На вооружение российской армии начал поступать модернизированный
бронеавтомобиль «Тигр-М» с новым дизельным двигателем ЯМЗ-534-10. По
заявленным производителем характеристикам ЯМЗ-534-10 не уступает и даже
превосходит американский двигатель Сummins, которым оснащали первые
«Тигры». Однако испытания будут проходить прямо в войсках, поэтому
удачным получился двигатель или нет, выяснится только через несколько
лет, полагают эксперты.
— Без опыта войсковой эксплуатации нельзя уверенно утверждать, хороший
двигатель или плохой. Сам факт развертывания производства в Ярославле
вызывает уважение, однако скорость, с которой ЯМЗ-534-10 оснастили
серийные бронемашины, рождает вопросы. Обычно требуется несколько лет,
чтобы довести новый мотор до ума, — утверждает главный редактор
специализированного журнала «Арсенал» Виктор Мураховский.
Одной из основных причин, по которой «Тигры», выпущенные в 2007 году, не
пускали в серию, был зарубежный мотор. На российских машинах
устанавливался двигатель Cummins 205, разработанный в США и
произведенный в Бразилии. Принять на вооружение машину с иностранными
комплектующими военные тогда не могли, а своего двигателя не было.
Специально для решения этой проблемы «Ярославские моторы», которые
входят в Группу ГАЗ, разработали новый дизельный двигатель ЯМЗ-5347-10,
который по заявленным характеристикам ничуть не уступает американскому.
— По мощности наш двигатель на 10 л.с. превосходит американский Сummins.
У него и крутящий момент выше, и расход топлива ниже. «Тигры», которые
мы начали поставлять в войска, на ближайшие три года будут
комплектоваться новым мотором, — рассказал «Известиям» представитель
корпорации «Русские машины» (материнская структура Группы ГАЗ) Сергей
Суворов.
Сейчас «Тигры» — правда, с американскими моторами — находятся в опытной
эксплуатации в войсковом спецназе. Туда машины поступили в 2009 году и
используются в спецоперациях на Северном Кавказе.
— Машины с ярославскими двигателями мы ждем, но пока не получали. К тем
машинам, которые у нас есть, претензий нет — хорошие машины, — отметил
офицер одной из бригад, попросивший не указывать его фамилию.
Водитель «Тигра», также на условиях анонимности, рассказал «Известиям», что за три года машины ни разу не ломались.
— Были мелкие неисправности — например, лампочки почему-то постоянно
перегорают, заднее стекло треснуло, дверь плохо закрывалась, тяжелая
из-за брони. Но в целом отличная машина. Думаем, с ярославским движком
будет не хуже, иначе какой смысл менять, — отметил старший сержант.
Одну машину однажды обстреляли из гранатометов.
— Граната попала в салон через открытую дверь, в машине никого не было,
все вели бой. И даже после взрыва внутри «Тигр» уехал на базу своим
ходом. Сейчас его полностью восстановили и он продолжает нести службу, —
рассказал спецназовец.
Арзамасский машиностроительный завод пока продолжает ставить на «Тигры»
двигатели Сummins, для полиции и гражданских заказчиков, однако после
расширения производства ЯМЗ-530-й серии планирует использовать
ярославские моторы.
|