Главная » 2010 » Август » 3 » Китай — последний друг Лукашенко
00:02
Китай — последний друг Лукашенко


Александр Лукашенко и председатель КНР Ху Цзиньтао // AFP, Eastnews
 
Президент Белоруссии окончательно разругался с Россией. Его никогда не считали «своим» в Евросоюзе. С США отношения у белорусского лидера тем более не клеились. А партнёры в лице Ирана и Венесуэлы, во-первых, малопривлекательны с точки зрения экономики, а во-вторых, ненадёжны по причине того, что дружат с Россией. И Россия здесь друг явно более важный.

Выход у Лукашенко один — подружиться с Китаем. И пока ему это удаётся.

Политическое устройство Белоруссии и Китая, несмотря на разные масштабы и географическое положение стран, очень похоже. В Китае правительство — символ самодержавия, и президент Александр Лукашенко на своем посту находится уже 17-й год. Китай имеет противоречивые отношения с Россией — и у Лукашенко с Кремлем тоже неоднозначно. Китай хочет быть инноватором, хотя по сути является лишь сборочным цехом — и у Белоруссии историческая роль после развала СССР именно такая. Даже методы и инструменты контроля над интернетом Лукашенко перенял у Поднебесной. Оба режима в последнее время, однако, наглядно демонстрируют, что близки друг другу не только идеологически, но и по желанию завязать между собой активные партнёрские отношения. Больше хочет, конечно же, Лукашенко: его экономика, страдающая от системного внутреннего кризиса, а с недавних пор лишённая вливаний из Кремля, нуждается в новом партнёре. Китай вряд ли даст президенту Лукашенко и его стране дополнительные возможности для экспорта, зато с лихвой может обеспечить потребности страны в инвестициях. Денег у КНР на развитие зарубежных проектов хоть отбавляй.

Белоруссия решилась, возможно, на главный инвестиционный проект в своей новейшей истории — здесь задумали продать «Беларуськалий», главное промышленное предприятие страны. Наиболее вероятный покупатель — Китай. Об этом открыто заявил вице-премьер республики Владимир Семашко. По его словам, переговоры ведутся только с китайскими инвесторами. «Китай, например, является одним из основных покупателей нашего калия. Если теоретически предположить, что Китай будет покупателем пакета акций, то это будет определённой гарантией продажи определённых объёмов калия на постоянной основе», — объяснил он позицию руководства страны. Очевидно, у такого решения есть и другая фундаментальная причина. Лукашенко не раз говорил, что россияне хотят скупить ключевые предприятия Белоруссии «по дешёвке», а он, радетель за судьбы народа, пытается добиться от покупателей справедливой цены. Понятие справедливости в данном случае весьма условно: контрольный и блокирующий пакет акций предприятия никто отдавать не собирается, но за миноритарную долю потребуют 6-7 млрд долларов. Да и коллектив «Беларуськалия» обещают не обидеть, то есть инвестор не вправе будет даже сокращать персонал или делать сколько-нибудь значительные перестановки.

Инвестиционная компания «Финам», например, говорит, что «пока Минск излишне оптимистично оценивает стоимость «Беларуськалия», однако поиск покупателей идёт в верном направлении и вероятность заключения сделки высока». Оценка эта делается исходя из того, что «Уралкалий», который меньше белорусского аналогичного предприятия в полтора раза, оценили в 10 млрд долларов. То есть втрое дешевле белорусской оценки своего актива. Но Китай сейчас активно скупает сырьевые активы и обычно не смущается ни политическим режимом, ни ценой. А потому Минск выбрал стратегического партнёра в этом направлении правильного.

Сейчас в Белоруссии начинаются активные продажи едва ли не всех госпредприятий. Унитарные предприятия, осуществляющие добычу и переработку калийных руд, транспортировку нефти и нефтепродуктов, производство ювелирных изделий, страховую деятельность, обслуживание железнодорожного транспорта, уже в ближайшее время будут преобразованы в акционерные общества. Так их удобнее будет распродавать по частям. Однако интерес к ним откровенно слабый. Недавний пример: в Бресте местные власти хотели продать часть акций пяти крупнейших предприятий города. Покупателей не нашлось ни на одну ценную бумагу: даже свои, местные, бизнесмены связываться с белорусскими активами не очень-то хотят. Очевидно, боятся афишировать доходы и считают цену слишком высокой.

Минск между тем всё активнее сближается с Пекином. Лукашенко взял этот процесс под тотальный контроль. Так, те чиновники, которые будут уделять недостаточное внимание бизнес-связям с КНР, могут лишиться кресел, предупредил президент. Об этом недвусмысленно указано в постановлении «Об организации работы по сотрудничеству с КНР», которое принял Совет министров Белоруссии. В нём, в частности, говорится, что «руководители республиканских органов госуправления, других организаций, подчинённых правительству, облисполкомов, Минского горисполкома несут персональную ответственность за реализацию всех этапов работы по сотрудничеству с КНР». Основные направления — это реализация инвестиционных проектов с привлечением кредитных ресурсов КНР, создание на территории Белоруссии китайской промышленной зоны и даже перемещение в Белоруссию высокотехнологичных китайских производств. В Минске китайские специалисты построят гостиницу «Пекин» и целый жилой микрорайон. Китайцы примут непосредственное участие в проектировании и строительстве белорусской атомной электростанции.

Но сможет ли Пекин заменить Москву? Вряд ли он способен дать Белоруссии хотя бы небольшую толику тех экономических благ, которое раньше обеспечивало сотрудничество с Кремлём. Белоруссия, если говорить откровенно, интересна Китаю только в некоторых аспектах: калий, выгодное географическое положение плацдарма для поставки своих товаров в Европу, доступ к российскому и теперь уже казахстанскому рынку, создание очередного очага китайской диаспоры в Европе. Так что вливания в белорусскую экономику со стороны КНР, в отличие от российских, выглядят не дружескими, а прагматичными.

Сейчас в Белоруссии активно муссируются разговоры о том, что Китай готов дать стране кредит в размере 10 млрд долларов. Столько в виде одной сделки не давала даже Россия. И очевидно, что богатые, но расчётливые китайцы потребуют взамен доступ ко всем ключевым белорусским предприятиям. Становится очевидно, что Россия в борьбе за контроль над белорусской собственностью проиграла.

Для официального Минска же сейчас важны не долгосрочные перспективы, а то, что через полгода в стране состоятся президентские выборы, и к этому моменту экономика страны обязана подойти в удовлетворительной форме. Но будет ли Китай спасать Белоруссию в тот нужный для Лукашенко час, когда от него отвернулись и Россия и Запад, — ещё большой вопрос. Это спасение стоит дорого, а взамен Белоруссия может предложить не так много. Но белорусский режим продолжает надеяться. Китай, думает он, станет тем самым чудом, которое просто обязано случиться.

Так что в Белоруссии могут быть два сценария: либо Кремль поможет народу совершить революцию, либо страна окончательно «ляжет» под КНР и будет работать под её «дудку». Белорусские чиновники говорят о стратегическом партнёрстве, но как геополитический «слон» может на равных общаться с «моськой»?..


Категория: Истина | Просмотров: 397 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]