Каталог статей
Главная » Статьи » История |
Православная ойкумена. Консолидация православного мира - ключевой вопрос не только его миссии, но и выживания. Дехристианизация ЕС - это серьезное испытание для православных стран, находящихся в его составе. Отнюдь не благостно положение православных и во многих странах ислама. Более того, православной ойкумене необходима стратегия активного миссионерского, исторического прорыва - Православие-это вселенская Истина, а не этническая религия не самых многочисленных народов. Соответственно, оно и должно заявить о себе в мировом масштабе. Поэтому мы приветствуем готовящийся Всеправославный Собор. Одновременно мы считаем, что, необходимы формы консолидации мировых православных политических, интеллектуальных, экономических элит. В исламском мире существует международная организация "Исламская конференция" - клуб культурных, политических, экономических, медийных, культурных элит исламского мира. Давно назрел вопрос аналогичной организации "Православная конференция" "Русский мир" Русская Православная Церковь является на сегодняшний день главной объединяющей постсоветское пространство общественной силой. Как показывает практика, официальные межгосударственные объединения и интеграционные институты - СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, а также Союз России и Белоруссии - недостаточно эффективны для разворота тенденции к "разбеганию" бывших советских республик и предотвращения кризисов на постсоветском пространстве. В свою очередь, влияние конкурирующих геополитических проектов (прежде всего, панамериканского, панисламского и китайского) подтачивает существовавшие с советского периода общие гуманитарные основы, культурные и экономические связи, переориентируя бывшие советские республики от преимущественного взаимодействия с Москвой к взаимодействию с новыми центрами силы. Тем не менее, вышеперечисленные институты, при всех их проблемах, не должны быть демонтированы. Это особенно касается Российско-Белорусского союза, который необходимо сохранить, несмотря на нынешнюю кризисную ситуацию. Важнейшей составляющей решения этого вопроса явилась бы ценностная ориентация российской политики. Великий белорусский просветитель Михаил Осипович Коялович называл Белоруссию "Западной Россией". Соответственно, мы исходим из того, что белорусы и великороссы - это самобытные субэтносы единого русского народа, окормляемые Русской Православной Церковью. Таким образом, мы выступаем за максимально возможную интеграцию России и Белоруссии, максимальную поддержку тех элит, которые понимают важность единства русского мира, а в случае необходимости - взращивание этих элит. Напомним и слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, суть которых в том, что Божий суд ждет тех, кто попытается разрушить Союз Белоруссии и России, еще в этой, земной жизни. В отношении Украины мы приветствуем исторические Харьковские соглашения Президентов Д. Медведева и Виктора Януковича о базировании Черноморского флота России до 2042 года. При этом мы видим опасность в сведении российско-украинских отношений к экономике, в недооценке гуманитарного фактора. Укрепление Черноморского флота является принципиальным условием безопасности России, которая должна добиваться вечного базирования Черноморского флота в его исторической базе в Севастополе. Севастополь, в свою очередь, является важнейшим духовным центром русского мира - местом крещения святого равноапостольного князя Владимира. Мы считаем признание юрисдикции Украины над Севастополем серьезным историческим компромиссом во имя единства Киевской и Московской Руси. Но этот компромисс обязывает российскую дипломатию добиваться признания особого статуса Севастополя в составе Украины как общерусской святыни. Мы также уверены, что целью российской как государственной, так и общественной политики является поддержка тех, кто выступает за русско-украинское двуязычие. Кроме того, проблема церковных расколов на Украине имеет непосредственное отношение к российско-украинским отношениям. Дело в том, что раскольнический "Киевский патриархат" причастен к вербовкам националистических боевиков к Басаеву и другим террористам. Необходим институт, способный поддерживать интеграцию на постсоветском пространстве на гуманитарном и общественном уровне. Единственным институтом, имеющим право претендовать на такой статус, является Русская Православная Церковь. Святейший Патриарх Кирилл предложил эффективный и действенный проект "Русского мира" - духовного единства стран и народов, находящихся на канонической территории Московского Патриархата. Этот проект - надэтнический, к нему относят, например, не только славянское Приднестровье, но и Молдавию. Действительно, отрыв Молдавии от русского мира, объединение с Румынией или вступление в ЕС растворит это государство в секулярных брюссельских стандартах, а сохранение в русском мире позволит формировать национальное законодательство в соответствии с базовыми христианским ценностями. Консервативная Европа В настоящее время Европа испытывает кризис единства и идентичности. Европейский Союз, будучи гетерогенным образованием, раздирается борьбой конкурирующих ценностно-политических и религиозно-политических проектов. На пространство ЕС претендуют три ключевых проекта: секулярно-либеральный (приобретающий все более антихристианские