Главная » 2010 » Сентябрь » 3 » Предчувствие перемен
16:21
Предчувствие перемен


Автор: Дмитрий ДИВЕЕВСКИЙ   31.08.2010      

http://otchizna.su/future/2258

Нет сомнений в том, что современное общество не может долго существовать без ведущей и организующей идеи. Если говорить точнее, без идеи, консолидирующей ее элиты и заставляющей их мобилизовать остальную массу народа. В США такой ведущей идеей стала глобализация. Этот исторический проект завоевания контроля над миром под маской «экспорта демократии» призван обеспечить Соединённым Штатам процветание на долгие времена. Элиты США едины не только в осознании выгодных для себя перспектив глобализации, но и в аморальности методов, которыми она достигается. Идейно американизированная Европа также тянется в обозе «демократизации», в той или иной мере осознавая опасность и бесперспективность этого авантюрного похода.

В России ведущая общественная идея пока не заявлена (хотя латентно существует) и причиной этому является крайне низкое гражданское сознание «новорусской» элиты, состоящей отнюдь из не лучших представителей общества, тем или иным образом оказавшихся на ключевых постах в стране. Их общим родовым признаком является ущербное мировоззрение, свойственное людям, случайно попавшим во власть. Политик вырастает профессионально не только в процессе долгой и трудоемкой работы. Он изначально должен иметь еще и ряд особых качеств. Это способность глубоко понимать происходящее, сильная воля и что очень важно – гражданское сознание, неразрывно связанное с ощущением себя частью народа. Без этих качеств политик превращается в подобие Михаила Горбачева, глупое самолюбование и безволие которого позволили внутренним и внешним врагам Советского Союза использовать его в качестве марионетки.

В РФ сегодня к высшему эшелону относятся лица, никоим образом не показавшие своей предшествующей работой необходимого масштаба для решения возложенных на них государственных задача. В период правления Ельцина в стране был в основном разрушен главный лифт служебного роста – «лифт послужной», а взамен сложилось два других типа – «лифт по знакомству» (питерская команда) и «лифт коммерческий» – покупка должности за деньги. Естественно, что пассажиры таких лифтов не могут называться ни настоящими политиками, ни профессионалами, ибо оказались наверху совсем не в результате неординарных заслуг в деле служения обществу. Не имея необходимых интеллектуальных, духовных и волевых качеств для решения государственных задач, они закрепляют свои властные позиции путем объединения в замкнутые клановые группировки и ориентируют свою деятельность на личное обогащение. Многие из них в исполнении своих официальных обязанностей являются типичными симулякрами и ожидать от них масштабной государственной деятельности было бы сверхнаивно. Люди такого уровня не в состоянии осознать исторических императивов развития нации, а если даже до них такие императивы доводятся экспертным сообществом, они не могут адекватно реагировать на них. Отсюда общественный регресс, углубляющаяся пропасть между богатыми и бедными, поголовная деградация институтов власти.

Вопиющим примером профессиональной несостоятельности являются обе палаты российского парламента. Задуманный по конституции как представительский орган для принятия решений на основе всестороннего обсуждения, парламент давно превратился в орган, штампующий волю всего лишь одной партии, транслирующей позицию руководства государства, которую общество должно принимать как безупречную. Лишение Думы ее основного принципа равнодоступности волеизъявления привело к тому, что в стране создается комплекс законов, противоречащих интересам общества. Только что мы стали свидетелями действия принятого нового Лесного Кодекса, и еще долго будем наблюдать действия закона о коррупции, создающего жуликам массу лазеек для легализации наворованного, в первую очередь через взрослых детей.

