Каталог статей
Главная » Статьи » История |
Локомотивы суверенной модернизации. В современном мире субъектами модернизации становятся государства и сверхкрупные транснациональные корпорации. Государства обеспечивают финансирование образования и фундаментальной науки. Транснациональные корпорации с помощью своих научно-исследовательских подразделений обеспечивают создание новых решений, которые, в свою очередь, обеспечивают им конкурентные преимущества на мировом рынке. Ни одна крупная транснациональная корпорация, в какой бы области она не специализировалась, не может поддерживать собственное существование, не вкладывая средств в исследовательскую и инновационную деятельность, так как в противном случае она утратит свои конкурентные преимущества. Также с крупными корпорациями, способными профинансировать исследования в достаточном объеме, на одном уровне не могут конкурировать средние и малые компании сами по себе. В такой системе средние и малые компании обеспечивают социальную стабильность и поставляют для крупных компаний и государства отдельные модернизационные решения. Таким образом, становится очевидно, что в случае России субъектами международной экономической конкуренции могут быть только сопоставимые с мировыми лидерами по капитализации и ресурсам крупные высокотехнологичные компании. А само Российское государство должно обеспечивать их конкурентоспособность за счет развитой системы фундаментальной науки и образования. Воплощением этого понимания стали решения второго Президента РФ Владимира Путина о создании государственных корпораций в инновационных секторах экономики, принятые в 2007 году. Эти решения были усовершенствованы действующим Президентом РФ Дмитрием Медведевым. В соответствии с решением действующего президента, государственные корпорации должны быть преобразованы в иные формы собственности с сохранением государственного контроля. Такое преобразование позволит снизить возможности для злоупотреблений и повысить эффективность их работы, а также вовлеченность национального бизнеса в модернизационные процессы. В итоге этих преобразований будут созданы организации, способные взаимодействовать и лидировать в конкурентной среде с крупнейшими мировыми игроками - технологическими транснациональными корпорациями. Контроль и участие государства в таких крупных объединениях становится стимулирующим фактором, так как оно в принципе позволяет финансировать более масштабные научно-исследовательские проекты, нежели те, которые могут позволить себе конкурирующие компании. Такие локомотивы суверенной модернизации должны существовать в отраслях машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, судостроения и космической промышленности. Обладая собственным научно-техническим потенциалом, отчасти унаследованным от советского периода, отчасти наработанным вновь, эти отрасли должны стать источниками внутренних сил модернизации России. Эта исключительная роль - роль ядра технологической и промышленной модернизации - дает основания для особой политики в их отношении. Российским высокотехнологичным корпорациям и предприятиям оборонно-промышленного комплекса должны быть предоставлены самые серьёзные стимулирующие условия и налоговые льготы. Социальная ответственность крупного бизнеса Крупные компании и корпорации в силу самого их положения являются не только экономическими, но и социально-политическими "игроками". Это обстоятельство ставит вопрос о социальной ответственности крупного бизнеса. Для высокотехнологичных компаний, в том числе компаний оборонно-промышленного комплекса, социальная ответственность в значительной степени состоит в их научной и инновационной деятельности, которая требует серьёзных финансовых вложений. Для крупных компаний, занятых в иных отраслях, требуется больший акцент на их социальном служении. Это фундаментальный принцип, придуманный отнюдь не нами. Обратимся к источникам. История православной России знает примеры успешных крупных экономических проектов, в которых принцип социальной ответственности был успешно реализован. К таковым можно отнести Иосифо-Волоцкий монастырь, бывший не только центром молитвы, но и крупным землевладельцем, а также мощнейшим социальным центром. Можно вспомнить и известного святого XX века преп. Серафима Вырицкого, который до монашества был крупнейшим пушным торговцем Санкт-Петербурга, который отправлял значительную часть своих доходов на социальные проекты. Мало кому известный факт: другой православный крупный бизнесмен, канонизация которого готовится, Иннокентий Серебряков, стоял у истоков развития российского спорта, поддерживал олимпийскую сборную Российской Империи. Дело не только в конкретных примерах - дело в самом принципе ответственности, на который особо обращают внимание отцы Православной Церкви. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) ставит невыплату заслуженной заработной платы работнику, а также незаслуженное притеснение бедных и беззащитных людей в один ряд с такими тяжелейшими грехами, как умышленное убийство и содомский грех. По мнению святителя, эти грехи относятся к категории "вопиющих об отмщении к небу", т.