На
прошлой неделе произошло событие, которое многими средствами массовой
информации осталось незамеченным или было преподнесено как
незначительная новость. Институт финансовой грамотности (Institute for
Financial Literacy – IFL) опубликовал результаты общенационального
исследования, согласно которому около половины действующих студентов и
выпускников колледжей (университетов, школ, академий) не могут вовремя
оплачивать кредиты, выданные на образование.
Таким образом,
в Соединённых Штатах лопнул ещё один «мыльный пузырь», который по своим
разрушительным масштабам может сравниться разве что с массовой потерей
домов (foreclosure) обнищавшими американцами.
Миллионы студентов
и новоиспечённых специалистов, потративших десятки, а то и сотни тысяч
долларов на образование, начинают осознавать, что государство их в
очередной раз обмануло. Сегодня подавляющее большинство профессионалов с
дипломами, лицензиями и сертификатами не сможет найти работу и получать
достойные деньги. Это факт.
«Финансовый кризис и безработица
породили новый вид должников, - рассказывает Сэм Хиксон, один из авторов
исследования. – Эти люди испортили свою кредитную историю и подали на
банкротство благодаря тяге к знаниям, стремлению занять достойное место в
обществе и желанию подняться по карьерной лестнице. Экономический хаос
нанёс удар по самой целеустремлённой прослойке общества».
Жертвами
«национальной образовательной аферы» оказались в основном молодые люди в
возрасте до 25 лет. Безработица среди выпускников образовательных
учреждений в некоторых населённых пунктах Соединённых Штатов достигает
50% - 55%.
Согласно данным исследовательской группы
Twentysomething, восемь из десяти 22-25-летних выпускников возвращаются
домой к мамам и папам после окончания учёбы в других штатах. Они не
смогут начать независимый образ жизни, потому что не могут устроиться по
специальности. Сегодня они никому не нужны.
«Руководители
крупных компаний меньше всего хотят связываться с выпускниками, -
признаёт Бернард Кларк, глава отдела по трудоустройству в крупной
финансовой компании. – Бизнесмены, обеспокоенные низкими прибылями,
хотят видеть рядом с собой опытных специалистов. В период экономического
краха диплом не имеет совершенно никакой ценности. Это всего лишь
красивая бумага...»
К сожалению, Кларк прав. Ещё пять лет назад
многие образовательные учреждения применяли в своей рекламе слоганы
вроде «С нашим дипломом вы будете получать не менее $200 тысяч в год».
Студенты в это верили и влезали в огромные долги. Сегодня же выяснилось,
что их знания никому не нужны, поэтому следует либо переучиваться, либо
соглашаться на гораздо меньшие заработок.
Так, 25-летний Джек
Коул из Вирджинии, получивший блестящее техническое образование, сидит
без работы уже третий год. Он чуть ли не ежедневно отправляет резюме в
разные компании, однако никто с ним даже не созванивается. «Чем больше я
остаюсь без работы, тем меньше шансов на неё устроиться, - жалуется
Коул. – Когда работодатели видят, что у меня вообще нет опыта, они
выбрасывают мое резюме в мусорное ведро».
Здесь стоит отметить
один интересный факт, который часто упоминают в своих исследованиях
бизнес-психологи. Если с момента получения диплома человек не устроился
на работу в последующие 12 месяцев, то его шансы на трудоустройство
снижаются в 5 раз. За это время, считают психологи, дипломированный
специалист полностью теряет «профессиональную хватку». Работодатели,
естественно, об этом знают. Следовательно, такие, как Джек Коул,
обречены.
Отдельно стоит упомянуть о врачах и адвокатах. Эти
специалисты в Америке, как принято считать, никогда не сидят без работы.
К сожалению, и здесь наблюдаются большие проблемы. Юридических и
медицинских школ за последнее десятилетие открылось так много, что
новоиспечённым специалистам, количество которых увеличивалось в
геометрической прогрессии, некуда податься.
В центральных, южных
и северных штатах, например, многие доктора и юристы зарабатывают по
$40 - $50 в год. И это при задолженности за полученное образование свыше
$100 - $150 тысяч. Против данных специалистов и последние тенденции:
поток иммигрантов резко упал, арестованные люди не имеют денег на
качественную защиту в суде, а федеральные и штатные чиновники всячески
стараются урезать выплаты по Медикеру и Медикейду.
Многие
выпускники, отучившиеся больше пяти лет, были «кинуты» федеральным
правительством и частными компаниями, которые в 2004 – 2006 годах
публиковали рейтинги самых востребованных специальностей «будущего» (то
есть настоящего). Пять лет назад, например, автомобилестроение считалось
чуть ли не самой перспективной отраслью. Финансовым аналитикам и
банкирам было обещано безоблачное будущее. Эксперты же в сфере
недвижимости (от архитекторов до агентов по продажам) вообще ценились на
вес золота. Каждая из вышеперечисленных сфер бизнеса в глазах
псевдопрогнозистов расширялась, в ней появлялись новые узкие
специализации, перспективные возможности для карьерного роста и
гигантских заработков.
Кризис, к сожалению, вернул студентов-мечтателей к реальности.
Так,
24-летний Эрик Росс из штата Иллинойс, получивший специальность
бизнес-аналитика в одном из престижнейших университетов штата, жалуется,
что работодатели смеются над его дипломом. «Моя специальность отвлечена
от реалий бизнеса, - признаёт Росс. – Потенциальные работодатели долго
изучают мой диплом, а потом задают один и тот же вопрос: так зачем же ты
нам нужен, парень?»
Пять лет назад "специалисты” в сфере
образования породили огромное количество специальностей, без которых
сегодня можно легко обойтись. Это всевозможные советчики, аналитики,
помощники, стратеги, тактики и т. п. Поэтому нет ничего удивительного в
том, что даже крупные корпорации неохотно соглашаются выделять этим
«гениям» отдельные кабинеты и начислять зарплаты по $200 тысяч в год.
Сокрушительный
удар по выпускникам-должникам также нанесли открывшиеся в 2008 – 2011
годах частные школы и онлайн-курсы. Быстро уловив направление экономики в
период кризиса, они предложили своим студентам более быстрые, более
дешёвые и более эффективные учебные курсы.
Кроме того, такие
образовательные учреждения смогли добиться упрощения правил получения
лицензий, сертификатов и дипломов на федеральном и штатном уровнях. В
интернете, например, гуляет масса невымышленных историй о том, как
студенты с дипломом об окончании онлайн-курсов оставляют далеко позади
выпускников Брауновского или Колумбийского университетов.
В
заключение хочу сказать, что в связи с резким увеличением числа
безработных выпускников-неплательщиков банковские проценты на
образовательные кредиты стремительно поползли вверх. Опытные финансисты
поняли, что инвестировать в знания сегодня так же рискованно, как
инвестировать в любую другую отрасль экономики. Следовательно, даже
самый оптимистично настроенный студент, готовый днями и ночами «грызть
гранит науки», в ближайшем будущем – потенциальный неудачник и
банкрот...