Главная » 2011 » Июль » 11 » Россия сохранит за собой лидирующие позиции на мировом рынке зенитных ракетных комплексов и систем ПВО
11:17
Россия сохранит за собой лидирующие позиции на мировом рынке зенитных ракетных комплексов и систем ПВО

  http://old.nationaldefense.ru/757/760/index.shtml?id=6140 

Преимущество российских систем ПВО во многом объясняется историческими причинами

Повышенный спрос на мировом рынке на российские зенитные ракетные системы ПВО на обозримую перспективу обеспечен их высочайшими тактико-техническими характеристиками и превосходством над аналогичными системами западного производства, прежде всего, американскими. Это касается ЗРК и ЗРС малой, средней и большой дальности действия.

Дмитрий ДАНИЛКОВИЧ

Владимир ШВАРЕВ

Превосходство российских систем над американскими аналогами признают и западные эксперты, по мнению которых средства ПВО России достигли такого уровня, который фактически исключает возможность «выживания» авиации ВВС США в случае военного конфликта.

Противостоять российским системам ПВО не могут как имеющиеся на вооружении истребители (F-15, F-16, F/A-18 и тяжелый истребитель пятого поколения F-22), так и перспективные истребители пятого поколения среднего класса F-35. Преимущество российских систем ПВО подчеркивает тот факт, что США крайне болезненно реагируют на экспортные поставки Россией зенитных ракетных систем. В первую очередь, это касается стран, которые США причисляют к так называемой «оси зла». Ярким примером в этом отношении является Иран, который США обвиняют в разработке собственной ядерной программы в военных целях. В свое время в Иран были поставлены 29 комплексов малой дальности «Тор-М1». Заказ Тегерана на поставку пяти дивизионов С-300ПМУ-1 изначально был воспринят США и Израилем крайне болезненно. Создание эшелонированной системы ПВО Ирана на основе российских комплексов большой и малой дальности фактически означало бы неприемлемые потери в случае военной операции против Тегерана. Именно поэтому США и Израиль сделали все возможное, чтобы контракт России с Ираном не вступил в стадию реализации.

Преимущество российских систем ПВО во многом объясняется историческими причинами. Мощный толчок развитию современных мобильных комплексов противовоздушной обороны в свое время был обусловлен участием систем ПВО советского производства в арабо-израильских войнах, а также во Вьетнаме. Глубокий анализ боевого применения имевшихся на тот момент систем ПВО привел к созданию комплексов нового поколения, которые отличаются повышенной живучестью и высочайшей боевой эффективностью.

Российские зенитные ракетные системы дальнего действия С-300 и С-400 на сегодняшний день являются самыми эффективными средствами обороны важных объектов государственного и военного управления, военных баз, группировок войск, стартовых позиций МБР и иных объектов от ударов всех типов ракет, в том числе баллистических и других средств воздушно-космического нападения. По основным боевым характеристикам ЗРС С-300 функционально значительно превосходит аналогичный американский комплекс ПВО «Пэтриот».

В частности, наиболее востребованная на мировом рынке ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» обеспечивает перехват аэродинамических целей на дальности до 200 км, баллистических целей – на дальности до 40 км, низколетящих целей – на дальности 28-38 км. Перехват целей всех типов осуществляется в диапазоне высот от 10 м до 27 км. ЗРС может одновременно поражать до 36 целей и одновременно наводить на них 72 ракеты.

ЗРС С-400 «Триумф» нового поколения обеспечивает поражение аэродинамических целей на дальности до 400 км, тактических баллистических целей – на дальности до 60 км. Обнаружение цели обеспечивается на дальности 600 км. Ракеты могут поражать низколетящие цели на высоте от 5 м (против 60 м у американского комплекса «Пэтриот»). Причем объекты поражаются вне зависимости от их скорости, высоты и траектории полета. ЗРС С-400 позволяет эффективно отражать массированные налеты современных средств воздушного нападения в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления в любых метеоусловиях.

В настоящее время в России ведутся работы по разработке системы С-500, которая обеспечит защиту от всех имеющихся средств воздушно-космического нападения, имеющихся в арсенале Вооруженных Сил США, а также перспективных систем.

Для сравнения, еще только разрабатываемая в США мобильная высотная система ПВО/ПРО THAAD способна перехватывать цели на дальности от 20 до 200 км.