черты), христианско-консервативный и панисламский. Идеология секулярно-либерального проекта избрана руководством ЕС и государствами-лидерами евроинтеграции в качестве главенствующей. По всей вероятности, этот выбор был вызван необходимостью вобрать в проект "Единой Европы" различные по религиозной и культурной идентичности государства. Вместе с тем, в настоящее время мы наблюдаем разложение идеологии этого проекта, приводящее Европу к опасным кризисным явлениям, угрожающим независимости составляющих её государств и самому существованию её народов. Это вырождение вызвано отрывом ценностей свободы и прав человека от их христианских этических корней в идеологии секулярного либерализма. В результате ценности свободы и прав человека превращаются в свои противоположности и вызывают насаждение нового тоталитаризма и ограничение фундаментальных прав и свобод - в частности свободы печати и свободы мысли. Толерантность и мультикультурность превращаются в потакание агрессивным меньшинствам, которые захватывают "командные высоты" в обществе и стремятся к диктату над ним. Отсюда - агрессивная пропаганда половых извращений, запрет на ношение христианской символики в школе и обществе, преследование традиционно мыслящих интеллектуалов и т.п. вещи. Одновременно с этим, несмотря на агрессию, направленную против христианства, собственно "секулярный мир" не получается. Секулярный либерализм пасует перед радикальным исламом и панисламским проектом. Наблюдается активная исламизация Европы, которая размывает её прежнюю христианскую идентичность. Европа становится похожей на большую Венецию - утопающий город-музей. Она теряет политическую власть, а её народы и религия - вымирают и оставляют место менее развитым в культурном и техническом отношении, но более агрессивным сообществам. Цивилизационный и демографический крах Европы не в интересах России. Европейский союз является ключевым торговым и экономическим партнером России, кроме того, Россия относит себя к странам европейской идентичности и европейской культуры. Единственным способом прекратить это медленное движение в пропасть и одновременно с этим вернуть утраченные геополитические позиции является союз России и консервативной Европы. Россия как государство и Русская Православная Церковь не имеют иного выхода, кроме предложения помощи европейским консервативным силам, не заинтересованным в победе секулярно-либерального или панисламского проекта. Важным гуманитарным инструментом для работы на этом направлении должен стать диалог Русской Православной и Римской Католической церквей по борьбе с общим противником - разумеется, с категорическим недопущением попыток поглощения Римом Православия и любых вероучительных компромиссов. Отмечаем, что о недопустимости вероучительных и догматических компромиссов с инославными христианами при активном социально-политическом диалоге постоянно говорит священноначалие Русской Православной Церкви, которое мы безусловно поддерживаем. Важной составляющей диалога мы считаем проведение в Москве международного конгресса христианских консервативных сил Европы. В рамках проекта диалога с консервативной Европой должны быть задействованы не только существующие дипломатические контакты, но и начат серьёзный диалог по линии Церкви и общественных неправительственных организаций. Мы отмечаем, что сложившаяся ситуация в европейском христианском сообществе дает огромный миссионерский шанс для Русской Церкви. Дело в том, что протестантское сообщество фактически раскололось на сторонников традиционного протестантизма и "вырожденцев", в сообществах которых фактически уничтожено нравственное учение христианства, пиком и характерным признаком чего являются такие уродливые явления, как гомосексуальное и женское священство. Одновременно с этим в протестантском сообществе выкристаллизовывается более многочисленное, но лишенное права голоса в "толерантных" СМИ сообщество противников подобного разложения. К сожалению, большинство из них ничего не знают о Православии, воспринимая его как этническую религию русских, румын и греков. Если же мы расскажем им об истине Православия, то многие и многие последуют за видным протестантским теологом, известным деятелем Всемирного совета церквей Кристианом Фельми, который перешёл в Православие. Прецедент Фельми - это и аргумент в пользу сохранения членства Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей с единственной целью - миссионерской. Всех тех, кто дышит и мыслит, кто сопротивляется духовному разложению, мы обязаны привести к Православию. По идее, данная тема нуждается в более глубокой проработке, поскольку саму Европу следует разделить на православную, католическую, протестантскую и секулярную, и АПЭ намерено развивать эту тему в своих дальнейших публикациях. Британское Содружество Британское Содружество - отдельная геополитическая общность, в которую, как общеизвестно, входят Великобритания, Австралия, Канада. В зоне культурного, экономического и отчасти военного влияния Великобритании находятся Индия, православная Республика Кипр, ряд островных государств Океании. Великобритания имеет серьёзные религиозные отличия от континентальной Европы - Англиканская церковь представляет собой отдельный феномен в христианской ойкумене. Британская империя в прошлом являлась одним из геополитических лидеров мира. Несмотря на потерю этого