Каталог статей
Главная » Статьи » История |
Принципы "Третьего Рима". Государственность России - "Третьего Рима" должна базироваться на четырех принципах, "четырех С" - Свобода, Справедливость, Солидарность, Симфония. Свобода Проблема свободы и прав личности имеет источник в православной антропологии. Если бы не было Христианства и Церкви, не было бы и самого понятия свободы человека. Эти понятия вытекают из учения о уникальной, богосозданной человеческой личности, призванной к богоподобию. Православное христианство ставит для каждого человека гораздо большую задачу, чем просто быть "хорошим человеком". Оно утверждает, что человек может и должен стать богом по благодати, который сотворчествует с Творцом. Внехристианское, внеэтическое понимание свободы, характерное для секулярного либерализма, ведет к утрате истинной свободы. Человек, подчиняющийся только собственным животным инстинктам и утративший представления о добре и зле, в действительности становится рабом тех, кто предоставляет ему возможность удовлетворить эти инстинкты. По существу, это форма рабства. Выступая против псевдолиберального неототалитаризма, следует также признать, что ценности Свободы несовместимы и с тоталитаризмом псевдорелигиозным. Режим, при котором личная жизнь и личные свободы полностью регулируются государством, а к участию в религиозных службах и обрядах искусственно принуждают - это не то будущее, к которому мы стремимся. Такое общество, в котором формально-обрядовые требования превалируют над догматическими и этическими, может удовлетворить только желающих тотально и единолично властвовать. Кроме того, как показывает практика, в подобных обществах при всём внешнем благочестии скрыто процветают всевозможные пороки, а истинная вера и религиозность - выхолащиваются. Более того, такие режимы потенциально недолговечны, и становятся пространством для жесткой антирелигиозной реакции после их падения. Например, в современном Иране, оппозиция, протестующая против действующей власти, берет на вооружение и жесткие антиклерикальные лозунги. В случае её победы в Иране может быть развернуты даже гонения на представителей исламского духовенства. Таким образом, ценность Свободы должна признаваться в России - "Третьем Риме" как важнейшая. Это означает, что непременно должны быть сохранены действующий конституционный строй и демократия на всех уровнях, а также все признаваемые современной российской Конституцией права человека и гражданина. Уклоняясь от крайностей тоталитаризма, фундаментализма и ультралиберализма, мы предлагаем всему миру нашу цивилизационную, православную христианскую альтернативу. Справедливость Подлинная свобода личности невозможна без справедливого общества и государственного устройства. Справедливость - это важнейшая ценность Христианства, важнейшая тема притч Иисуса Христа о Царствии Божием. Христианское понимание справедливости в корне отличается от примитивных схем уравнивания. Принцип христианской справедливости отрицает как рабство, так и патернализм: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:10) - это принцип христианской общины. Христианское понимание справедливости также предполагает равенство возможностей и поощрение всякого доброго дела, а также нравственную ответственность сильных и богатых за их действия в отношении тех, кто слабее и беднее их. "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк. 9:35). Таким образом, синонимом христианского понятия справедливости можно назвать социальную ответственность. Несправедливое общество, в котором права его членов не равны, а благосостояние распределено крайне неравномерно - это общество постоянной нестабильности. В нем всегда будут вспыхивать социальные и межнациональные конфликты, а государственный аппарат и бизнес будут объектами нездоровой, деструктивной ненависти. Государство с таким обществом не может развиваться и реализовывать сколь-нибудь серьёзные и амбициозные задачи. Постоянно накапливающееся в таких обществах социальное недовольство неизбежно приводит и к сворачиванию свобод: сначала с целью защиты власти и элит режим ужесточается, а затем, когда удержание социального недовольства становится невозможным, оно используется в качестве оружия при силовом переделе власти. Все эти модели в действии можно наблюдать в некоторых развивающихся странах Африки и Латинской Америки. Весьма схожий, хотя и с "демократическими" декорациями, сценарий, развивался недавно на Украине, когда страна в течение всего президентского срока Виктора Ющенко находилась в состоянии перманентного политического и экономического кризиса. Вместе с тем, и коммунистическое принудительное уравнивание не является выходом. Его антихристианский характер в том, что оно отрицает учение об уникальности личности и его свободе, десубъективизирует человека. В системе "уравниловки" невозможна модернизация и технический прогресс, поскольку инициатива в нём подавляется, а