е. таких, за которые (в случае, если человек не покается в них) Бог неотвратимо наказывает человека ещё в земной жизни. Научная и образовательная политика. Наукограды. Второй важнейшей составляющей технологической модернизации должна стать научная и образовательная политика государства. Она должна базироваться на принципах суверенитета и открытости. Принцип суверенитета в научной и образовательной политике выражается в поддержке и стимулировании среднего технического и высшего образования, а также фундаментальной науки со стороны государства. Такое стимулирование может осуществляться как непосредственно, с помощью бюджетной политики, так и через создание благоприятных экономических и правовых условий для образовательных и научных организаций. Принцип суверенитета в научной и образовательной политике выражается и в безусловном сохранении принципа всеобщего бесплатного среднего образования и максимальной доступности высшего образования, "культ" всеобщего получения которого является важной составляющей национальной модернизации. Вслед за Патриархом Кириллом мы констатируем- образование- это не коммерческая сфера, это общенациональная ценность. В настоящее время наблюдается недооценка значения фундаментальной науки и образования, которые воспринимаются скорее как вспомогательные инструменты для науки прикладной, производящей коммерциализуемые решения. Между тем, без развития фундаментальной науки прогресс невозможен. Она должна развиваться вне зависимости от рыночной конъюнктуры. Такое развитие становится возможным только в случае активной поддержки со стороны государства, делающей научно-исследовательские и образовательные учреждения независимыми. Должна быть активизирована всесторонняя поддержка Российской Академии Наук, исследовательских университетов и научно-технических высших учебных заведений. Эта поддержка, с одной стороны, должна обеспечить адекватную требованиям современности материально-техническую базу исследований, а с другой - достойное материальное вознаграждение для научных сотрудников. В современной России высшие учебные заведения научно-технического профиля и академические научно-исследовательские институты нуждаются как в дополнительном привлечении студентов и научных сотрудников, так и в защите от внешних деструктивных влияний. Миссию защиты и поддержки науки и образования в России может взять на себя Церковь. Это вполне реализуемый и адекватный союз, учитывая общее неприятие научным сообществом и Церковью как лженауки, так и деятельности по разрушения науки и образования - от традиционного рейдерства до контрпродуктивных административных мер. Существующие предрассудки о противостоянии Церкви и науки, расхожее несправедливое мнение о Церкви как об оплоте консервации всего и вся необходимо разрушить. Можно привести в качестве примера широко известные факты. Первый научный центр на Руси - это Киево-Печерская Лавра, бывшая центром летописания. Одна из первых российских электростанций была создана в Соловецком монастыре. Нужно также отметить колоссальный вклад Русской Церкви в просвещение народов России, начиная с самого русского народа. Именно православные миссионеры создавали азбуки и грамматику языков, создавали систему образования многих коренных народов России. Церковь основала в России высшее образование: первыми русскими ВУЗами в современном смысле этого слова были Острожская, Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. Невозможно и пройти мимо создания Патриархом Никоном православных интеллектуальных центров в Андреевском и Чудовом монастырях Москвы и в большем масштабе - прерванной попытки создать православный интеллектуальный центр мирового значения в Новоиерусалимском монастыре, где Никон проводил своеобразную политику "импорта мозгов", приглашая в братию монастыря православных интеллектуалов со всего мира. Принцип открытости выражается в стимулировании международных образовательных и научных контактов, а также взаимодействия российской фундаментальной науки и международного бизнеса на выгодных России условиях. Весьма перспективным шагом в этом направлении стала инициатива государства по развитию наукоградов и инноградов, которые позволяют налаживать международные контакты и взаимодействие наука - бизнес на территории России. Самым значимым примером этой политики стал инновационный центр "Сколково". Инновационные города и наукограды с особым (стимулирующим) экономическим режимом позволяют мобилизовать бизнес, обмениваться опытом с мировыми лидерами в области науки и высоких технологий, а также реализовывать межгосударственные и международные научно-технические проекты. Крайне важно добиться того, чтобы центр "Сколково" работал в интересах модернизации российской науки, образования и высокотехнологичной промышленности. "Сколково" должно избежать угрозы превращения во второстепенную фабрику доводки решений для транснациональных корпораций. Для этого в создаваемом на базе инновационного города исследовательском центре должны быть широко представлены российские университеты и ведущие научно-исследовательские институты, а в самом