В настоящее время несколько стран изучают возможность создания национальных эшелонированных систем ПВО с использованием только российского вооружения. Подразумевается создание систем из трех эшелонов – большой, средней и малой дальности, представленных, соответственно, ЗРС С-300 (С-400), различных модификаций комплексов «Бук» и «Тор».

В связи с прогнозируемым увеличением спроса на российские системы ПВО большой дальности для выполнения этих заказов необходимы дополнительные производственные мощности, чтобы одновременно удовлетворить запросы инозаказчиков и потребности российских Вооруженных Сил. Для решения этой проблемы премьер-министр РФ Владимир Путин предложил рассмотреть вопрос о синхронизации внутренних и экспортных заказов на поставку вооружений. По имеющимся данным, речь идет, в том числе, о мощностях по выпуску ЗРС С-300ПМУ-2 и ЗРС С-400.

Россия сохраняет за собой лидерство и на мировом рынке зенитных ракетных комплексов малой и средней дальности. Лидерство России в данном сегменте неоспоримо, поскольку в отличие от использования другими странами в своих низкобюджетных комплексах серийных ракет класса «воздух-воздух» или ПЗРК, Россия поставляет полноценные высокотехнологичные зенитные ракетные системы. В этой связи не случайно, что в последнее время отмечается повышенный спрос на ЗРК «Тор» и «Бук» различных модификаций, а также ЗРПК «Панцирь-С1».

 

17 июня с.г. губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Владислав Меньщиков подписали соглашение о сотрудничестве по реализации совместного проекта создания Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) Концерна ПВО.

 

Проект, стоимость которого оценивается в 15 млрд. руб., предусматривает строительство на базе ОАО «ГОЗ Обуховский завод» машиностроительного технопарка общей площадью более 300 тыс. кв.м. для разработки и производства высокотехнологичной продукции военного назначения, а также гражданской продукции.

 

В новый производственный комплекс из центра Санкт-Петербурга будут переведены предприятия, входящие в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей»: ОАО «Российский институт радионавигации и времени», ОАО «Ордена Трудового Красного знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры», ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» и ОАО «Завод радиотехнического оборудования». Первый этап реализации проекта включает в себя реконструкцию существующих и строительство  новых корпусов Обуховского завода и перевод на его территорию Завода радиотехнического оборудования.

 

Создание СЗРЦ позволит за счет концентрации интеллектуального и производственного потенциала предприятий Концерна повысить коэффициент использования производственных площадей до 70-80%, исключить дублирующие производства, сократить производственный цикл, оптимизировать управление и значительно снизить непроизводственные издержки.

 

Финансовые средства в размере 5 млрд. руб. на реализацию первого этапа строительства Обуховский завод получил в марте 2010 года под государственные гарантии. Кредитная линия была открыта банком «ВТБ» на 5 лет.

 

Общее руководство проектом возложено на ООО «Дирекция по строительству СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей». По окончании строительно-монтажных работ Дирекцию предполагается преобразовать в управляющую компанию нового технопарка.

 

 

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СРЕДСТВ ПВО БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ

На мировом рынке средств ПВО большой дальности в предстоящие 4 года (2010-2013 гг.) ожидается стабильный спрос. Стабильность спроса объясняется, прежде всего, повышенным вниманием многих стран мира к созданию современных систем ПВО/ПРО, предназначенных для защиты территории страны и военной инфраструктуры от средств воздушно-космического нападения потенциального противника.

Стабильность рынка объясняется двумя факторами. Во-первых, ранее многие страны при строительстве вооруженных сил первостепенное внимание уделяли модернизации и закупке многофункциональных истребителей, а модернизация систем ПВО длительное время находилась на втором плане. Теперь в этих странах на первый план выходит задача создания современной эшелонированной системы ПВО/ПВО. Это касается стран Ближнего Востока, Северной Африки, Азиатского региона и Латинской Америки.

Во-вторых, закупка систем ПВО связана с высокой конфликтностью в ряде регионов мира. Прежде всего, положение обостряет ситуация вокруг Ирана и Северной Кореи. Однако в любом регионе мира повышенная конфликтность связана также с тем, что одновременно на роль региональных лидеров претендуют сразу несколько стран.

