«В тех станицах, где казачий атаман возглавляет муниципалитет, нет и быть не может разгула криминала как в Кущевской, в такое село никогда не войдут ваххабиты, потому что они знают, что встретят там достойный отпор», – заявил газете ВЗГЛЯД донской атаман, депутат Госдумы Виктор Водолацкий.
Разработка «Стратегии развития российского казачества до 2020 года» должна быть завершена осенью текущего года, сообщил заместитель министра регионального развития РФ Максим Травников журналистам в Новосибирске в среду.
«В село, где есть оружейный потенциал и есть казаки, никогда не сунутся ни террористы, ни ОПГ»
«Планируется, что работа по разработке Стратегии будет завершена осенью текущего года, и мы презентуем ее до конца года на Совете по делам казачества при президенте РФ», – сказал замминистра, передает «Интерфакс».Он также отметил, что в настоящее время рассматривается проект по объединению всех действующих в России войсковых казачьих обществ во Всероссийское войсковое казачье общество. «Если будет Всероссийское казачье войско, то будет, соответственно, атаман, который будет подчиняться Верховному главнокомандующему», – уточнил Травников.
Замминистра также заявил, что планируется разработка «Кодекса поведения казака» – этического свода правил. «Конечно, чтобы это был единый свод, к этой работе мы будем привлекать и зарубежное казачество», – добавил Максим Травников.
В настоящее время в России действует 11 войсковых казачьих обществ-войск. Одно из крупнейших – Всевеликое войско Донское, которое возглавляет атаман Виктор Водолацкий, депутат Государственной думы РФ. О стратегии развития российского казачества с атаманом Водолацким побеседовала газета ВЗГЛЯД.
Из истории казачества (нажмите, чтобы увеличить) |
Виктор Водолацкий: Действительно, Минрегион разослал запросы во все казачьи войска с просьбой озвучить свои концептуальные предложения. Казачья стратегия-2020 явится программным документом для всего российского казачества и является логическим продолжением президентской программы развития казачества, концепции государственного взаимодействия с казаками, указов президента, регулирующих деятельность казачьих формирований и федеральных законов о государственной службе российского казачества.
Всевеликое войско Донское хочет, чтобы на территории всей страны был внедрен позитивный опыт, который накопило наше войско. В первую очередь речь идет о системе казачьего образования и патриотического воспитания. На территории войска действует 9 казачьих корпусов, их выпускники с честью несут службу в вооруженных силах страны, занимают должности в структурах муниципальной и государственной власти, казачьи корпуса – это кузница кадров, если хотите.
ВЗГЛЯД: Помимо воспитания молодой смены, что еще предлагает войско?
Атаман Всевеликого войска Донского
Виктор Водолацкий (Фото: vodolatskiy.ru)
|
В.В.: Важное направление – развитие внутрироссийского туризма, это и бизнес-проекты для регионов, и поддержание казачьих исторических культурных мест, центров. Укрепление православных основ русской культуры во взаимодействии с казачеством, работа над общими проектами с Церковью. Ну и, конечно, более активное вовлечение казаков в дело обеспечения безопасности. Как государственной – служба на границах, так и общественной – казачьи патрули, дружины, более интенсивное взаимодействие с органами правопорядка по недопущению криминальных происшествий на территории и предотвращению экстремистских вылазок религиозных радикалов. Знаете, например, в тех станицах, где казачий атаман возглавляет муниципалитет, нет и быть не может разгула криминала как в Кущевской, в такое село никогда не войдут ваххабиты, потому что они знают, что встретят там достойный отпор.
ВЗГЛЯД: Озвучены предложения о создании Всероссийского войскового казачьего общества. О чем идет речь? Все казачьи войска будут слиты воедино под началом всероссийского атамана?
В.В.: Нет, конечно! Речь не идет о потере казачьими войсками своей идентичности. У каждого войска своя славная история, традиции, особенности. Всероссийское войсковое казачье общество – это надстройка, своего рода высший казачий совет, который будет координировать позиции казаков на местах, представлять интересы казачьих войск в федеральных органах власти, министерствах и ведомствах. Создается крупный казачий лоббистский центр, если говорить в терминологии современной политики. Я бы сказал, что Всероссийское войсковое казачье общество – это единая федеральная регистрационная форма казачества.