иннограде - российские крупные инновационные компании, и компании сектора малого инновационного бизнеса. Следует добиться их вовлечения в важнейшие, а не второстепенные международные проекты, обеспечить их участие на приемлемых позициях в разделении научно-внедренческого труда. Для решения этой задачи необходимо не только качественные коммерциализуемые предложения со стороны науки и инновационного бизнеса, но и их цивилизованное лоббирование. Не менее важна и функция защиты научных учреждений и инновационного бизнеса от посягательств с использованием общественно-политических рычагов. Церковь может оказать в этом аспекте самую эффективную поддержку, сочетая миссию в научном сообществе с активным и деятельным вниманием к его нуждам и проблемам. Для налаживания такого конструктивного взаимодействия необходимо создание миссионерских приходов и специальных представительств Патриархии во всех наукоградах, и прежде всего - в иннограде "Сколково". Первые шаги к этому уже сделаны. В Федеральном ядерном центре в Сарове взаимодействие Церкви и научного сообщества поднято на очень высокий уровень. Многие священники и православные ученые считают промыслительным развитие Федерального ядерного центра в местах, где подвизался великий русский святой Серафим Саровский. Действующий храм с активным приходом есть и в Новосибирском академгородке. Таким образом, создание такого православного прихода, православного интеллектуального центра в Сколково уже подготовлено этими шагами - осталось только проявить политическую волю. Новая экономическая и антикоррупционная политика. Национальный бизнес. Национальный бизнес и экономическая безопасность. Развитый национальный бизнес является не только гарантом экономического процветания и модернизации государства, но и оплотом его подлинного суверенитета. В современном мире именно экономический уклад общества - разделение труда и устоявшиеся экономические взаимосвязи - в значительной степени определяет политический уклад государства. Поэтому, когда ставится задача политической модернизации страны, вначале или одновременно с этим должна решаться задача модернизации экономической. Локомотивы модернизации - крупнейшие инновационные и высокотехнологические компании - работают в интересах модернизации на "верхнем этаже" - на уровне крупного бизнеса, и отвечают за проекты общегосударственного и международного масштаба. Но и государство, и крупнейшие инновационные компании должны опираться на развитую систему малого и среднего бизнеса. Более того - только наличие развитого малого и среднего бизнеса исключает возможность для десуверенизации страны через запуск неоколониальных моделей развития, а также создают средний класс - опору политической стабильности и безопасности государства. Созданный национальным бизнесом средний класс станет естественной преградой как для попыток разрушить основу его экономического процветания, так и для экспансий радикальных и тоталитарных идеологий, разрушающих общество. Примечательно, что именно средний класс, сформированный малым и средним бизнесом, является наиболее религиозно развитой частью общества в ряде стран Европы - Польше, Италии, Германии и др. Таким образом, для реализации миссии "Третьего Рима" России необходима мощная прослойка этого класса. Средний класс и формирующий его национальный бизнес становятся гарантами социальной и экономической безопасности, а также суверенитета государства. Средний класс - это те самые "буржуа", которые составляют большинство граждан развитых стран, избавившихся от нищеты. Средний класс является важным субстратом для миссии Православия, а значит - важным общественным гарантом реализации Россией миссии "Третьего Рима". В качестве иллюстрации вспомним фигуру, которая должна стать символом для российского среднего класса. Это праведный, верующий купец Косьма Минин, который собрал торговое общество Нижнего Новгорода на поддержку национально-освободительной борьбы русского народа. Можно привести и ещё один любопытный факт. Один из крупнейших специалистов по истории Византийской империи, профессор С. А. Иванов в своей книге "Византийское миссионерство" констатирует, что именно православные купцы были первыми и успешными миссионерами в Персии и на территории Йемена. Умение бизнесмена убедить в необходимости приобретения той или иной вещи может и должно помогать Церкви убеждать в необходимости приобретения главного - Истины и спасения. Между тем, в современной России средняя прослойка является слабой, относительно бедной и уязвимой при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Малый и средний бизнес развивается недостаточно интенсивно, он становится жертвой административного произвола и недобросовестной конкуренции. Поэтому национальный бизнес нуждается в поддерживающих и стимулирующих мерах со стороны государства. Стимулирование национального бизнеса должно происходить по следующим направлениям: 1) Административное дерегулирование. Меры по административному дерегулированию уже проводятся, однако они могут в итоге оказать лишь частичный позитивный эффект. С одной стороны, существующие меры не