Каталог статей

Главная » Статьи » История

ЦЕННОСТИ РОССИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ. Часть I


Представляем вашему вниманию отрывок из первого тома "Национальной идеи России" - главу "Ценности современного российского общества: реальность и мифы" (в сокращённом виде).

С тех пор как западные ученые-обществоведы стали исповедовать философию индивидуализма с ее либерально-демократическими ценностями, попытки создания целостного и адекватного представления об обществах прекратились. Идеология либерального индивидуализма мешает западным социологам сформировать необходимое представление об обществах, где каждый человек играет определенную роль. Так, например, А. Турен отвергает понятие «общество», заменяя его понятием «социальные отношения». Т. Лоусон и Д. Гэррод предпочитают рассматривать общество как сумму индивидуальных активностей или социальных взаимоотношений свободных личностей. Однако человек никогда не был свободен от общества, как это пытаются представить в либеральных моделях.

История развития социологии показывает, что все известные попытки понять общество наталкивались на идеологию — антропоцентризма, индивидуализма, марксизма, рационализма и др. — и испытывали ограничения в силу применяемой методологии научного познания. В результате научные знания инкорпорировали значительную долю мифологии, создающей искаженное представление об обществах, социальных институтах, социальных нормах, ценностях, общественной культуре.

Западные исследователи зачастую впадали в крайности, предпринимая попытки перенести на Россию традиционные концепты, работающие в западном обществе.

После распада СССР русофобия на Западе не только не ослабла, но, напротив, усилилась.

Газеты, журналы, телевидение, кинофильмы, театральные постановки — все, что воздействует на общественное мнение, выливает на западного потребителя достаточно много русофобского. По этой установке в России плохо все: русские по натуре ленивы, жестоки и духовно ограниченны.

С приходом к власти в начале 1990-х гг. либеральных реформаторов первой волны началась чрезвычайно опасная идеологическая обработка населения по внедрению не свойственных России ценностей. О том, что традиционные российские ценности в современных условиях обществу уже «не подходят», было заявлено открыто: «нравственно все, что приносит прибыль».

[…]

Так уникально ли сегодняшнее российское общество, обладает ли оно идентичностью? Имеет ли на самом деле место «презрение к труду и чужакам» или все-таки есть оригинальные и иные ценности?

Все вышеизложенное актуализирует задачу выявления реальных ценностей современного российского общества. Более того, для решения задач государственного управления жизненно важно адекватное представление об объекте управления, т. е. об обществе. Андроповское «мы не знаем общества, в котором живем» становится критически неприемлемым, особенно в контексте непрерывного (преднамеренного и непреднамеренного) искажения представлений об обществе. Облик российского человека и его сообщества должен быть познан и использован в действиях по воплощению национальной идеи России, максимизации жизнеспособности страны.

Авторами предложен самостоятельный подход к исследованию цивилизаций, основанный на выделении двенадцати цивилизационно-образующих ценностей-мотиваторов. Специальные исследования позволили выявить для человека двенадцать базовых ценностей-мотиваторов поведения и доказать, что все остальные психологические мотивации человека поглощаются отобранными или являются избыточными. Базовые ценности общества совпадают с цивилизационно-образующими ценностями и высшими ценностями государства.

Ценности-мотиваторы являются побудителями практических действий индивида, формируют психологический поведенческий тип личности в обществе, направляют жизнедеятельность общества, позволяют отличить одно общество от другого.

В рамках предложенного подхода проанализируем наиболее мифологизированные базовые ценности российского общества, являющиеся условиями сохранения жизнеспособности страны. Ключевая гипотеза исследования очевидна: российское общество обладает идентичностью, базовые ценности россиян отличны от ценностей других обществ.



Семья

Многие социологические исследования при определенной постановке вопроса демонстрируют значимость ценности семьи в российском обществе на уровне или ниже американского, европейского и прочих. Примером служит распределение ответов на вопрос «насколько для Вас важна семья?» в Исследовании мировых ценностей.

Получается, что ценность семьи в западных обществах так же высока, как и в России, или даже выше. Однако при более глубоком анализе выясняется, что это не совсем так. Потому что одно дело — это отношение к своей собственной семье, какая бы она ни была (состоящая из супругов, родителей и детей или считая семьей и более дальних родственников), а другое — это традиционное отношение к институту семьи в обществе. И здесь имеются глубинные отличия в свойствах российского и, например, европейского социумов.

Чем определяется положение общества на шкале ценностей от совокупления до семьи, любви и детности? Представляется, что уважение к институту семьи в обществе проявляется в отношении к так называемому гражданскому браку, разводам, содомии и пр. (рис. 2.1.65).



В российском социуме гораздо ниже доля тех, кто когда-либо сожительствовал со своим партнером без заключения официального брака. И это уже более глубокий показатель, чем просто вопрос об отношении к семье. Та же картина и с долей когда-либо разводившихся респондентов, что также является свидетельством более высокой ценности семьи в российском обществе. И, конечно, отношение к гомосексуалистам и лесбиянкам, которое либеральные западные и прозападные социологи склонны выдавать за толерантность, представляется авторам данного исследования деградацией института семьи. Россия по этому показателю выглядит обнадеживающе, несмотря на развращающее влияние СМИ.

На основе данных о распространенности гражданских браков, разводов и уровне одобрения содомии авторами вычислен интегральный индекс ценности семьи в обществе (рис. 2.1.68). Именно этот индекс отражает реальную ценность семьи в современном российском обществе.





Коллективизм

В начале XXI в. все чаще приходится слышать, что «в действительности» население РФ очень индивидуализировано и абсолютно не склонно к коллективистским формам взаимодействия, привержено им чуть ли не в меньшей степени, чем, например, западные общества. А все представления о коллективизме как особой черте российского сообщества — не более чем ложный стереотип. Попытки «научных» обоснований данного тезиса приводились выше.