На текущий момент на мировом рынке представлены два государства, производящие конкурентоспособные зенитные ракетные системы большой дальности наземного базирования, которые могут также использоваться и в системе противоракетной обороны. Это Россия с ЗРС С-300/С-400 и США с ЗРС «Пэтриот» PAC-3 и THAAD. В обозримой перспективе основная конкурентная борьба будет вестись только между этими странами. В то же время, не следует недооценивать усилий Китая и Европы по выходу на этот рынок. В частности, Китай с комплексом HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000) и европейский консорциум «Евросам» с комплексом на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Астер-30» наряду с США и Россией участвуют в тендере Турции на закупку систем ПВО/ПРО большой дальности T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System).

Следует отметить, что в среднесрочной перспективе на мировой рынок могут выйти еще два противоракетных комплекса, которые разрабатываются при участии США. Это израильский «Эрроу» и европейский MEADS. Однако обе эти системы находятся в стадии разработки, поэтому об их экспортных перспективах пока говорить преждевременно.

Поскольку количество ПУ в составе дивизиона варьируется в зависимости от заказа той или иной страны, а также типа закупаемой системы, анализ рынка в приведенном ниже исследовании проведен по количеству поставленных или планируемых к поставке пусковых установок.

В период 2006-2009 гг. объем продаж новых ПУ ЗУР составил 272 ед. стоимостью около $4,09 млрд. В 2010-2013 гг. с учетом уже заключенных контрактов, заявленных намерений и тендеров объем рынка составит не менее 188 ПУ на сумму более $10,35 млрд. или 69,1% в количественном выражении и 253,1% в стоимостном по сравнению с предыдущим 4-летнем периодом. Рост стоимости при одновременном снижении количества закупаемых систем ПВО объясняется тем, что все большее количество стран начали закупать более дорогостоящие системы вооружения. Тем не менее, высокая стоимость ЗРС большой дальности является для многих стран существенным сдерживающим фактором при принятии решения об их закупке. Здесь Россия в ценовом отношении имеет существенное преимущество перед США, поскольку стоимость российских систем ниже американских. Без учета стран, которые по политическим мотивам делают однозначный выбор в пользу американских систем, на остальном сегменте мирового рынка положение РФ более предпочтительно.

Россия занимает первое место в рейтинге поставщиков новых ПУ ЗУР большой дальности в количественном отношении. В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 160 ед. стоимостью $2,48 млрд., в 2010-2013 гг. объем поставок прогнозируется в 120 ед. на сумму $1,85 млрд. При этом, даже если контракт на поставку ЗРС С-300ПМУ-1 Ирану не будет реализован, Россия останется лидером мирового рынка по количеству поставленных ПУ ЗУР.

Кроме контрактов, которые находятся в стадии реализации, Россия имеет перспективы по поставкам ЗРС большой дальности еще в ряде стран, некоторые из которых перечислены ниже.

ВЬЕТНАМ

Вьетнам заявил о намерении приступить к реализации программы по модернизации системы ПВО страны. Переговоры на эту тему состоялись в ходе недавнего визита в Ханой министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Вьетнамская сторона проявила большой интерес к российским средствам ПВО, в том числе к ЗРК «Тор», «Бук» и ЗРС С-300. Как отметил А. Сердюков по результатам визита, «что-то из этой номенклатуры изделий мы готовы продать из наличия Минобороны».

В последние 10 лет Вьетнам вкладывал большие средства в модернизацию ВВС и ВМС. Вложения в совершенствование системы ПВО были не столь значительные.

В частности, в 2001 г. с Вьетнамом был заключен контракт на сумму $64 млн. на поставку установочной партии и передачу лицензии по производству ЗУР «Игла-С». Поставочная часть контракта была реализована в 2002 г. (поставлено 50 ракет «Игла-С»).

Летом 2003 г. был заключен контракт на поставку Вьетнаму двух дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 (12 ПУ). Стоимость контракта составила около $230 млн. Эти комплексы частично заменили ЗРК С-75, которые находятся на вооружении ПВО Вьетнама с 1965 г. Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в декабре 2005 года завершил поставки по этому контракту.

Вьетнам также стоит перед необходимость модернизации имеющихся на вооружении ЗРК С-125. В свое время во Вьетнам было поставлено около 40 дивизионов С-125. Необходимость модернизации вьетнамских ЗРК С-125 нашла свое отражение в документах заседаний двусторонних межправкомиссий по ВТС.

