Каталог статей

Главная » Статьи » История

Цели и задачи нашей революции Александр Дугин
Смысл революционной борьбы истинно радикальной оппозиции заключается в создании абсолютно новой общественной и государственной системы, в построении в России небывалой экономической и социальной реальности. В отличие от умеренной оппозиции, которая хочет лишь подновить старое здание, лишь изменить некоторые наиболее очевидные недостатки существующего строя, революционная оппозиция ставит своей задачей рождение особого национально-социального Порядка, который будет отличаться и от монархического дореволюционного строя, и от советской модели государственного социализма, и в еще большей степени от нынешнего антинационального либерально-демократического режима. Отличие Нового Порядка, созидаемого революционной оппозицией, от прежних общественных моделей будет радикальным и всеобъемлющим. Революция совершается ради осуществления Небывалого, а не для частичного (мнимого или реального) улучшения существующего положения вещей.

 

 

Попытаемся наметить основные перспективы грядущего Государства, за созидание которого борются сегодня оппозиционные национальные и социальные радикалы. Безусловно, речь идет не о программе конкретной партии или конкретного движения. Это также не догматические принципы, не подлежащие развитию или переосмыслению. Это, скорее, ориентиры, основные вехи революционного пути, общего для в с е х реальных радикальных оппозиционеров. И как таковые эти принципы в будущем могут стать общей платформой для единого национального и социального Революционного Фронта.

 

1. Отчуждение и Революция

 

Главным духовным основанием всякой истинной Революции (какой бы она ни была - национальной, социальной, коммунистической, демократической, религиозной, мистической и т.д.) является стремление к преодолению ОТЧУЖДЕНИЯ. Не зло, не несовершенство мира, не несправедливость общественного устройства, не угнетение, не эксплуатация, не коррупция, не вырождение элиты есть истинная причина Революции. Все это может быть поводом, конкретным предлогом для бунта и восстания, для народного сопротивления или гражданского конфликта. Но истинная причина всегда в ОТЧУЖДЕНИИ, которое дойдя до определенной концентрации становится невыносимым для критического количества социально активных членов общества, становящихся ядром революционного движения и рано или поздно уничтожающего существующий строй.

 

Что такое ОТЧУЖДЕНИЕ? В самом общем понимании это такое состояние человеческого (и природного) существования, когда связь явления с глубинной бытийной причиной замутняется, становится неявной и проблематичной и даже вовсе прерывается. ОТЧУЖДЕНИЕ это потеря контакта с тайной бытия, с центром вещей и людей, с источником подлинной жизни, с духом. ОТЧУЖДЕНИЕ проявляется через пронизывающее общество чувство социальной усталости, безразличия, потери органичных и естественных, энергетически насыщенных стимулов существования. Источник Жизни в таких случаях как бы перестает бить изнутри людей, общества, государства, политических и социальных образований. Общественная и частная деятельность теряет свой животворный смысл, перестает быть чем-то само собой разумеющимся и внутренне оправданным. Между человеком и обществом, между обществом и государством, между трудом и распределением, между материальным и духовным возникают непреодолимые барьеры и обратная связь на любом уровне и в любом направлении становится искусственной и механической. В пространстве связей неизбежно появляются новые паразитические социальные группы, которые эксплуатируют ОТЧУЖДЕНИЕ, усугубляя и канонизируя его, возводя его в высшую политико-социальную ценность.

 

Приведем несколько примеров того, в чем проявляется ОТЧУЖДЕНИЕ в различных областях.

 

1) Р е л и г и о з н ы й у р о в е н ь.

Возьмем историю догматики христианства. Христианство возникло в границах иудейской традиции, как радикальный и абсолютный протест против религиозного ОТЧУЖДЕНИЯ, возведенного поздним иудаизмом в основной религиозный догмат. Иудейство было в тот период единственной религией, которая рассматривала происхождение мира как т в о р е н и е «из ничего», ex nihil, т.е. как нечто изначально и принципиально о т ч у ж д е н н о е от Бога, как и н о е, нежели Он. Все связи между людьми и Богом в иудаизме были опосредованны, механистичны и усложнены. Сама вселенная виделась как бездушный механизм, сконструированный отвлеченным и холодным инженером. Своего предела эта «креационистская» тенденция достигла в секте фарисеев, которая дошла до отрицания всех мистических и эзотерических тезисов иудейской традиции, которые можно было бы истолковать в живом, неотчужденном ключе (так, к примеру, фарисеи отрицали воскресение мертвых).

