е.
Кстати, выгляните в окно. Со всех концов нашей необъятной Родины
доносятся народные стоны о том, как невыносимо сложно стало жить (по
сравнению с СССР), какая чудовищная (не)определённость накрыла Россию...
(с) ....СССР ...1980год...
И вот коммунистическая тенденция восторжество-
вала в значительной части планеты. Рухнули иллюзии
насчет всеобщего рая на Земле. Обнаружились язвы
коммунистического образа жизни, не уступающие
язвам прошлого, а кое в чем и превосходящие их. И
что же? Уменьшилась ли тяга в мире к коммунизму?
Наоборот, она многократно возросла. Почему? Да по-
тому, что реальный коммунизм хотя и не принес с
собою всеобщего благополучия и не устранил всех язв
бытия, он все же в некоторой мере удовлетворил ве-
ликий исторический соблазн людей жить стадно, без
тяжкого труда, без постоянных самоограничений,
без риска и личной ответственности за делаемое,
беззаботно, упрощенно, с гарантированным удовле-
творением необходимых жизненных потребностей.
Коммунизм удовлетворил этот соблазн лишь в очень
малой степени. Но этой степени оказалось доста-
точно, чтобы инициативу и власть в обществе захва-
тили люди, предпочитающие именно такой образ
жизни, чтобы люди поразительно быстро приспособи-
лись к новому строю жизни, примирились с его недо-
статками и осознали его достоинства. Люди
капитулировали перед своими собственными стихий-
ными силами, сбросили с себя напряжение, к кото-
рому их вынуждала прежняя система жизни, и
вздохнули с облегчением. Отказ от борьбы, отказ от
карабканья вверх и от движения против течения
приносит людям прежде всего облегчение – падение
какое-то время ощущается как полет. Люди при этом
не думают о том, что будет потом, а именно – что
вслед за облегчением приходят все необходимые
атрибуты рабства-хозяева, надсмотрщики, палачи.
Когда люди это замечают, бывает уже поздно. Они
уже оказываются во власти самих себя, ибо они эти
атрибуты рабства несут уже в себе самих. Наше раб-
ство есть наша добровольная плата за ничтожное и
лишь временное облегчение от тягот цивилизатор-
ской тенденции.
Современное рабство интересно еще тем, что оно в
огромной степени сравнительно с прошлым обществом
расширяет численно круг членов общества, наделенных
официальной властью над другими, и дает почти каж-
дому рядовому члену общества крупицу фактической
власти над ближними. Это общество до невиданных до-
селе размеров увеличивает массу власти, наделяя ею и
миллионы своих рядовых членов. Наделяет по тем же
законам, по каким вообще распределяются блага в этом
обществе, – каждому соответственно по социальному
положению. Но все же наделяет. Это такое рабство, в ко-
тором рабское положение компенсируется возможно-
стью для каждого видеть в окружающих подвластные
ему существа, – здесь вместо свободы предлагается
возможность лишать свободы других, т.е. соучастие в
закрепощении. Не стремление быть свободным, но
стремление лишить других людей такого стремления к
свободе – вот какой эрзац свободы предлагается здесь
гражданам. А это много легче, чем борьба за то, чтобы
не быть рабами. Результаты борьбы за реальную сво-
боду осознаются лишь через много поколений, да и то
немногими.
Одним словом, нам удобно быть рабами. Быть ра-
бами много легче и проще, чем не быть ими. Мы сами
осуществляем насилие друг над другом. Мы сами об-
щими усилиями делаем нас самих своими собствен-
ными рабами и благодаря этому становимся рабами
других. Именно в этом главным образом коренятся при-
чины нашего рабства, а не во внешнем насилии и не в
законах организации общества. Мы капитулируем перед
объективными законами и внешним насилием потому,
что сами предпочитаем образ жизни, делающий нас ра-
бами. Вот в чем ужас нашего положения. Можно бо-
роться против внешних насильников. Можно
ограничивать действие объективных сил природы и об-
щества. Но бороться против самих себя и добиваться
успеха – задача непостижимо трудная даже для богов.
А мы – всего лишь люди.
И это было бы еще полбеды: мы привыкли быть ра-
бами. Беда в том, что мы несем свое рабство другим.
Несем под знаменем свободы. И добиваемся успеха. И
отрезаем себе всякую надежду на освобождение. Когда
все рабы, понятие рабства теряет смысл...
http://www.intelros.ru/readroom/zinoviev/zinoviev_2_2009/5784-pochemu-my-raby.html