отменяют возможность административного произвола, с другой - открывают потенциальные возможности для злоупотребления самого бизнеса. Альтернативой колебанию "закручивание-откручивание гаек" является создание четких "правил игры". Необходимо максимальное упрощение условий, необходимых для запуска нового бизнеса, ликвидация избыточных административных барьеров, а также упорядочение контрольных мероприятий со стороны государства, которые должны концентрироваться на соблюдении четко установленных и объективно выполнимых правил и стандартов, а также проводиться исключительно по установленным правилам. Во всех случаях, когда возможно получение информации дистанционным способом, должны вводиться методы удаленного взаимодействия с контролирующими органами. Таким образом, требует скорейшей реализации проект "электронного правительства" - системы дистанционного взаимодействия граждан и организаций с органами власти. Для бдительных граждан следует пояснить, что "электронное правительство" не имеет никакого отношения к тотальному контролю, всеобщему клеймлению или "числу зверя". Это такая же техническая система прикладного назначения, как почта, телеграф или телефон. 2) Налоговое и таможенное стимулирование. Необходимо углубление существующих мер по налоговому стимулированию малого и среднего бизнеса. Возможными вариантами может быть дальнейшее снижение налога на прибыль или расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения. 3) Кредитное стимулирование Запуск нового бизнеса и поддержка существующего невозможна без доступа к кредитным ресурсам. Существующие в России условия кредитования малого и среднего бизнеса нельзя признать оптимальными. Увеличение доступности кредитов может осуществляться или применением со стороны государства дополнительных регулирующих мер (применение обязательных правил кредитования предприятий малого и среднего бизнеса или установление предельных параметров стоимости кредита для определенных категорий предприятий), или через задействование ресурсов контролируемых государством коммерческих банков. В этом случае конкуренция будет вынуждать остальных участников банковского рынка снижать стоимость кредита. Новая антикоррупционная политика Мы не скажем ничего нового, если отметим, что коррупция является ключевой преградой как на пути модернизации российской экономики, так и на пути повышения эффективности работы государственных органов. Она не позволяет реализовывать инфраструктурные проекты общенационального масштаба, создает угрозы не только для экономической, но и общей безопасности государства. Коррумпированное чиновничество и правоохранительные органы становятся проводниками деятельности террористических организаций и антигосударственных политических сил. Не менее важно и то, что коррупция морально разлагает общество, создает неравенство граждан перед законом. В морально разложившемся обществе реализация Россией миссии "Третьего Рима" - невыполнимая задача. Таким образом, коррупция делает развитие страны в принципе невозможным. При этом следует честно признать, что значимых успехов в сфере борьбы с коррупцией у российского государства нет. Укорененность коррупционных практик как в повседневной жизни, так и на всех уровнях экономической деятельности создает впечатление её принципиальной непобедимости или даже органичности для российского социального уклада. В этой обстановке даже заявления высших руководителей страны о необходимости борьбы с коррупцией воспринимаются в обществе скептически и приводят не к запуску антикоррупционной борьбы, а лишь к дополнительным имиджевым потерям. Такая ситуация ставит задачу объективно оценить движущие силы коррупции в России и предложить новые подходы по борьбе с ней. Чтобы приблизиться к реальному исправлению ситуации, необходимо также честно и беспристрастно проанализировать причины возникновения и широкого распространения коррупционных практик в современной России. Причиной "низовой" коррупции является несовершенство законодательства, его "недружественность" по отношению к гражданам. Она выражается либо в необходимости соблюдения объективно невыполнимых или бессмысленных требований, наложении чрезвычайно жестких повинностей или в возможности двойного (произвольного) толкования законодательных норм. Немалую роль в провоцировании низовой коррупции играет недофинансирование и неукомплектованность квалифицированными кадрами бюджетных и социальных учреждений, правоохранительных органов на местах. Выполнение своих непосредственных обязанностей сотрудниками таких учреждений объективно весьма затруднено, а вознаграждение за тяжелую работу остается недопустимо низким. В подобных условиях участие в коррупционных отношениях становится зачастую единственным способом решения проблем, а иногда и выживания - как для рядовых граждан, так и для сотрудников государственных учреждений. Коррупция в высших эшелонах власти вызвана сложившейся практикой отношений власти и крупного бизнеса. Крупный бизнес заинтересован в сохранении благоприятных условий для работы. В свою очередь, высокопоставленные чиновники, обладающие решающим влиянием на