Комплексный анализ социологических данных обнаруживает, что озабоченность «гипертрофированностью индивидуалистических ориентаций» российского общества не имеет реальных оснований, кроме как инструментария информационно-психологической войны, направленной как раз на выхолащивание российской сущности.

Ценность коллективизма в России хотя и частично утратила значимость по сравнению с СССР, но по-прежнему остается одной из фундаментальных ценностей российского социума.

Это подтверждает распределение мнений по поводу минимизации различий в уровне жизни, характерной для коллективизма (рис. 2.1.70).



Ведущие европейские общества в большинстве своем даже не приближаются к российскому. Подтверждается этот вывод и распределением мнений по поводу типично индивидуалистического утверждения (рис. 2.1.71).



Картина принципиально иная: индивидуализм в России никак не более ярко выражен, он попросту отсутствует в значимой степени среди фундаментальных ценностей. При ответах на альтернативные вопросы подавляющее большинство россиян делают выбор в пользу ценности коллективизма.

Постулат о ценности семьи в российском и западном обществах имеет совершенно различное наполнение с точки зрения преобладания ценности коллективизма.

В первом случае семья — это общность, «мирок», в котором можно пережить трудности, спастись, сохранив самого себя и свои ценности, а во втором — это крепость, защищающая индивида от общества, от вмешательства в его частную жизнь.

В России семья воспринимается как последний оплот подлинной общности, коллективизма, как росток, который окрепнет в более благоприятных условиях и откроется миру; а в западных обществах — как оплот приватности, индивидуализма (не случайно широкое распространение там получили брачные контракты).

В российском обществе семья является олицетворением «мы», а «мы» вы ражает подлинную сущность коллективизма — фундаментальной ценности российского общества.



Нематериальные ценности

Существует суждение, что российский народ является приверженцем нематериальных ценностей, которое представляется мифом для прозападных исследователей и публицистов. Они утверждают, что никаких особенных «духовных ценностей» у российского общества нет, оно не только ничем не отличается от западного общества потребления, но и превосходит его.

Между тем отсутствие ярко выраженных материальных ценностей в российском обществе обусловлено исторически.

На протяжении веков русский человек по природе своей был аскетичен, он умел и желал довольствоваться необходимым, потому что только по таким нормам можно было выжить в существовавших климатических и исторических условиях. Суровая жизнь приучила к самоограничению в материальной жизни. Поэтому среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой, и русский человек не мог все силы бросать на материальное благоустройство. Нестяжательство служило и православным ориентиром. В русской жизни материальное стяжание никогда не было общественным идеалом, отсутствовал европейский пиетет к собственности и богатству, не мог утвердиться приоритет денег. […]

Несмотря на усиленную обработку российского населения в ходе развернутой информационно-психологической войны по внедрению материальных ценностей, они не стали главенствующими в российском обществе.

Детальная интерпретация социологических данных это подтверждает. При интерпретации распределения ответов россиян и европейцев на вопрос «Насколько важно для человека быть богатым и иметь много денег?» следует учитывать, что 2/3 населения России последние почти 20 лет решали только одну задачу — выживания и борьбы с бедностью и даже нищетой. Представляется, что степень важности того или иного блага или ресурса пропорциональна его наличию (политэкономическая теория предельной полезности в чистом виде). Реальные ценности-мотиваторы россиян выявляются при ответе на конкретные альтернативные вопросы.

Однозначен выбор подавляющего большинства населения Росии в пользу истинных ценностей и против ценностей материального благополучия (рис. 2.1.76). Здесь категорически опровергается утверждение о выраженном стремлении типичного россиянина к личной власти. Стремление стать богатым человеком отсутствует у большинства членов российского общества и не является ценностью-мотиватором социального поведения.



Стремление к материальному благополучию для россиян означает всего лишь удовлетворение базовых потребностей, а не потребление во имя потребления и богатство во имя приумножения богатства. В этом смысле отношение к материальным ценностям российского общества близко к отношению к ним советского общества.



Альтруизм

Альтруизм россиян, готовых «снять с себя последнюю рубаху», в ряде публикаций подается также как миф, выражается «серьезная озабоченность низким уровнем альтруистических, солидаристских ценностей в российском обществе».

Конечно, навязчивая телевизионная реклама, постоянно подчеркивающая «мое удовольствие», «я заслуживаю», направлена на развитие эгоизма, который способствует гордыне. Однако социологические данные свидетельствуют о несостоятельности утверждения, что «у сегодняшнего среднего россиянина крайне слабо выражены надличные ценности, связанные с заботой о благополучии других людей… и, наоборот, крайне высока значимость противостоящих им "эгоистических” ценностей» (рис. 2.1.79).



Более того, европеец заботится о слабых и обездоленных из чувства долга, он не склонен их жалеть и даже не очень любит, и уж конечно, в его помощи нет места солидарности. Русский же помогает именно из жалости. Однако наблюдается интересный момент. Следствием навязываемых обществу реформ и падения уровня жизни россиян явилось смещение некоторых ценностных воспитательных ориентиров (рис. 2.1.81).





ПРОДОЛЖЕНИЕ
Категория: История | Добавил: Михаил (03.06.2012)
Просмотров: 913 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Михаил  
0
И одновременно публикуется [b]это [/b] и это

Такое ощущение, что наши мудрецы пишут под влиянием момента, под настроение, не имея "железной", устоявшейся, стабилизировавшейся точки зрения.
Лучше бы СюГ. продолжал компилировать и классифицировать чужие мысли, чем грузить нас пессимизмом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]