 

Христианская доктрина была тотальным отвержением и опровержением иудейского духа, смертельным ударом, нанесенным той богословской конструкции, на которой было основано здание иудаизма. Именно в качестве доктрины ОТЧУЖДЕНИЯ иудаизм был назван позднее христианами «Синагогой Сатаны». Христианская доктрина в отношении иудаизма была радикальной и тотальной Революцией, так как, опровергая ветхозаветные отчужденные отношения человека-твари с Богом-Творцом, она устанавливала радикально новые, мистические и благодатные сыновьи отношения детей-христиан с Богом-Отцом. Этот абсолютно революционный характер христианства ярко запечатлен в главной христианской молитве «Отче наш», так как подобное обращение к Богу как Отцу в иудаизме, основанном на ОТЧУЖДЕНИИ, просто немыслимо. Не Тит Ливий и не римляне разрушили Второй Храм. Приход Сына Божьего положил конец иудейскому теократическому государству, как символу религиозного ОТЧУЖДЕНИЯ. Вместо Ветхого Храма пришел Новый Храм, Церковь Христова. Вместо «старого человека», «ветхого Адама», «человека ОТЧУЖДЕНИЯ» - «новый человек», «новый Адам», Сын Божий и все облекшиеся во Христа верные, «сыны Света».

 

В христианстве яснее и полнее всего отражена глубинная доктрина всякой Революции -- отвержение «старого», «ветхого», «отчужденного» и установление «нового», «благодатного», вновь обретшего связь с Истоком, с Причиной, с Центром Бытия, и Богом  Ж и в ы м.

Христианская традиция, поэтому, может быть рассмотрена как парадигма подлинно революционного духа в области религии; парадигма не историческая и обусловленная, но вневременная, вечная, мистическая и богословская.

 

2) Г о с у д а р с т в е н н ы й у р о в е н ь.

Здесь происходит отчуждение государства от общества, от естественной и органичной социальной, общественной иерархии. Государство рано или поздно начинает стагнировать и тогда иерархия, основанная на органических проявлениях -- святость, духовность, ум, доблесть, мужество, мастерство и т.д. -- уступает место иерархии, основанной на отчужденных принципах -- скромность, хитрость, подлость, ловкость, льстивость, личная преданность, лживость, зависть, тупость и т.д. Неизбежно проходит процесс бюрократизации, превращения аристократов в чиновников и духовного сословия в прицерковных администраторов и моралистов. Элита, с необходимостью присутствующая в любом обществе (явно или скрыто), постепенно вырождается и стремится сохранить свои привилегии искусственным путем. Государство становится тираническим аппаратом подавления и возводит ОТЧУЖДЕНИЕ в принцип.

 

Такая «ветхая» государственность может носить как монархический, так и националистический характер, быть как либерально-капиталистической, так и социалистической. Ничто не гарантирует государства от ОТЧУЖДЕНИЯ и, следовательно, ничто не может исключить возможности Революции, направленной на создание «Нового Государства», на приведение к власти радикально «новой элиты», которая доказала бы в процессе героической революционной борьбы свое естественное, органическое право на власть.

 

Всякая историческая революция - от реформ индусского царя Ашока, сделавшего буддизм государственной религией Индии, до Октябрьской революции 1917 года и национал-социалистической революции 1933 года - это свержение «ветхого государства» ради установления «нового государства», уничтожение «старой элиты» (вместе со всеми ее продолжениями и «оппозиционными» отростками) и приход «новой элиты». Революция предполагает обновление Строя и полное уничтожение тех государственных структур, которые паразитировали на отчуждении, бюрократически эксплуатируя энергии порабощенного общества, где смелость и гений ставились на службу трусости и скудоумию.

 

3) Н а ц и о н а л ь н ы й у р о в е н ь.

Нация - это культурно-политическое явление, основанное на единстве исторической судьбы. Бытие нации проходит сквозь душевные глубины ее членов, предопределяя особый ни на что не похожий национальный тип, воспроизводящий себя через социальные, языковые, культурные и даже генетические формы. В высшие моменты национальной истории почти все члены нации активно и сознательно, живо участвуют в ее судьбе, отождествляют себя с ней, не задумываясь жертвуют собой ради блага Народа.