эти условия, стремятся к налаживанию своей жизни соответственно своему высокому социальному статусу, что официальный доход и льготы не позволяют. Если бы такие крупные чиновники не участвовали в коррупционных взаимоотношениях, они оказались бы несопоставимо беднее представителей крупного бизнеса, а вследствие этого их социальный статус оказался бы намного более низким. Вместе с тем, стремление граждан обеспечить себе нормальные условия существования, представителей бизнеса - комфортные условия для работы, а государственных чиновников - достойный статус и вознаграждение за свой труд, само по себе является совершенно естественным. Задача новой антикоррупционной политики - обеспечить такие условия, чтобы все эти потребности были реализованы без задействования коррупционных механизмов. Низовая коррупция может быть побеждена только радикальной ревизией действующего законодательства, а также увеличением финансирования государственных бюджетных учреждений. Должны быть исключены нормы, допускающие произвольное толкование. Правила и стандарты, обязательные к соблюдению гражданами и организациями, должны быть приведены в соответствующий современным требованиям вид, при этом они должны быть объективно выполнимы. Увеличение финансирования государственных и бюджетных учреждений должно проводиться одновременно с переходом на целевую систему бюджетного финансирования. В настоящее время такой переход осуществляется, однако существует риск сокращения финансирования государственных учреждений и учреждений социальной сферы в ходе проведения бюджетной реформы. Между тем, повышение эффективности расходования средств позволит уже при текущих объемах финансирования добиться радикального улучшения ситуации. Коррупция в высших эшелонах власти может быть побеждена в том случае, если задействованные в ней в настоящее время денежные потоки будут выведены "из тени в свет". Одним из способов такого выведения может быть создание целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования первоочередных государственных задач или государственных органов, нуждающихся в значительных финансовых затратах. Такими органами являются Вооруженные силы, правоохранительные органы и специальные службы. Целевые фонды могут быть созданы и для финансирования первоочередных стратегических инфраструктурных программ. Наполнение таких фондов может осуществляться с помощью гибкой системы налогообложения, при которой средние и крупные налогоплательщики получат возможность получать налоговые льготы в обмен на фиксированные выплаты в целевые фонды. При этом экономия от перехода на целевую систему для средних и крупных налогоплательщиков должна превышать сумму целевых выплат. В этом случае средний и крупный бизнес получит возможность улучшить условия работы, одновременно стимулируя важнейшие государственные учреждения и стратегические инфраструктурные проекты государства. Полученные средства позволят увеличить доходы государственных служащих, провести закупки необходимого оборудования и материальных средств. Конкретные варианты введения подобной и других антикоррупционных стимулирующих систем могут обсуждаться дополнительно. Одновременно с предложенными мерами необходимо максимальное ужесточение уголовного наказания за преступления, связанные с коррупционными деяниями - вплоть до пожизненного тюремного заключения при получении взяток или доли от участия в проектах (т. наз. "откатов") в особо крупном размере. Предлагая варианты практических мер по борьбе с коррупцией, не следует забывать, что сама эта проблема имеет в первую очередь духовно-нравственный характер. Поэтому и борьба с ней не должна ограничиваться только юридическими репрессивными мерами. Можно сколько угодно иронизировать по поводу исправления коррупционеров христианскими методами, однако у общества не так много ресурсов, чтобы их игнорировать. Покаяние в православном понимании означает "изменение ума". Поэтому роль Церкви в изменении преступной, пораженной грехом общественной психологии огромна. Практически это воплощается через более активную социальную роль Церкви вплоть до создания вокруг каждого православного прихода декоррумпированной сети - социальных островов, освобожденных от коррупции. Эти "острова" должны расширять свою географию. Да, этот путь требует мужества и упорства, но "быть солью земли и светом миру" - обязанность православных христиан. Кстати, в одной из стран православной традиции даже в наше время многие осужденные отдаются на исправление в монастыри. Как это не необычно звучит для современного секулярного человека, проект "исправительно- трудовых монастырей" оказался работаюшим- "невозможное человеку- возможно Богу" и люди действительно исправляются. Фискальные и репрессивные меры не будут эффективны без всеобъемлющего морально-нравственного возрождения общества, которое, в свою очередь, невозможно без активной роли Церкви. На "низовом" уровне это означает, что церковное сообщество, начиная с приходов, ощутит свою ответственность и за эту сторону общественной жизни. На уровне высших эшелонов власти это означает действенную симфонию Церкви и