ВЗГЛЯД: Как будут формироваться всероссийское войско и его руководящие органы?В.В.: Будет проведен Большой казачий круг России, который, вероятно, и выберет всероссийского казачьего атамана, провозгласит цели и задачи Всероссийского войскового казачьего общества. Большой круг, возможно, пройдет уже в 2011 году или в начале следующего. Казачий главнокомандующий будет подчинен напрямую Верховному главнокомандующему, который, думаю, во многом определит конфигурацию руководящих органов Всероссийского казачьего войска. Кстати, напомню, что в дореволюционной России также был верховный казачий атаман, которым, по традиции, был цесаревич. Сейчас реалии другие, но традиция верховного казачьего атамана де-факто восстанавливается.
ВЗГЛЯД: Сколько в России казаков?
В.В.: 720 тысяч реестровых казаков, еще 80 тысяч состоят в общественных казачьих организациях, а всего около 7 миллионов человек причисляют себя к казачьему роду, чтят традиции и уклад.
ВЗГЛЯД: Казаки – русские или отдельный народ?
В.В.: Согласно переписи населения 2010 года, Роскомстат выявил следующую тенденцию: казаки и поморы входят в состав русского народа отдельными группами, казаки – это активная самоорганизованная часть русского народа, его авангард. Хотя научные споры о происхождении и самоидентификации казаков продолжаются: например, на данный момент в России защищено 68 докторских и 247 кандидатских диссертаций на тему происхождения казачества. Мы не отделяем себя от русского народа, хотя и никогда не забываем слова Михаила Шолохова – «казаки от казаков ведутся».
ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к идее принятия Этического кодекса казака, которую озвучивает Минрегионразвития?
В.В.: Положительно относимся. Есть проблема ряженых и самозваных казаков, которые надевают маршальские мундиры, шевроны несуществующих казачьих войск и ходят по инстанциям клянчат деньги на иллюзорные проекты. Эдакие Остапы Бендеры в лампасах. Вот вы нам только дайте денег, а мы уж о-го-го... Надо заканчивать эту позорную практику. Этический кодекс как нельзя кстати. И единая клятва казака должна быть. Кто не следует кодексу и не выполняет клятву, с тех и спрос должен быть. По-казачьи... Думаю, рабочий вариант кодекса и клятвы может разработать Совет по делам казачества при президенте РФ, а потом их примет в том или ином виде Большой казачий круг России.
ВЗГЛЯД: Какова, на ваш взгляд, роль казачества в предотвращении межнациональных конфликтов? Как гармонизировать отношения разных народов, бок о бок проживающих в России?В.В.: Издревле казачьи атаманы садились за стол переговоров со старейшинами горских народов. И находили общий язык, компромиссы. Так было, когда договаривались две сильные стороны. Вооруженные и знающие себе цену мужчины. Сейчас казачество сильно ограничено в возможностях государством, наши предложения, наши возможности по оказанию помощи государству в наведении порядка отвергаются, если не полностью, то значительно. Например, еще в 2002 году атаман Терского казачьего войска по поручению казачьего круга предлагал дать полномочия казакам по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка, созданием отрядов самообороны. Но кто-то боится давать казакам в руки оружие. Хотя у бандитов и ваххабитов его на руках полно...
ВЗГЛЯД: Есть основания бояться давать казакам оружие?
В.В.: Ну мы даже не говорим, чтоб на руки разрешали выдавать огнестрельное оружие, не нужно, чтобы у каждого казака на кухне пулемет стоял. Мы предлагали обеспечить казаков оружием через военкоматы, оружейные комнаты в отделениях милиции, чтобы в случае чего, каждый казак знал, куда идти за оружием. Понимаете, в такое село никогда не сунутся ни террористы, ни ОПГ. Есть оружейный потенциал, и есть казаки. Там, где есть это сочетание, нет экстремизма и криминалитета. Но казакам не позволяют даже в такой форме владеть огнестрельным оружием. Терским казакам! Живущим на границе! В результате русское население покидает Северный Кавказ, а террористическое бандподполье всё разрастается... Невозможно одним спецназом, заброшенным из Москвы, победить террористов, можно успешную провести спецоперацию, но чтобы вести профилактику, гармонизировать межнациональные отношения на длительной постоянной основе, тут на своих традиционных землях должны жить казаки. Вооруженные, верные государственной присяге и Родине люди.