 

Иногда нации приходят в упадок, отчуждаясь от своей судьбы, теряя органическую жизнь, превращаясь в «призрак». Гумилев называл это «химерическим этносом». Когда это происходит национальная идентификация становится не активной, но пассивной, проявляется через инерциальные и фрагментарные аспекты, а не через волевое и рискованное национальное самоутверждение. Взгляд нации обращается с ностальгией в прошлое, в сферу фольклора, настоящее представляется неизбежной, но приемлемой прозой, а о будущем никто всерьез не задумывается. Здесь происходит ОТЧУЖДЕНИЕ народа от своего собственного центра, от источника мистической Жизни, которая в высшие моменты национальной истории настолько очевидна и осознанна, что внушает национальным героям презрение к физической смерти. В периоды же упадка нация попадает под инородческое влияние -- ее либо завоевывают соседи, либо инородцы приходят в власти изнутри. Тогда нация продолжает существовать только номинально, и выразителями национальных интересов становятся паразиты и торговцы, которые эксплуатируют ОТЧУЖДЕНИЕ, выдавая самих себя за «интерпретаторов и выразителей национальных интересов». Так возникает «ветхий национализм» или «ветхий патриотизм2, являющийся доктриной своего рода фарисеев, узурпирующих право толковать значение и смысл национальной истории. Естественно, чаще всего в этой роли выступают как раз те, кто наиболее удалены от истинно национальной стихии - вырожденцы, полукровки и инородцы.

 

Национальная революция направлена против этого национального ОТЧУЖДЕНИЯ и с необходимостью предполагает рождение «новой нации», «нации героев и творцов», не интерпретаторов прошлого, но активных созидателей нового национального будущего. «Новая нация», рожденная Революцией, не останавливается перед доводами, что «такого, мол, еще не было в национальной истории». «Не было - будет!» - отвечают национальные революционеры и опрокидывают ветхую конструкцию отчужденного псевдонационализма.

 

4) Э к о н о м и ч е с к и й у р о в е н ь.

В данном случае вполне применим марксистский анализ ОТЧУЖДЕНИЯ собственности производителей при капитализме и критика капиталистической эксплуатации.

Действительно, органичная и неотчужденная экономическая система предполагает постоянное сохранение связи производителя и произведенного товара. Производство должно быть сугубо творческим процессом, в котором субъект и объект производства (человек и товар) объединены причастностью к общему бытию, циркулирующему между ними непрерывно. Такой подход отрицает возможность измерять ценность произведенной вещи в чисто количественном (денежном) эквиваленте, и как следствие, перевод произведенного предмета от создателя к другим членам общества должен иметь характер обмена «энергиями бытия», имеющими в первую очередь качественный, а потом уже количественный смысл. В традиционном обществе экономическое отчуждение было минимальным и ритуализированным, так как традиционные виды производства - крестьянство и ремесленничество - имели целью не конечный продукт и уж тем более не его обращение в количественный «эквивалент», но сам процесс, творчество, сакральную литургию труда (по этому поводу исчерпывающее исследование проделал французский левый философ Жорж Батай).

 

Экономическое отчуждение на практике существовало в той или иной степени во всех типах обществ, но своей канонизации, возведения в абсолют, в принцип, оно достигло только при капитализме, который положил ОТЧУЖДЕНИЕ продуктов производства и соответствующую эксплуатацию паразитарным классом реальных тружеников в основу экономической системы.

Социалистические революции были направлены против ОТЧУЖДЕНИЯ в экономике, и именно в этом состоит их положительный и духовный аспект. На место «старых», «ветхих» производственных отношений социализм ставит (по меньшей мере в теории) «новые», «братские», н е о т ч у ж д е н н ы е производственные отношения, в которых воскрешается идея «энергетического обмена», общественной циркуляции «сил бытия» во всем обществе без паразитов-посредников. Целью труда при социализме, как и в сакральном традиционном обществе, теоретически должен быть сам труд, само творчество, а не перспектива обращения живого произведения в мертвый денежный, цифровой эквивалент.

 

Преодоление экономического ОТЧУЖДЕНИЯ - вот высшая цель социальной и социалистической Революции.

 

Таковы всего несколько примеров проявления ОТЧУЖДЕНИЯ. Можно найти еще множество аналогичных случаев в области науки, культуры, искусства, философии, промышленности, образования, быта и т. д. Поэтому принцип Революции, направленной против ОТЧУЖДЕНИЯ, применим универсально и повсеместно. Более того, последовательная и радикальная Революция должна стремиться к охвату максимального количества сфер, именно тогда она имеет шанс стать победной, необратимой и тотальной.