члены общества не имеют серьёзных стимулов к активной деятельности. Мало кто знает о том, что индустриализация и модернизация 30-50-х гг. XX века в СССР осуществлялась совсем не по коммунистическим лекалам. Например, в СССР того времени инженерно-технические работники, задействованные в особо важных проектах индустриального строительства, получали серьёзное материальное стимулирование - не говоря уже об импортированных "буржуазных специалистах". Как только Никита Хрущев попытался "вернуться к ленинским принципам" и начал внедрять силовое уравнивание имущественного положения граждан, индустриальное и научное развитие резко затормозились. Следует отметить, что задел для освоения Космоса и создание атомной промышленности были выполнены ещё в период "позднего Сталина". Это не реабилитация сталинизма - это просто исторический факт. Принцип справедливости в "Третьем Риме" должен быть реализована как в правовом, так и в экономическом аспекте. Правовой аспект справедливости - это безусловное равенство всех граждан перед законом и его неукоснительное соблюдение. Оно должно обеспечиваться как повышением эффективности работы государственных учреждений, так и обновленными судами и правоохранительными органами. Борьба с коррупцией в этих институтах должна быть максимально активной. Экономический аспект справедливости - это равенство возможностей. Необходимо равенство условий для максимальной самореализации. Локомотивом справедливости и модернизации должен стать национальный бизнес: от малого до сверхкрупного. Он должен обеспечить население страны рабочими местами, стабильным доходом и придать национальной экономике должную динамику развития. В отличие от тех, для кого российский "человеческий материал" - это "помеха модернизации", мы считаем, что талантливый русский народ, создавший великую культуру и науку, является главным союзником модернизации. Его потенциал огромен. Поэтому для успеха национальной модернизации необходима реализация проекта "невод" - поиска и рекрутизации всех, кто способен мыслить и действовать, в какой части социума и российской территории не находились бы эти люди. Поэтому национальный бизнес должен обеспечить тотальный поиск "Ломоносовых" на всем географическом и социальном пространстве русского мира. Это напрямую касается реализации принципа справедливости в его аспекте предоставления равных возможностей. Солидарность Солидарность также является ценностью, которую принесло в мир христианство. Важнейшая заповедь Иисуса Христа: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). Христианство в принципе противостоит учениям, которые отрицают свободу и уникальность каждой человеческой личности, делят общество на касты, "чистую" и "нечистую" кровь, "нации господ" и "нации рабов", "золотой миллиард" и т.д. Солидарность также, как и свобода и справедливость, вытекает из принципа христианской любви как основы созидания и церковной общины, и всего общества. Естественно, солидарность (единство) неотделимо от истины, поскольку всякое единство вне истины является ложным. Одновременно, надуманное разделение (разделение ради разделения) является грехом и нарушением христовой заповеди "да будут все едино" (Ин. 17:21). Высшей формой солидарности является единство и любовь членов Церкви, объединяющиеся вокруг "вечери любви" - причащающихся Святых Христовых Тайн. Проекцией этой христианской любви на все общество и является призыв к общенациональному единству и солидарности. Христианству противоречит дух социал-дарвинизма и атомизация общества. Только единая нация, где царит взаимопонимание и взаимопомощь между всеми её членами, способна защитить свои государственность и интересы. Только такая нация способна реализовать исторические задачи, проекты общегосударственного и мирового масштаба. Атомизированное общество неспособно ни к развитию, ни к элементарной самозащите: оно неизбежно проигрывает в конкурентной борьбе с враждебными, но солидарными нациями и общественными группами, даже заметно меньшими по численности. Такая нация не может в итоге удержать за собой государство. Христианская солидарность - это антитеза не только атомарному, но и тоталитарному обществу, где видимость единства создается путем насилия над личностью. В тоталитарном обществе подменяются цели государственных институтов - правоохранительная система и образование вместо исправления и развития потенциала личности соответственно перепрограммированы на её подавление. Нация России - "Третьего Рима" - должна вновь обрести ощущение единства. Совершенно иными становятся в едином обществе национальная политика и взаимоотношения социальных групп - ибо в солидарном обществе разнообразные объединения людей становятся не источником проблем и конфликтов, а ячейками единого национального организма. Такое общество приобретает колоссальную эффективность и иммунитет против внутренних и внешних враждебных влияний. Именно такое общество становится сильным защитником государственных институтов. Вопреки многочисленным скептическим заявлениям, потенциал солидарности в современном российском обществе существует - важно направить его в правильное, конструктивное для России русло. Очень большие надежды в этом аспекте подает современная российская молодежь. Подтверждение этого тезиса - быстрое усвоение церковной проповеди как многими молодыми интеллектуалами, так и представителями различных молодежных субкультур - рок-музыкантов, байкеров и т.