоры о снижении цены и
поставках С-300 без оплаты, а наши, в соответствии с подписанным
контрактом, считали, что "деньги утром - стулья вечером". Когда стало
окончательно ясно, что для иранцев "дожать" Россию в данном вопросе -
это дело принципа и никаких надежд на оплату нет, плюнули на все,
воспользовались удобным случаем и аннулировали контракт. Похожая
ситуация и с Ливией. В 2008 году в счет списания долга Ливии были
заключены контракты на поставку современных вооружений на условиях
предварительной оплаты Ливией (полковнику уже тогда вполне обоснованно
на слово не верили...), и только затем должны были осуществляться
поставки. А так как ливийцы за три года не удосужились ничего проплатить
- какие могут быть к нам претензии? Россия действовала в точном
соответствии с подписанными обоими сторонами контрактами... Никто Ливию
подписывать их под дулом пистолета не заставлял... И даже если ливийцы
не хотели покупать оружие у нас - к их услугам был весь мир,
представители разных стран и фирм, желающие продать вооружения, в Ливии
так и кишели. А Франция так и вовсе прилагала просто титанические
усилия, чтобы продать Ливии свои вооружения... И кто теперь виноват, что
Ливия оказалась беззащитна? Как говорится - кто не хочет кормить свою
армию - будет кормить чужую... Ну а те, кто исправно платил -
исправно и получал наше вооружение: Китай, Индия, Сирия, Алжир, Кипр,
Малайзия и многие многие другие. Не спорю, порой не обходилось без
проблем, но все решалось в рабочем порядке. Надеюсь, я сумел
развеять хотя бы часть заблуждений, которые, к сожалению, достаточно
распространены в СМИ и блогосфере.И, как всегда, советую достаточно
критично относиться к регулярно публикуемым набросам, всегда носить с
собой вилку для снятия лапши, и, при чтении, делать скидку на широко
распространенный у нас журналамеризм... (увы, я уже не удивляюсь, когда в
статье в уважаемой газете журналист в одной фразе ухитряется сделать 4
(четыре!) фактические ошибки, перепутав все и вся, даже название изделия
и его индекс...) Не понимаю, неужели нельзя хотя бы у кого-нибудь
проконсультироваться перед сдачей в печать ??? Или, к примеру,
очень мною уважаемый летчик, генерал, с 30-тью "календарями" за плечами,
умный, знающий, дает очень интересное интервью про авиацию, но когда
журналист задает ему вопрос про сухопутные войска, отвечает, что
недостаточно компетентен в этих вопросах и не может квалифицированно на
них ответить. То есть боевой генерал, прослуживший тридцать лет, считает
себя недостаточно некомпетентным в тех вопросах, которых напрямую не
занимался по долгу службы, а у нас любой журналист или блоггер, ни дня
не служивший, пороха не нюхавший, совершенно не знающий ни армейских
реалий, ни характеристик стоящего на вооружении оружия и т.д., без тени
сомнения считает, что он знает все намного лучше Министерства обороны и
Генштаба (мол, там одни идиоты, не то что он - светлая голова, просто
гениальная...) и может их критиковать и указывать, что надо делать... А
уж когда ссылаются на неназванные источники в Министерстве обороны,
Правительстве или еще где - то сразу ясно, что эти данные из агентства
ОБС ("Одна бабка сказала" )... Или когда обвиняют военных в
"распиле" выделенных средств, мне всегда хочется спросить - а что ж это
вы, господа хорошие, в прокуратуру-то не обращаетесь? Или это, как
всегда, чистой воды ваши домыслы и никаких доказательств у вас нет ???
Или когда промыслы пишут заказуху про страшных военных, не закупающих их
"гениальные разработки", а военные критикуют промыслов за плохое
качество, недостаточный объем производства и дикие цены, то это тоже -
элемент нормального торга: промышленники пытаются продать военным ТО,
ЧТО У НИХ ЕСТЬ подороже, а военные пытаются купить ТО, ЧТО ИМ НУЖНО и
подешевле. (Заметьте, ТО, ЧТО ХОТЯТ ПРОДАТЬ промышленники совсем не
обязательно совпадает с ТЕМ, ЧТО ХОТЯТ КУПИТЬ военные... И по этому
поводу тоже ломается немало копий, в том числе и публично...) И каждый
пытаются надавить на другую сторону в том числе и общественным
мнением... P.S. Как-то я спросил у журналиста, написавшего
очередную чернуху про военных: почему он только критикует, а ни о чем
положительном не пишет. Он доступно мне объяснил, что критика (особенно
если подать ее с налетом сенсационности и вредительства...) привлекает
гораздо больше внимания читателей, соответственно лучше продается,
соответственно выше "вес" журналиста и его гонорары. Да и писать ее
гораздо проще и быстрее - не надо мучиться, собирать и анализировать
данные, согласовывать текст с военными: выдумывай, пиши и гонорары
получай... В крайнем случае находят человека, который уже лет десять, а
то и больше, как уволился со службы - и пусть он живописует всякие
ужасы, нещадно привирая и преувеличивая при этом, и заодно считая, что
ничего за последнее десятилетие не изменились...К такому откровенному
признанию мне просто нечего добавить... |