 

ОТЧУЖДЕНИЕ может возникнуть и проявиться где угодно. От него не свободны никто и ничто. Следовательно, и сама Революция никогда не может быть изжита и преодолена до конца. Ее полем является вся реальность, ежесекундно тяготеющая к энтропии, к солидарности с роком, к отказу от тайной огненной Жизни, к предательству Бытия.

 

 

Новая религия

 

Радикальная революционная оппозиция предполагает тотальное обновление всех сторон жизни, и естественно, в первую очередь, это имеет отношение к сфере Духа, религии. В данном случае речь не идет о каком-то догматическом или ритуальном нововведении, не об отказе от тех или иных богословских принципов, не о сектантском или еретическом отпочковании от основного древа Традиции (хотя исторически любой революционный всплеск всегда сопровождался подобными трансформациями в религиозной сфере). Ветхое, в том числе и в духовном, религиозном смысле, должно быть отвергнуто. Оно не может не быть отвергнуто без того, чтобы Революция не превратилась в фарс и простую смену декораций. Но с другой стороны, очевидно, что религиозные течения, вырождающиеся в сектантство даже исходя из вполне благих и достойных, революционных побуждений, часто не только не спасают, но еще более усугубляют отчуждение Традиции от ее внутреннего Духа. Классический пример этому - Реформация Лютера, породившая в рамках христианства нечто еще более неадекватное, нежели Римская католическая церковь.

 

Наша духовная, религиозная Революция будет проходить в рамках аутентичной традиции, в рамках христианства и Православной Церкви, так как само христианство, и особенно, Православие в самой своей основе есть теоретически постоянная и радикальная духовная Революция, направленная через «покаяние» («метанойю», дословно «изменение сознания», т.е. через переход от «ветхого сознания» к «новому») к «обожению». Однако силы энтропии даже эту героическую, огненную великую Традицию тотальной духовной Революции, выводящей верных за пределы Творения (и следовательно, Отчуждения) в нетварный мир световых божественных энергий Пресвятой Троицы, на земном уровне подчинили бремени Отчуждения. Многие священники превратились в «христианизированных фарисеев», относящихся к религии как к исполнению бюрократических обязанностей и низведших пылающие парадоксы догматов до убогих моралистических и упрощенных интерпретаций. Слава Богу, что в Православии в неприкосновенности остались все христианские ритуалы, догматы и таинства, т.е. вся нечеловеческая, чисто духовная сторона традиции. (В католичестве же искажению и извращению подверглись и эти аспекты Церкви, что делает духовную Консервативную Революцию на основе католицизма почти невозможной). Лишь светская, человеческая, "культурная" сторона Восточной Церкви была затронута фарисейским духом, выразившимся, к примеру, в социальном конформизме с любыми властями -- от царизма, через большевиков до либерал-космополитического режима современной России. Но не только политическая индифферентность и «эскапизм» современного Православия являются признаками его отчужденности. Вырождается сам церковный и околоцерковный настрой, переходя от нетварной и светоносной стихии Святого Духа к мелкочеловеческому, мещанскому, пацифистскому и формальному, интеллигентскому и морализаторскому нытью. Религия героев и аскетов, мудрецов и подвижников, богословов и чудотворцев, старцев и императоров, мужественных мучеников и страстных исповедников в наше время перешла в сферу салонно-интеллигентского развлечения, смутной сентиментальности и ядовитого лицемерия. Такое христианство - не христианство, а нео-иудаизм. Христианство - религия революционеров духа и героев, религия «новых людей», «новой элиты».