д. Силой, укрепляющей солидарность в российском обществе, должны стать и приходы Русской Православной Церкви. Они могут и должны стать центрами гражданского общества и социального оздоровления, где сильные и богатые помогают слабым и бедным, в первую очередь- "удочками, а не рыбой", то есть возможностями и шансами, помогают встать на ноги, проявить инициативу, реализовать себя. Приходам должно "быть дело" до всего -как до общественной жизни, экологии, экономики, политики, культуры, принесения туда христианских начал, так и до социально самочувствия и реализации в обществе своих членов, ибо максимальная социальная реализация, преодоление маргинальных тенденций - это важная составляющая общественного служения православного христианина. Примером превращения приходов в центры христианизации гражданского общества является борьба за историческое наследие Москвы, развернутая с помощью прихода московского храма Воскресения в Кадашах. Исходя из этого, мы считаем, что православные храмы и их приходы должны быть созданы в каждом микрорайоне российских городов, также, как образовательные, медицинские, спортивные центры. Симфония Симфония светской и духовной власти была важнейшим принципом построения государства во "Втором Риме" - Византии. В новой, современной свободной России этот принцип может быть возрожден на новых основах - без нарушения принципа светскости государства. Важно фундаментальное понимание между светским и атеистическим государством. Принципы светскости и атеизма государства сознательно подменяются противниками Православия. Атеизм - это идеология, причем, на наш взгляд, тоталитарная. Таким образом, принцип светского государства никоим образом не означает отказ от принципа церковно-государственной симфонии, а сам этот принцип никак не посягает на права инаковерующих и неверующих. Схема новой симфонии в общих чертах такова: Государственные институты и общество признают роль и значение Русской Православной Церкви в прошлом, настоящем и будущем России и русского мира и определяют Церковь корпорацией публичного права, доверяют ей. Церковь, в свою очередь, обеспечивает выполнение ряда социальных, воспитательных, образовательных, геополитических и смысловых функций. Социальными функциями Церкви являются, в частности, радикальное оздоровление нравственной атмосферы в обществе (без чего невозможна борьба с коррупцией), борьба с такими социальными пороками как алкоголизм и наркомания, поддержка таких ключевых направлений национальной политики, как демография, образование, спасение и укрепление семейных ценностей, обеспечение заботы об одиноких, недееспособных, слабых и больных. Для людей Церкви выполнение этих функций является не "обременением", а долгом, исполнением Христовых заповедей. Государство, доверяя Церкви выполнение этих ключевых социальных функций, помогает в реализации миссионерских и социальных проектов, на правах партнерства и доверия допускает её в систему образования, общенациональную медиасферу, а также в воинские части с целью излечения российской армии от таких пороков, как неуставные отношения и т.п. Священник поможет там, где бессильны психологи и прокуроры. Мы не хилиасты, и не обещаем рай на Земле. Однако мы убеждены, что в результате выхода миссионерских социальных программ Церкви на полную мощность, нравственный и социальный климат в нашем обществе значительно улучшится, причем зримо. Церковь, являясь, как верят её чада, столпом и утверждением Истины, говорит о смысле жизни каждого человека, человеческого общества и таких его организованных форм, как государство. Православие имеет "особые права" на Россию, ибо благодаря православным миссионерам русские обрели письменный язык, национальное самосознание, государственность, историческую науку и литературу. Ибо крещение Руси привело к появлению единой религии и идентичности у конгломерата восточнославянских племен, которые, собственно, и стали называться русскими, что было закреплено первыми русскими хроникерами, первым из которых был выдающийся монах Киево-Печерской лавры Нестор, прозванный "летописцем". Первый национальный манифест единого русского народа написан митрополитом Киевским и всея Руси Илларионом в "Слове о законе и благодати". Государственные пределы Руси расширялись на Восток вслед за подвигами миссионеров, просвещавших одни за другим как славянские, так и финно-угорские племена, продолжая формирование