КИТАЙ

В конце марта 2010 года с Китаем был подписан акт сдачи-приемки последней партии ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». В период с августа 2007 г. по ноябрь 2009 г. в Китай было поставлено 15 дивизионов ЗРС С-300ПМУ2 и четыре командных пункта 83М6Е2. В марте 2010 г. были проведены контрольные стрельбы ЗРС С-300ПМУ-2 по различным мишеням иностранного производства. Все стрельбы завершились успешно.

Китай на протяжении длительного периода времени являлся крупнейшим заказчиком российских систем ПВО, поставки которых начались в начале 1990-х гг. В 1993 году в Китай впервые была поставлена система С-300ПМУ в составе двух зенитных ракетных дивизионов (16 самоходных пусковых установок в каждом дивизионе, всего 32 ПУ) и двойного боекомплекта ракет 5В55Р с радиолокационной ГСН. Стоимость контракта составила $220 млн. (в ценах 1993 г.), причем 65% оплачивалось товарами народного потребления и 35% – валютой.

В 1994 г. был подписан второй контракт стоимостью около $400 млн., в рамках которого до конца 1996 г. НОАК получила ЗРС С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов (8 самоходных ПУ в каждом дивизионе, всего 32 ПУ) и 196 ракет 48Н6Е. Половина стоимости контракта была оплачена товарами народного потребления, другая половина – валютой.

По двум контрактам (от 1996 г. на 15 ед. на сумму $480 млн. и от 1999 г. на 20 ед.) в Китай было поставлено 35 ЗРК «Тор-М1» несколькими партиями: 14 комплексов в 1997 г., 13 комплексов в 1999-2000 гг. и 8 комплексов в 2001 г. Поставки по второму контракту осуществлялись в рамках соглашения о погашении до 2002 г. государственного долга России перед Китаем, который оценивался в $1,2 млрд.

В 2002 г. был заключен контракт стоимостью $200 млн. на поставку двух корабельных комплексов ПВО С-300ФМ «Риф-М». Поставки были реализованы в 2002-2003 гг.

В 2004 г. было завершено выполнение еще одного контракта стоимостью $440 млн., подписанного в 2001 г., на поставку в Китай ЗРС С-300ПМУ-1. В рамках списания государственного долга в Китай была поставлена ЗРС С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов (8 самоходных ПУ в каждом дивизионе, всего 32 ПУ) и 198 ракет 48Н6Е.

В августе 2004 г. «Рособоронэкспорт» подписал контракт стоимостью $980 млн. на поставку в Китай ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». Этот контракт стал первым экспортным заказом на поставку системы «Фаворит», которую Россия начала продвигать на мировой рынок с 2001 г.

В рамках этого контракта в Китай в 2007-2008 гг. были поставлены 2 командных пункта 83М6Е2, восемь зенитных ракетных комплексов (ЗРК) 90Ж6Е2, один комплект зенитных управляемых ракет 48Н6Е2 и средства технического обеспечения.

В декабре 2005 г. был заключен контракт на поставку второй партии ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», стоимость которого оценивается в $1 млрд. Поставки были реализованы в 2008-2010 гг.

ЙЕМЕН

Йемен рассматривается как потенциальный покупатель более 5 дивизионов ЗРС С-300ПМУ или С-300ПМУ-1. Эта заявка, наряду с другими типами вооружений, зафиксирована в рабочем протоколе, подписанном с йеменской стороной.СИРИЯ

Сирия уже достаточно давно официально подала заявку на закупку ЗРС С-300ПМУ-1 и «Тор-М1». От Сирии был получен также запрос на коммерческое предложение по модернизации ЗРК С-125 «Печора».ВЕНЕСУЭЛА

В сентябре 2009 г. президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о принятии решения по созданию комплексной эшелонированной системы ПВО. Как планируется, в ее состав войдут российские комплексы ПВО малой, средней и большой дальности. ЗРК малой дальности «Тор-М1» уже поставлены в Венесуэлу. Идут переговоры по поставкам ЗРК средней дальности «Бук-М2Э», а также комплексов большой дальности С-300. По имеющимся данным, контракт на поставку ЗРС С-300 с Венесуэлой уже заключен и находится в стадии реализации. Поскольку официальных данных по количеству закупаемых систем и сроках реализации контракта не имеется, он пока не включен в общий статистический расчет мирового рынка ЗРС большой дальности.

ТУРЦИЯ

Россия участвуют в тендере, проводимом Секретариатом оборонной промышленности Турции (SSM) на закупку систем ПВО/ПРО большой дальности по программе T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System).