 

Религиозная Революция в Православии сохранит и укрепит все догматико-ритуальные, доктринальные и символические аспекты Православной Веры, соответствующие букве и духу Священного Писания и Священного Предания, а также в полном соответствии с принципами Вселенских Соборов и догматических постановлений 14-о века («паламитские» споры). Но эта Революция низвергнет те наносные, интеллигентские, протестантско-дворянские, конформистски советские и тем паче либерально-демократические наносы, которые ложно отождествляют сегодня с Церковью и которые отталкивают от нее многих достойных, сильных и благородных людей революционной ориентации. Исповедание Христа, Сына Божьего, несовместимо с фарисейским и мироустроительным духом «ветхого Адама». Если мы «искуплены» Христом, то на нас принципиально н е т греха, и надо смело идти к свету обожения, а не подсчитывать скрупулезно свои несовершенства. Похороны мертвецов - занятие мертвых. Занятие живых - духовная Революция, духовный бросок вверх, к нетварным энергиям, к лучам Славы Господней. Православие - торжество радости Воскресения, постоянное празднование Преображения, лучи которого освящают и Крестные Муки и тяжесть поста. Самая главная победа истории у ж е  п р о и з о ш л а. Смерть побеждена, попрана. Сколько можно ныть и сокрушаться. Пусть этим занимаются иудеи. У нас есть прямой путь, ведущий не только к верхним регионам Творения, но сразу за его пределы. Мы становимся на него в миг Святого Крещения, «сраспинаясь и спогребаясь Христу», принимая в себя Духа Святаго. Он и есть подлинная Личность истинной духовной Революции, Вождь и Царь великой литургии Обожения.

 

Как контрастирует нынешнее уныние и неуверенность в Церкви с огненным духом Революционного Православия! Но это еще не повод для того, чтобы менять Веру, предавая Сына Божьего, впадать в мутный оккультизм или соблазнятся сектантством. Чтобы пробиться к Источнику Жизни в современной Церкви надо предпринять сверхчеловеческое усилие, напрячь все силы ума и души. Это требует героического напряжения воли - ведь «широкий путь, открытый для всех» стал сегодня предельно узок. И не последнюю роль в отпугивании паствы от Спасения играют нынешние пастыри. Духовная Революция будет направлена против таких людей, против всяких узурпаторов и паразитов на великой силе Откровения.

 

Новая религия Революции будет обращением к истинному Православию, к надвременной, вечной Церкви, к сияющей нетварной реальности Пресвятой Троицы, которая не может ни прибывать, ни убывать во времени, и поэтому Вера в Христа всегда остается чем-то  н о в ы м, небывалым, революционным, переворачивающим ветхий мир, «мир сей». Революционная Церковь будет Церковью Нового Иерусалима, высшим эсхатологическим напряжением всех сил души, рвущейся к своему истинному Истоку, к Богу и Духу.

 

Апокалиптическое  Второе Пришествие и первое историческое Пришествие Иисуса Христа - вот две абсолютные точки истинно православной религиозности. Именно в них полнота Духовной Истины, неотчужденной и нетварной Истины являет себя открыто и непосредственно. Религиозная Революция направлена вперед, в будущее к брачному мигу Пришествия Жениха и одновременно назад в прошлое, к сверхъестественной и сверхразумной чистоте Боговоплощения. Но оба эти момента проживаются и реализуются в  н а с т о я щ е м, которое и есть сущность и огненное присутствие Духа Революции. Все остальное - различные формы Отчуждения. Энтропия «ветхой» реальности пытается освоить и победить ту травму, которую привнесло в нее Пришествие Бога -Слова во плоти. Не в силах открыто противодействовать торжеству Благой Вести, как это делает до сих пор «Синагога Сатаны», часть «агентов» «ветхого» мира попыталась подорвать Церковь изнутри, свернуть ее на иудео-христианский путь, на путь компромисса и конформизма, на путь прагматизма и соглашательства. Но близкое дыхание Пришествия Царства Божьего-в-силах палит плевелы Отчуждения, войска «теплых», диверсантов «Лаодикийской церкви».

 

Православная Революция носит антииудейский и антииудеохристианский характер. Это - просто христианство, как оно есть -- православное и единственное, ортодоксальное и непримиримое. Полноценное переживание религии не может быть «культурным», «умеренным», не может восприниматься как «дань обычаям предков» или «верность историческим корням». Такая музейная и слабосильная религия хуже атеизма. Истинная религия всегда Новая, она переживается как нечто небывалое, как только что свершившееся Откровение, как Озарение, как Просветление, как Преображение, как Обожение.

 

Только такая религия есть Религия Революции. За нее поднимутся на подвиг исповедания и восстания души лучшие люди нации, радикальные оппозиционеры, непримиримые борцы с Отчуждением, авангард Великой Революции, Абсолютной Революции, Последней Революции.

 

rossia3

Категория: История | Добавил: Михаил (24.02.2011)
Просмотров: 835
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]