таким образом русского народа. В результате деятельности православных миссионеров - сначало киево-печерских, а затем их продолжателей, "птенцов гнезда Сергиева" (преп. Сергия Радонежского и его учеников), а затем - малороссийских крестителей Сибири (Иоанна (Максимовича), Павла Тобольского, Иннокентия Иркутского) и была создана великая держава, занявшая 1/6 часть света. Именно русская Церковь спасла само существование русского народа в период феодальной раздробленности и татаро-монгольской оккупации. И нынешняя Россия, с центром в Москве, обязана своим существованием святому Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, который перенес в Москву свою кафедру и убедил московского князя Ивана Калиту выступить собирателем русских земель. В дальнейшем, как мы уже говорили, Православие обеспечило преемство Московской Руси от Византии, затем, в XVII веке, Церковь в лице святого Патриарха Ермогена выступила инициатором и организатором национально-освободительной борьбы русского народа. В XX веке именно обращение безбожной власти к исконным православным смыслам русской культуры и жизни стало важнейшим фактором Победы в Великой Отечественной войне. И сейчас, после расчленения исторической России в 1991 году, русская Церковь является единственной структурой, сохранившей свою целостность практически на всем пространстве исторической России. Осмысление и провозглашение смыслов бытия русского народа и Российского государства, смысла его жизни, сейчас также необходимы, как и в ключевые переломные этапы существования России. В частности потому, что национальная модернизация России - это самая настоящая битва за её бытие и самостоятельность. По всем демографическим показателям, Россия является не многоконфессиональной, а православной страной с гарантированными правами для национальных и религиозных меньшинств. 82,6% населения Российской Федерации - это русские (точнее, великороссы), так как в РФ проживает несколько миллионов малороссов (или современным языком, украинцев). Большая часть других коренных этносов Российской Федерации исповедует Православие. Приведенные факты также являются весомым аргументом в пользу новой симфонии. Как и в пользу того, что осознание этих вещей является принципиально важным для политического класса и экспертного сообщества России. Таким образом, в формате симфонии Церковь становится центром духовной, интеллектуальной и культурной жизни общества, не посягая при этом на светскую власть, и осуществляет православную миссию. Церковь в России - "Третьем Риме" должна стать "фабрикой смыслов", центром их формирования, а также ключевым институтом гражданского общества. Закономерно и правильно, что Церковь высказывает свою позицию по всем актуальным вопросам государственной и общественной жизни. Только общественно активная Церковь может осуществлять миссию. Общественно-политическая активность чад Русской Православной Церкви поощряется в таком значимом документе, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где миряне прямо благословляются отстаивать ценности Православия в общественно-политической сфере при соблюдении двух условий: не выступать от имени всей Церкви и советоваться с её священноначалием. Следует отметить, что опыт конкурирующих религиозно-миссионерских проектов, например, панисламского, показывает, что именно общественно-политическая составляющая становится важнейшим двигателем миссионерской экспансии. Очень важно отметить, что миссионерская, гражданская и социально-политическая активность православных христиан - как мирян, так и евхаристических общин, логически вытекает из православного богословия и антропологии. Исходя из принятого общецерковного документа "О свободе и достоинстве личности" всё, что происходит не только внутри Церкви, но и вокруг, является зоной нравственной ответственности православного христианина. Внешняя активность православных христиан исходит из Халкидонского догмата, согласно которому Иисус Христос есть и совершенный Бог, и совершенный человек. В Нём - две воли, две природы, две энергии. Таким образом, обожение и духовное делание оказывается неотделимым от социального делания, от христианизации общественных отношений, культуры, экономики, архитектуры, искусства и всех других сфер повседневной человеческой жизни. Миссионерство как прямая обязанность всех членов Церкви (а не общественно-полезная добровольная нагрузка) определяется в таких общецерковных документах, как Миссионерская концепция Русской Православной Церкви, как постановление Архиерейского совещания Русской Православной Церкви от 2 февраля 2010 г., согласно которым в каждом приходе должны быть введены штатные должности молодежного миссионера, катехизатора и социального работника, который действует на территории расположения прихода. Также, при каждом приходе должны быть созданы попечительские советы из местных активных жителей, не обязательно уже воцерковленных