Россия представила предложение по поставке ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». Ранее Турция настаивала на участии в тендере ЗРС C-400, однако ее продажу российская сторона согласилась обсуждать только в рамках межгосударственных переговоров.

По оценке ВС Турции, стоимость четырех батарей комплекса должна составить около $1 млрд. SSM также планирует организовать производство некоторых компонентов комплексов на территории Турции.

Наряду с Россией, в тендере участвуют консорциум «Евросам» с ЗРК на базе ЗУР «Астер-30», «Локхид Мартин» и «Рейтеон» представили совместное предложение на поставку в рамках программы «Иностранные военные продажи» комплекса, созданного на базе проектов ЗРК «Пэтриот» версий РАС-2 и РАС-3, китайская компания CPMIEC (China National Precision Machinery Import and Export Corporation) представила комплекс HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000).

Победитель тендера должен быть определен в текущем году. Контракт планируется подписать летом 2011 г. Поставка систем должна быть выполнена в течение 30 месяцев после заключения соглашения.

БРАЗИЛИЯ

Министерство обороны Бразилии начало переговоры с Россией о возможности приобретения ЗРК малой дальности «Тор-М2Э». Переговоры находятся в начальной стадии. На текущий момент возможности обеспечения ПВО страны находятся на низком уровне. Поэтому в дальнейшем не исключена возможность закупки систем ПВО большой дальности.

ЛИВИЯ

С Ливией ведутся переговоры по закупке двух дивизионов (16 ПУ) ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит».

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Саудовская Аравия уже достаточно давно высказала заинтересованность в закупке ЗРС С-300 (С-400). Включена ли эта закупка в готовящийся к подписанию пакетный контракт, точно пока не известно.

Россия имеет перспективы по поставке систем ПВО большой дальности еще по ряду стран.

НАТО

В политическом и военно-экономическом плане очень важное значение для России имеет принятое в апреле этого года решение глав МИД стран НАТО о начале диалога с Россией по созданию общей системы ПРО. В ответ на это президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия согласится на предложение НАТО создать общую систему ПРО в случае, если это предложение будет серьезным.

Создание общеевропейской системы ПРО, которая свяжет воедино существующие в странах НАТО системы ПРО, обойдется в 200 млн. евро. На ее строительство потребуется 10 лет, заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. В единую систему ПРО могут быть объединены как существующие, так и перспективные противоракетные системы. По словам Расмуссена, программа единой системы ПРО предусматривает возможность сотрудничества с Россией, которая также может принять участие в ее создании.

США занимают второе место. В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 64 ПУ ЗУР стоимостью более $900 млн., в 2010-2013 гг. прогнозируется некоторое снижение продаж в количественном выражении (60 ед.), однако их стоимость составит $6,5 млрд.

Следует отметить, что США имеют в своем активе контракт на сумму $2,81 млрд. с Тайванем на поставку 26 ПУ ЗУР «Пэтриот» PAC-3 со сроком реализации в период 2014-2015 гг., который не входит в расчет по прогнозу до 2013 г.

Кроме того, в 2010 г. ОАЭ планируют оформить свое намерение по закупке в США мобильного тактического высотного противоракетного комплекса ПРО THAAD в твердый контракт. Сумма заказа на поставку 3 комплексов ПРО THAAD (9 ПУ) оценивается в $6,95 млрд. В случае подписания, этот контракт станет первым соглашением на поставку комплекса THAAD зарубежному заказчику. Этот потенциальный заказ с предположительным сроком поставки в 2014-2016 гг. также не включен в расчет рынка на период до 2013 г.

Следует также отметить несколько программ, которые реализуют США по модернизации ранее поставленных нескольким странам ЗРК «Пэтриот» PAC-2 до уровня PAC-3 (эти программы не включены в расчет поставок новых комплексов).

В этом сегменте США реализуют программы с Германией (18 ПУ ЗУР на сумму $298 млн. в период 2008-2010 гг.), Израилем (3 комплекса на сумму $164 млн. в период 2010-2011 гг.), Кувейтом (24 ПУ ЗУР на сумму $1,363 млрд. в период 2010-2012 гг.), Тайванем (18 ПУ ЗУР на сумму $939 млн. в период 2010-2012 гг.) и Южной Кореей (48 ПУ на сумму $890 млн. в период 2010-2012 гг.).