Призванная обеспечить некое идеологическое обеспечение элиты партия «Единая Россия» целиком состоит из пассажиров двух означенных лифтов, а также разрастающегося шлейфа приспособленцев. Это, без преувеличения, партия-симулякр, пожирающая огромные деньги и имитирующая представительство воли народа. На самом деле ее нельзя назвать народной партией, так как она безумно далека от нужд и чаяний простого человека и не пользуется его любовью. Ее попытки создать более-менее вразумительную программу обречены на провал, ибо любая вразумительная программа должна начинаться с отмены таких искусственных и очень затратных проектов, как сама эта партия. И то, что «Единая Россия» подстелила себе соломки, протащив закон об отмене нижней планки явки на выборы, четко указывает на ее неверие в собственную «народность».

Реальное идеологическое обеспечение правящей элиты реализует группа либеральных (иногда косящих под консерваторов) политологов и публицистов, находящихся на ключевых постах в СМИ и различных политологических фондах. Их главная задача – отупление населения напористой либеральной демагогией и отрицание всех без исключения завоеваний социализма. Они понимают, что только агрессивное наступление на память о социалистических завоеваниях может предотвратить ренессанс идеи социализма. Они очень хорошо усвоили, что русский народ в свое время принял социалистические преобразования и не могут ему простить этого. По накалу ненависти, лицемерию и лживости эти люди весьма напоминают безжалостных инквизиторов средневековья, полагавших, что воплощают собою чистоту веры Господней. Нет ничего удивительного в том, что главной мишенью их критики является сталинский этап советской власти, в котором они надеются найти наибольшее количество аргументов в свою пользу. Однако, как показывает практика, нападки на Сталина ничего не дают, а приносят скорее обратный результат. Популярность Сталина от этого растет, а наиболее известные представители этой группы Н.Сванидзе, М.Млечин, В.Шендерович, стоящий «за кадром» А.Кох и ряд других стали объектами презрения широких кругов общественности.

Реальная оппозиция, представленная КПРФ несет на себе Эдипов комплекс позднесоветской КПСС, не сумевшей разглядеть опасности катастрофы и активно ей потворствовавшей. Именно в этом большинство политически мыслящих людей обвиняют сегодняшних коммунистов, и пока они с этим наследием не разберутся, их шансы на обретение широкой популярности будут невелики. Будь у руководства КПРФ достаточно мужества, чтобы по-новому взглянуть на роль И.Сталина, это могло бы изменить ситуацию. Вообще пришла пора говорить о том, что И.Сталин своим глубинным политическим инстинктом в последние годы жизни уже нащупывал единственно верный исторический вектор развития России. И если бы не его гибель, следующим этапом стали бы полное восстановление роли Церкви и подготовка предпосылок для создания политической системы православного социализма. Лишь с первого взгляда это звучит невероятно. Но именно Сталин титаническим усилием смог испепелить армию носителей антирусского и антиправославного троцкистского проекта и после этого в 1939 году начал ослабление преследований Церкви. Церковный народ первым понял, от какой беды он спас Россию в лихие тридцатые годы, и именно поэтому Церковь молила Господа об упокоении вождя в Царствии Небесном после его кончины.

Однако продолжить дело Сталина было некому, среди его последователей равных по масштабу личностей не нашлось.

 

Сложившаяся на сегодня в России ситуация породила в обществе то, что и должна была породить. Двадцать лет антикоммунистического «промывания мозгов» без какой-либо замены на понятную модель развития привели к массовому упадничеству, резкому снижению патриотической и гражданской мотивации, являвшихся моральными скрепами советского человека. Без этих скреп он пустился во все тяжкие. Сегодня количество людей, нарушающих закон или имеющих к этому отношение, не поддается исчислению. Мы превращаемся в страну поголовного беззакония, и это касается не только окончательно разложившихся государственных структур, но и каждого из нас. Рядовой человек, оказавшийся в окружении враждебных ему сил, норовящих отобрать у него последнее, стал чаще прибегать к незаконным методам защиты, и, что самое главное, – подобное поведение больше не осуждается его окружением. Налицо падение общественной нравственности. Мы все больше и больше напоминаем разложившееся общество царской России накануне революции. Как известно, тогда государственное древо настолько подгнило, что оказалось достаточным плевка для его падения. Думает ли кто сегодня о том, настолько устойчиво древо современного государства к выплескам народного протеста? Ведь царский двор был уверен, что порядок неколебим….