политиков, администраторов, журналистов и бизнесменов. Реализация принципа Симфонии откроет для государства возможность построения в России стабильного и морально развитого общества, служащего ему твердой опорой, а для Церкви - весомое подспорье для стабильного развития и миссии. Ввиду того, что миссионерское возрождение Русской Церкви, в том числе появление православного политического класса, является одним из ключевых условий возрождения России и "русского прорыва", противниками России предпринимаются серьезные усилия по дискредитации миссионерских усилий Священноначалия Русской Церкви. Речь идет как о прямой клевете в "закулисной подготовке руководством РПЦ вероучительных компромиссов с инославными", так и о более изощренных, "рафинированных" попытках навязать сторонникам миссионерского возрождения и активной общественной деятельности Церкви "презумпцию виновности". Делаются попытки выставить их людьми, якобы небрежно относящимися к духовной жизни, догматике, канонам и т.д. В действительности дело обстоит в точности до наоборот - миссионерский императив вытекает именно из укорененности миссионеров, в том числе действующих в общественно - политической сфере, в Православном вероучении- именно исходя из догматической и сотериологической эксклюзивности Православия верные чада Русской Церкви хотят приобщить к истинной Церкви как можно большее количество людей, рехристианизировать культурную и общественно-политическую жизнь. Именно клеветники миссии и миссионеров представляют опасность и для Церкви, и для церковно - государственного партнерства, а в конечном счете - и для России. Мы четко и ясно констатируем - угрозы для Православия исходят откуда угодно, но только не от Священноначалия Русской Церкви и всех сторонников ее миссионерского возрождения. Историческая ситуация такова, что энергия православных христиан должна быть здесь и сейчас брошена на просвещение наших современников. Любые попытки переориентировать "направление главного удара", сеять церковные ссоры и разделения, создавать "образ врага" из тех, кто верой и правдой служит Церкви и Отечеству, мы считаем преступными, создающими угрозу того, что уникальный исторический шанс Русской Церкви и России будет потерян. Как мы уже неоднократно подчеркивали, особые отношения государства и Церкви не являются дискриминационными для представителей других религий. Более того, реалии сегодняшнего дня таковы, что Русская Церковь объективно стала модератором межрелигиозного диалога в стране. Вместе с тем, вполне возможным и, как мы полагаем, нужным шагом подтверждения принципа симфонии со стороны государства могло бы стать заключение соглашения о социальном партнерстве в формате конкордата - по аналогии с таковым между Италией и Ватиканом. Такое соглашение, не ограничивая ни государство, ни Церковь, не передавая никому из участников соглашений никаких антиконституционных преференций, могло бы стать актом фиксации особого положения Православия в России и символическим актом перехода России к идеологии и концепции "Третьего Рима" - к подлинному смыслу своего бытия. А без перехода к этому смыслу невозможна и реализация актуальных социально-политических, экономических и прочих задач нашей страны. Внутренняя политика "Третьего Рима". Суверенная модернизация. Суверенитет не подлежит ревизии. Модернизация России провозглашена Президентом РФ Дмитрием Медведевым важнейшим приоритетом государственной политики страны. В сочетании с политикой президента по реформированию российской политической системы, установка на модернизацию становится не только экономической, но и всеобъемлющей - она должна стать также политической и социальной. Такая постановка вопроса исключает попытки представить модернизационный проект в компрадорской интерпретации, опровергает тех, кто воспринимает её исключительно как "встраивание" России в политическую и экономическую систему США и Европейского союза на правах младшего партнера. Такие прожектёры предлагают полностью отказаться от решений по укреплению вертикали власти в 2000-е годы (включая новый порядок избрания губернаторов), с использованием псевдодемократической риторики призывают к искусственным преференциям для ультралиберальных партий, и предлагают полностью изменить внешнюю политику - с самостоятельной на "дружественную" в их понимании (де факто - подчиненную) Вашингтону и Брюсселю. Типичным примером подобных рассуждений стал призыв рассмотреть возможность вступления России в НАТО, прозвучавший на прошедшем Мировом политическом форуме. Достаточно очевидно, что при существующем соотношении сил между крупнейшими мировыми игроками, такое вступление (пусть даже и на условиях, аналогичным прежним условиям членства Франции) будет фактическую утрату суверенитета Российской Федерации, а также полное подчинение её дипломатии и военной политики интересам и задачам лидирующих в НАТО США. В такой конфигурации российская армия будет востребована