лидерства, Великобритания остается одним из ключевых игроков мировой финансово-экономической системы. В настоящее время Великобритания и государства Британского Содружества также, как и Европа, переживают кризис идентичности. В Англиканской церкви наблюдаются процессы, аналогичные таковым в европейском протестантизме, прежде всего - отход от базовых моральных основ христианства. Этот процесс также привел к дезориентации английских христиан, чем уже эффективно пользуется Католическая церковь. Между тем, значительная часть англикансттва, причем та самая, которая выступает против его окончательного разложения, имеет давний опыт диалога с Православием и ряд как единичных, так и массовых попыток перехода в Православие на протяжение второй половины XIX и в XX веке. Вспомним, как англиканский интеллектуал Уильям Пальмер проповедовал переход в Православие, но был отторгнут не готовой к миссии православной средой. Это миссионерское поражение мы вспоминаем для того, чтобы не упустить шанс сейчас, когда на Православие с надеждой смотрят большие группы консервативных англикан, такие, как движение "Forward in Faith" ("Вперед в вере") и другие группы. Кроме того, так исторически сложилось, что на территории стран Британского содружества наций - Великобритании, Канады и Австралии - находятся крупные русскоязычные и православные диаспоры. Неоценимо интеллектуальное и духовное влияние на общество Великобритании митрополита Сурожского Антония (Блюма) (РПЦ МП) и Калиста Уэйра (Константинопольский Патриархат). Невозможно не отметить и попытки миссии среди консервативных англикан, которые предпринимаются приходами РПЦ МП и РПЦЗ в Великобритании. Однако, представляется необходимым выстраивание системной работы со сторонниками традиционных христианских ценностей как среди тех, кто ещё остается в Англиканской церкви, так и среди тех, кто уже вышел из неё, не считая возможным участвовать в её дехристианизации. И это - не последние люди в Великобритании, где есть влиятельная группа христианских консерваторов в парламенте, которые не в восторге от игр с врагами России, такими, как Закаев и Березовский. Говоря об Британском Содружестве, нельзя не отметить, что в Австралии находится одна из самых многочисленных епархий Русской Зарубежной Церкви. Следует также отметить, что влияние русского и российского фактора в самой Великобритании в 90-е - 2000-е годы значительно выросло благодаря тому, что эта страна стала местом отдыха и гостевого проживания ряда известных и высокопоставленных представителей российской элиты. Мы имеем ввиду именно элиту, а не представителей "антиэлиты" наподобие Бориса Березовского. Мы считаем, что тезис о единстве англосаксонского мира требует уточнения, так как конкуренция между Лондоном и Вашингтоном в рамках данного единства заложена онтологически. Говоря об "американских" интересах российской внешней политики, мы тоже не можем игнорировать христианский фактор. В Епископальной церкви США происходят те же процессы, что и в Англиканской церкви Великобритании - внутренний раскол между классическими епископалами и сторонниками полного разложения этой конфессии и морали. Противники разложения в США также находятся в поисках истинной Церкви. Более того, известны случаи активной и успешной православной миссии в США. Например, многочисленная группа протестантов во главе с Питером Гилквистом задалась целью проследить историю Церкви. Честный анализ привел их к тому, что истина - в Православии. Но они сначала даже не знали о существовании семьи поместных Православных Церквей. Слава Богу, в итоге они были приняты в юрисдикцию Антиохийского Патриархата. Их поиски свидетельствуют о наличии очень важной проблемы: Православие, будучи аутентичным христианством, остается самой неизвестной религией там, где оно должно быть самой известной. Это - свидетельство миссионерского кризиса Православия, преодоление которого является не только внутренним делом Церкви, но и важнейшим ресурсом российской внешней политики. Таких Питеров Гилквистов может быть много и много больше, если они узнают о Православии. Государство должно помочь Церкви в таких важных вещах, как свидетельство в СМИ, переводческая работа - потому, что открывая для себя Православие, на Западе открывают для себя и Россию как страну христианской надежды. Вспомним современного подвижника Русской Зарубежной Церкви коренного американца иеромонаха Серафима (Роуза), который в буквальном смысле проповедовал строительство Святой Руси в Калифорнии. Мы не понимаем, почему различные западные неправительственные организации не стеснялись проповедовать у нас свои ценности, а мы стесняемся своих. В проекте Русская Православная Церковь становится проводником межэлитного, политического, культурного и межрелигиозного диалога, а также представляет себя в качестве альтернативы либерализующейся Англиканской церкви. Также не следует забывать о наличии скрытого геополитического потенциала самого Британского содружества, который не исчез полностью с уходом Британской империи. Как минимум, диалог с государствами Британского содружества позволит наладить взаимовыгодное взаимодействие с этими странами и их элитами, а как максимум - изменить геополитическую ситуацию в мире в целом. Латинская Америка Новое и "хорошо забытое старое" направление российской дипломатии открывает уникальные возможности для взаимовыгодного