Россия сегодня без сомнения является переходным обществом, ибо отсутствие национально согласованного курса помещает нас в положение нации, не видящей грядущих опасностей и не готовящейся к ним. Кажется, это понимают все, кроме наших руководителей. Вопрос в том, какие подспудные тенденции в общественном сознании сейчас зреют, и во что однажды выльется воля народа?

Можно, конечно, предположить, что она выльется для начала в акты гражданского неповиновения, если скажем, в ближайшую пару лет начнется новая волна мирового финансового кризиса, а той «подушки безопасности», которая была у правительства в 2008-2009 годах, у него уже не будет. Последует резкое усекновение социальных программ и всплеск общественного недовольства. В таком случае могут стихийно появиться новые силы, способные чётко выразить массовые ожидания смены политической системы.

Если же радикального обострения ситуации из-за внешних или климатических факторов не случится, то следует посмотреть, как будут складываться обозначившиеся сегодня тенденции. Есть ли надежда, что усилия власти дадут результат и национальные программы, в том числе наиболее животрепещущая программа борьбы с коррупцией, заработают? Оснований для таких надежд маловато, ибо результаты по ранее принятым программам свидетельствуют о неспособности «взять быка за рога». Всем понятна необходимость принятия куда более решительных и масштабных мер для того, чтобы дело пошло. Если же руководящий эшелон окажется на такие меры не способен (см. начало статьи), то потенциал протеста будет нарастать. При этом дискуссии об альтернативах созданной в России модели примут активную форму.

Какова же наиболее вероятная альтернатива?

Едва ли популярным станет очередное заимствование из-за рубежа. Кажется, наш народ устал от импортных моделей и сейчас хочет только одного – почувствовать себя у себя дома, а не в декорациях какой-то чужеродной державы. И если глас народа потребует собственного пути, то на авансцену выйдут национальная история и национальная традиция. А то и другое настоятельно указывают на лидирующую роль русского народа в его геополитическом окружении, что потребует пересмотра многих установок политики на постсоветском пространстве, в первую очередь активного выдавливания из него непрошенных гостей в виде натовских структур и наступательной защиты интересов соотечественников. Касательно устройства собственной жизни придется вспомнить общинный (социализированный) стержень народной жизни и патерналистскую роль государства. (Кстати, в периоды испытаний именно демонстрацией патернализма наши руководители набирают себе рейтинги. Они выезжают на места катастроф, выделяют помощь из государева кармана, организуют локализацию последствий и т.д., хотя чаще всего это должно быть заботой местных властей). Здесь историческая традиция совпадает с императивами будущего. Все научные прогнозы говорят о том, что только хорошо управляемое и отмобилизованное общество сможет ответить на грядущие испытания (глобальное потепление, мировые техногенные катастрофы, последствия масштабных войн с применением ОМУ и т.д.). А то, что именно социалистически устроенное общество в данном смысле далеко превосходит общество индивидуалистов, не вызывает возражений ни у кого. Каким образом сложится разработка новой модели, сколько в ней будет от рынка, сколько от социализма, сейчас сказать трудно. В целом, это видится как логичное развитие национальной судьбы, которая целое христианское тысячелетие складывалась именно таким образом, а опыт с либеральной рыночной моделью, похоже, оказался лишь исторически кратким и неудачным эпизодом.

Однако для того, чтобы кризисное развитие современной России вылилось в мирную и конституционную корректировку системы, необходимо появление новой политической силы. Брожение ферментов этой силы чувствуется в общественных настроениях. Недовольство существующим положением вещей выражает большинство населения. Очаги дискуссии об альтернативах развития также давно существуют. Начнется ли естественный процесс их консолидации, и произойдет ли она? Вопрос далеко не риторический, ведь люди, не равнодушные к судьбе грядущих поколений, не могут и не будут стоять в стороне от этого процесса.

Категория: Как надо. | Просмотров: 554 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]