исключительно в качестве "пушечного мяса" для поддержки военных кампаний Североатлантического альянса. Технологическая модернизация понимается представителями лагеря компрадоров лишь как заимствование технологических достижений США и Западной Европы с последующим их применением в самой России. Наличие собственного кадрового и научного потенциала России такими экспертами либо вовсе отрицается, либо в лучшем случае расценивается как экспортный товар наподобие нефти и газа. Можно согласиться с тем, что этот потенциал находится в удручающем состоянии и нуждается в скорейшей регенерации. Мы также согласны с тем, что необходимо проводить системную работу по внедрению самых передовых зарубежных технологий и по "импорту мозгов". Однако мы не настолько наивны, чтобы надеяться на добровольную передачу России стратегических технологий другими сверхдержавами, и мы не готовы поступаться национальными геополитическими интересами России. Полное встраивание в "западный" (де-факто - панамериканский) геополитический проект, предлагаемое "ультралибералами", означает не только политическое, но экономическое и гуманитарное подчинение инородному по отношению к России проекту, размывание российской культурно-гуманитарной идентичности. Ни Православие, ни иные традиционные религии, ни светский культурный потенциал России не смогут развиваться в условиях "внешнего управления" и будут обречены на исчезновение. Экспорт, точнее, окончательный исход из России российского научно-технического потенциала без воссоздания его в России с помощью образовательной системы неизбежно приведет российскую высокотехнологичную и оборонную промышленность, а значит - и Вооруженные силы страны - к окончательному краху. Важнейшей составляющей компрадорского мышления является неприятие Русской Православной Церкви. Мифология о "клерикальной угрозе", "опасности сильной Церкви для государства и общества" в действительности аналогична утверждениям о "вреде" и "опасности" для общества и государства сильных науки, культуры, образования, развитой высокотехнологичной экономики и т.д. Нам не просто "не нужен" такой компрадорский проект. Мы утверждаем, что он является "колониалистским" в отношении России и исключает ее национальную модернизацию. Такова логика грехопадшего мира: с какой стати кто-либо будет помогать становлению России как мирового лидера, а значит - и своего собственного конкурента? Бесплатным бывает только сыр в мышеловке. От представителей "ультралиберального" лагеря можно услышать и обвинение народа России в недееспособности и невосприимчивости к модернизации. Да, мы констатируем - наш народ испытывает серьёзные социальные проблемы - падение образовательного и нравственного уровня, кризис инициативы и ответственности, демографическое вырождение, являющееся угрозой самому существованию нашей страны. Однако мы связываем эти явления как с последствиями атеизации советского периода, так и с фактическим ограблением населения и закрытием социальных лифтов в 90-е годы XX века. Активная миссионерская политика Церкви не просто поднимет народ с колен, но и воспитает в нем творческую инициативу, ибо Церковь исповедует учение о свободе и нравственной ответственности. Следовательно, претензии ультралибералов к "неспособному народу" - это антимодернизационные претензии. Совместная задача Церкви, общества и государства - вовлечь все живые и активные силы народы в великое дело возрождения нашей страны во всех её областях. Альтернативой господствующему в общественной дискуссии проекту "ультралиберальной модернизации" предлагается модернизация суверенная (или национальная). В этом проекте модернизация становится не средством свертывания суверенитета России, а напротив - служит и обеспечивает его. Более того, лишь такая трактовка модернизации адекватна - ибо только современное во всех отношениях государство способно поддерживать собственный суверенитет. Модернизация должна стать фундаментом независимости государства и развития общества. Процесс национальной модернизации должен стать действительно общенародным, мы считаем необходимой разработку и реализацию проекта повсеместно системного поиска "кадрового резерва", талантливых людей во всех регионах России (начиная с самых небольших населенных пунктов) и учебных заведения, начиная со школьной скамьи. Вовлечение большинства народа в процесс национальной модернизации - это альтернатива принципу "номенклатурности", шаг к качественному оздоровлению правящего политического и экономического классов, к их преображению в социальный слой, осознающий делом своей жизни служение России, ее интересам и ее народу. Мы вовсе не утверждаем, что лидеры нынешнего политического класса не осознают свою деятельность как такое служение. Мы просто хотим сказать, что иные варианты должны быть невозможны в принципе. Мы хотим сказать, что "пропуск" к принятию решений в политике и экономике и вообще к какому- либо влиянию