В ноябре 2009 г. ВС Индии передали США запрос об информации на ЗРC «Пэтриот». Как ожидается, запрошенная Индией информация будет предоставлена в 2010 г. В случае, если контракт на поставку ЗРС будет заключен, его стоимость может составить несколько млрд. долл. Скорее всего, речь идет о модификации PAC-3.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ СРЕДСТВ ПВО МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ

На мировом рынке средств ПВО малой и средней дальности будет иметь место значительное увеличение объемов продаж.

В течение 2006-2009 гг. объем продаж новых ЗРК составил 418 ед. стоимостью около $5,467 млрд. В 2010-2013 гг. с учетом уже заключенных контрактов, заявленных намерений и тендеров объем рынка составит не менее 473 ед. на сумму $8,276 млрд. или 113,2% в количественном выражении и 151,4% в стоимостном по сравнению с предыдущим 4-летним периодом.

ЗРК «Тор-М2Э».

 

Следует отметить, что это очень существенный рост, поскольку в связи со спецификой сроков изготовления ЗРК малой и средней дальности, мировой портфель заказов с поставкой в 2010-2013 гг. пока полностью не сформирован. Есть заявки от ряда стран по прямой поставке ЗРК малой и средней дальности. В случае подписания контрактов по этим заявкам, мировой портфель заказов в период 2010-2013 гг. может еще более увеличиться.

На итоговое распределение крупнейших мировых поставщиков ЗРК малой и средней дальности в период 2010-2013 гг. существенно повлияют итоги проводимых в настоящее время тендеров. В балансе по периоду 2010-2013 гг. категория «тендер» по количеству планируемых к поставке ЗРК занимает третье место с объемом 101 ед. В стоимостном выражении категория «тендер» с объемом $3 млрд. в период 2010-2013 гг. занимает первое место. Это говорит о том, что за победу в этих тендерах развернется ожесточенная борьба между ведущими мировыми производителями.

В настоящее время тендеры на поставку ЗРК малой и средней дальности на общую сумму около $2,5 млрд. проводит Турция.

Сухопутные войска Индии планируют приобрести за рубежом ЗРК малой дальности для замены комплексов «Оса-АК» и «Куб». Запрос об информации, опубликованный 29 апреля, предусматривает поставку ЗРК, обеспечивающего поражение одиночных и групповых целей на дальности до 20 км. Контракт на поставку будет включать техническое обслуживание оборудования и передачу технологий производства ЗРК национальной компании, которая будет выполнять их изготовление на территории Индии.

МНО Польши начало оценку полученных от пяти компаний ответов на запрос об информации по поставке зенитных ракетных комплексов малой (10-25 км) и средней (25-100 км) дальности (запрос был опубликован 5 января 2010 г.). Согласно информации МНО РП, анализ технической осуществимости проекта должен быть завершен во второй половине 2010 г. Дальнейшие шаги будут зависеть от решения Совета по вооружениям, который должен на основе собранных данных принять решение о начале тендера на поставку комплексов.

Министерство обороны Бразилии в рамках планируемого к объявлению тендера на поставку ЗРК малой дальности начало переговоры с Россией по ЗРК «Тор-М2Э». Предполагаемая стоимость закупки 16 ЗРК может составить $300 млн.

Что касается России, то прямые переговоры по поставкам ЗРК малой дальности ведутся с Ливией и Кипром. Венесуэла намерена приобрести дополнительную партию российских ЗРК малой дальности. В Венесуэле и Саудовской Аравии Россия также имеет шансы на продвижение ЗРК средней дальности. Перспективы по поставке ЗРК малой и средней дальности имеются с Йеменом, Сирией и Вьетнамом.

Россия традиционно занимает первое место в рейтинге поставщиков новых ЗРК малой и средней дальности. В 2006-2009 гг. Россия поставила на экспорт 167 новых ЗРК стоимостью $3,472 млрд., в 2010-2013 гг., согласно имеющемуся на данный момент пакету заказов, будет поставлено не мене 124 ЗРК на сумму почти $2,218 млрд. При этом следует отметить, что портфель заказов России на этот период еще полностью не сформирован.

США занимают второе место с системами малой дальности «Эвенджер» на базе ПЗРК «Стингер» и SL-AMRAAM. В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 100 таких систем стоимостью $527 млн., в 2010-2013 гг. продажи увеличатся и составят 136 новых ЗРК на сумму $1,308 млрд.


 


Категория: Как надо. | Просмотров: 914 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]