государства, которая не должна ограничиваться включением правящих епископов в номенклатуру, хотя по статусу каждый епископ объективно является ключевой фигурой в большинстве субъектов Федерации. Но здесь, как и в случае борьбы с "низовой" коррупцией, церковно-общественно-государственные зоны, свободные от коррупции, должны создаваться на более высоком уровне. Церковный опыт социальной медицины здесь также должен быть востребован. Новая внешняя политика. "Русский мир". Общие положения. Гуманитарные технологии Внешняя политика России за прошедшее первое десятилетие XXI века добилась определенных результатов. После периода "великого отступления" 80-х - 90х годов, когда Россия вернулась почти к границам XVII века и русские стали самым большим разделенным народом мира (25 миллионов соотечественников оказались за пределами российского государства), Россия стала восприниматься как самостоятельный игрок на международной арене. Она научилась защищать свои базовые политические и экономические интересы. Характерной чертой российской внешней политики последнего времени стал акцент на экономический прагматизм. Такой акцент был вполне объясним в период первоначального укрепления государства после смуты 90-х годов, и был направлен на решение первоочередных задач на внешнеполитическом направлении. Тем не менее, Россия сталкивалась на пространстве СНГ с существенными затруднениями, вызванными применением её геополитическими конкурентами гуманитарных технологий. Типичным примером может стать "оранжевая революция" и президентство Ющенко в 2005-2010 годах, когда казалось, что Украина становится недружественной России страной если не навсегда, то надолго. "Оранжевая революция" - исключительно гуманитарная технология, которая позволила перехватить власть у прагматичной и обладавшей существенными экономическими и силовыми ресурсами группы бывшего президента Кучмы. "Оранжевая революция" стала ярким доказательством тупика безраздельной экономократии во внешней политике. Гуманитарная составляющая дипломатии во внешней политике не менее важна, чем экономическая. Неучет гуманитарной составляющей и невнимание к вопросам, касающимся национальной, культурной, религиозной и цивилизационной идентичности может приводить к фатальным провалам и вести к нарастанию межгосударственных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Только взяв на вооружение гуманитарный инструментарий, российская внешняя политика может перейти на новый, более высокий уровень развития и обеспечить себе сверхвысокую эффективность. Важнейшей составляющей решения этой задачи должно стать симфоническое взаимодействие российского государства, общества, неправительственных организаций с Русской Православной Церковью. И примечательно, что именно участие Русской Православной Церкви и персональное участие Святейшего Патриарха Кирилла помогло радикально изменить настроения на Украине и состояние российско-украинских отношений. Постоянные пастырские поездки Первоиерарха Русской Церкви на Украину уже стали важнейшим фактором прорыва в российско- украинских отношениях. Поскольку "Третий Рим" - это глобальный проект удержания мира от зла, то новая гуманитарно-ориентированная политика России становится неотъемлемой составляющей его глобальной миссии. Внешняя политика России - "Третьего Рима" должна исходить из собственного геополитического проекта православной цивилизации, быть многовекторной и охватывать все возможные направления. Интересы России - повсюду, зоной приоритетных национальных интересов является "постсоветское" пространство, пространство "русского мира". Россия взаимодействует с ключевыми мировыми политическими игроками на равных, политический торг в таких принципиальных вопросах, как русский мир, геополитическая и цивилизационная субъектность нашей страны, неуместен. Однако, диалог с мировыми центрами силы необходим и сточки зрения национальной модернизации, и с точки зрения геополитики - предложения консервативных элит Европы о диалоге с Россией с целью сдерживания "атлантизма", не могут быть отвергнуты. В рамках этого диалога Россия вправе требовать и помощи в собственной технологической модернизации. Более того, логично придать этому диалогу ценностное измерение. Именно сейчас, как никогда, актуальны слова Достоевского о том, что "Россия спасет Европу", диалог с которой должен происходить и с позиций спасения христианской цивилизации и культуры от "секулярного тоталитаризма". Ценностный акцент должен быть привнесен и в отношения с США, где необходимо установить контакты с активными христианскими политическими группами, создавая образ России как великой страны, где возрождается истинная, православная вера, где христианства на подъеме, проект России как страны мировой христианской надежды. Исходя из этого, России небезразличен вопрос гонений не только на православных, но и на инославных христиан во всем мире. Подробности: http://www.regnum.ru/news/analitics/1339303.html#ixzz13qtVj3PB Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM | |
Категория: История | Добавил: Михаил (30.10.2010) | |
Просмотров: 518 |
Всего комментариев: 0 | |