должны иметь только те, кто "поставил" на Россию. Лучше всего, когда эти люди живут и работают в нашей стране, а не приезжают "снять сливки", чтобы опять исчезнуть и жить жизнью страны своего пребывания. Собственно, эти последние вообще не должны ни на что влиять. А вот для людей старой и новой диаспоры, не желающих рвать с Родиной, должны быть созданы эффективные механизмы взаимодействия с Россией и защиты ими Российских интересов во всем мире. Оговоримся, что диаспорой мы считаем только наших соотечественников за пределами Исторической России, на постсоветском пространстве наши соотечественники-это коренное население, которое также должно быть защищено Россией. Суверенитет - то есть подлинная самостоятельность России как государства на международной арене и юрисдикция российского государства на всей его территории - не подлежит никакой ревизии ни в процессе модернизации, ни в каком другом процессе. Только суверенная (самостоятельная), современная и сильная Россия может выполнить миссию "Третьего Рима". Только сильная, суверенная Россия способна провести свою национальную модернизацию. Это означает, что суверенная, модернизация должна стать императивом внутренней и экономической политики России - "Третьего Рима". Одновременно мы утверждаем, что при всей важности института государственности, суверенная модернизация - это не этатистский, и, тем более, не тоталитарный проект. Как православные христиане, мы считаем свободу богосозданной личности христианской ценностью. Именно Церковь принесла в мир весь о том, что человек - это уникальная личность, созданная по образу Божию и, соответственно, обладающая свободой. Другое дело, что свобода неотделима от нравственной ответственности и их "развод", осуществленный теоретиками дехристианизации, привел к появлению феномена "секулярного тоталитаризма", который набирает все большую силу в Западной Европе: европейские христианские ценности вытесняются из общества, на уровень кухни, любое публичное упоминание о них как о норме общественной жизни, именование греха грехом, расценивается как проявление "гомофобии" и подлежит уголовному преследованию. Секулярно- тоталитарная идеология привела и к деградации ряда протестантских и англиканских деноминаций, отказавшихся от евангельского нравственного учения, введшие т.н. гомосексуальное "священство" и женский "епископат". Все это вызывает отторжение миллионов традиционных христиан, составляющих "другую Европу". Эта "другая Европа" ищет точки опоры. И такой точкой должна стать Россия, как "катехон" - хранитель и утвердитель христианских ценностей, как свободная страна свободных людей, но понимающая свободу в своем исконном христианском смысле, не отделяя ее от нравственной ответственности. Соответственно, сочетание свободы и нравственной ответственности, свободы, основанной на крепкой православной вере - это фундамент, лучший "строительный материал" для национальной модернизации самой России, ибо осуществить "русский прорыв" могут только свободные творческие люди, которые, в то же время, не станут применять свои Богом же данные таланты во зло, в разрушение. "Атомная бомба" Российской модернизации должна быть в надежных, нравственных руках! Предлагаем определиться с терминами. Модернизация без опоры на православную традицию - это не модернизация, а десуверенизация. Опора исключительно на православную традицию без национальной модернизации также приведет к десуверенизации, ибо Россия не будет конкурентоспособной и не сохранит свою самостоятельность. Более того - декларирование опоры на православную традицию без модернизации - это, в действительности, не просто компрадорская концепция. "Интегральный традиционализм", "архаизация" не имеют к сути, к догматике Православия никакого отношения, а построения некоторых "традиционалистских" идеологов прямо противоречат Православию. Стабильность ради стабильности, консерватизм ради консерватизма - это пропаганда стагнации, которая также является путем к потере суверенитета России. В настоящий момент доктрина цивилизационной и геополитической субъектности России, без которой невозможно сохранение суверенитета, сформулирована Святейшим Патриархом Кириллом. Речь идёт о провозглашенной им доктрине "Русского мира" или исторической, Святой Руси. Патриарх указывает, что государства, находящиеся на канонической территории Московского Патриархата, составляют единое целое, единую "духовную территорию", окормляемую Патриархом Московским. У них не просто общая вера, но и единая Церковь и единая историческая судьба. Действительно, Русская Православная Церковь Московского Патриархата является единственной нерасчлененной структурой на пространстве исторической России, и единственной реальной силой, которая сохраняет это пространство от распада на карликовые, враждующие друг с друго& | |
Категория: История | Добавил: Михаил (30.10.2010) | |
Просмотров: 524 |
Всего комментариев: 0 | |