сотрудничества в целях модернизации как самой России, так и стран Латинской Америки. Казалось бы, какое отношение к России имеет Латинская Америка? Однако ответ на этот вопрос достаточно прост. Во-первых, зоной геополитических интересов России как государства, выполняющего миссию "Третьего Рима", должны распространяться на всю планету. Во-вторых, Латинская Америка - это христианская Америка, где христианские моральные ценности не подверглись такому влиянию секуляризма и внутреннему разложению, как в Евросоюзе. В-третьих, у нас имеется большой опыт взаимодействия с рядом государств Латинской Америки, как унаследованный от СССР, так и приобретенный в первое десятилетие XXI века. Так, у нас есть богатый опыт взаимодействия с государствами Боливарианской альтернативы, прежде всего с Кубой и Венесуэлой. Развивается экономическое взаимодействие с крупнейшим государством Южной Америки - Бразилией. Но все эти государства являются для России не только перспективными экономическими и военно-политическими, но и гуманитарными партнерами. Немаловажно заметить, что политический пример и опыт кубинской революции (связанные с харизмой и опытом деятельности Фиделя Кастро) очень значимы в мировой "левой" интеллектуальной среде, а также в интеллектуальной элите развивающихся стран. Таким образом, налаживание взаимодействия с Кубой и Венесуэлой неизбежно будет транслировать позитивный сигнал не только для самих этих государств, но и для всего "развивающегося мира" вообще. Таким образом, становится очевидным, что Россия должна сохранить и сделать ещё более тесным политическое, экономическое и гуманитарное взаимодействие с государствами Латинской Америки. Латинская Америка с большой надеждой смотрит на Россию. Это связано не только с историей наших взаимоотношений, но и с определенной моральной и духовной близостью. В связи с этим, в странах региона возрастает интерес к Православию. Отметим такие явления, как переход в Православие (в юрисдикцию Православной Церкви Америки) Мексиканской Старокатолической Церкви. Русская Православная Церковь также начинает идти на встречу этой заинтересованности. Она уже активно действует на латиноамериканском направлении. Можно привести пример открытого в 2008 году в историческом центре Гаваны большого православного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который стал и важным миссионерским центром, а также обещание Уго Чавеса построить кафедральный собор Русской Зарубежной Церкви в Каракасе. Продолжение политической, дипломатической и гуманитарной работы по развитию отношений со странами Латинской Америки позволит России стать одним из главных экономических и моральных ориентиров для этих государств. Африка Африка, вопреки расхожему мнению дилетантов, не является "забытым" континентом, не оказывающим никакого влияния на геополитические процессы. Для многих в политических и экспертных сообществах России будет откровением, что Африка является континентом православного бума. Начало этому буму положил выдающийся иерарх современности, Архиепископ Кипрский Макариос, который, будучи президентом Кипра, сумел убедить африканцев в том, что Православие не является колониальной религией, что для них было принципиально важно. Сейчас целые епархии, семинарии, миссии открываются в тех государствах Африки, где их до сих пор не было и в которых их до недавнего времени было даже трудно себе представить - например, на Мадагаскаре. Это напрямую касается России, потому что наша страна, как правопреемница СССР, была создателем кадров для политической и технологической элит африканских стран. И несомненным упущением российской политики является то, что православный бум в Африке не имеет никакого отношения к России, хотя именно здесь, в "Третьем Риме", должны готовиться кадры. Поэтому мы считаем первым шагом к этому открытие миссионерского прихода и Православного Богословского факультета в Университете Дружбы Народов, где учатся именно выходцы из африканских и латиноамериканских стран. Причиной невовлеченности России в африканский бум Православия является именно нарочитая секулярность российского политического экспертного сообщества, которое отмахивается от этих тем, как от второстепенных. *** Завершая внешнеполитическую часть доклада отметим, что такие важные темы, как исламский мир и китайский проект требуют отдельного глубокого осмысления и исследования. АПЭ намерена активно заниматься этими исследованиями. При этом мы намерены исходить из следующих фундаментальных принципов: во-первых, продвижение геополитических интересов России как исполнителя катехонической миссии "Третьего Рима" должно происходить по всем направлениям, а во-вторых, интересы "Третьего Рима" как защитника и помощника в миссии Православия распространяются на весь мир. Отметим, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви, отмеченный на январь 2011 года, наметил ключевой темой миссию на Дальнем Востоке России, что предусматривает миссионерскую работу среди китайской, корейской, вьетнамской и прочих диаспор стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в последнее время очень активно представлены в России. Подробности: http://www.regnum.ru/news/analitics/1339303.html#ixzz13qv94Qpo Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM | |
Категория: История | Добавил: Михаил (30.10.2010) | |
Просмотров: 464 |
Всего комментариев: 0 | |