Каталог статей

Главная » Статьи » Культура, философия, религия

Навыки, необходимые для счастливой и успешной жизни

В последних текстах, посвященных оплачиваемой работе детей, я много писала о формировании навыков, необходимых для счастливой и успешной жизни. Но вот что это за навыки, подробно не говорила. Думаю, что пришло время на этом остановиться чуть подробнее. Представляю одну из своих глав книги "Обучение в семье", которая так и называется - "Навыки, необходимые для счастливой и успешной жизни"

Школьная программа не дает главного – того, что нам требуется в жизни на каждом шагу. Без чего построить успешную жизнь невозможно в принципе.

В программе общеобразовательной школы все поставлено с ног на голову. Главным в ней считается получение знаний, а вовсе не получение навыков. Я же утверждаю, что в жизни все с точностью до наоборот. Главное - это умение, которое можно уже потом подкрепить нужным знанием для более его глубокого понимания и освоения. Знание, не подкрепленное умением – пустое, забивающее голову лишней информацией – хлам на чердаке.

Поэтому со своими детьми я очень мало уделяю внимания обязательной школьной программе и всему тому набору знаний, что она пытается дать человеку.

Я считаю, что знания в том объеме, что предлагается детям в процессе школьного обучения, не просто не нужны, а даже больше – они вредны. Вредны по той простой причине, что они оторваны от жизни и их бездумное накопление этот отрыв лишь усугубляет.

И в итоге мы имеем абсолютно не приспособленных к жизни людей, способных только на исполнение чужих распоряжений, верящих печатному слову и не желающих думать своей головой. То есть, получаем тех, кого наши политики любовно называют электоратом.

А у электората сплошные проблемы: маленькие зарплаты и пенсии, очереди к чиновникам и в поликлиники, семейные склоки и дрязги, дети-оболтусы, ненависть к тем, кто живет лучше, пренебрежение теми, кто живет хуже. Если это и можно назвать жизнью, то с очень большой натяжкой. Это не жизнь – это выживание.

А согласиться с тем, что я рождена только для того, чтобы выживать от зарплаты до зарплаты, я никак не могу. Смысла в такой жизни я не вижу

Какими же навыками должен обладать человек, чтобы его жизнь можно было бы назвать успешной, а главное - счастливой.

Ниже мой список навыков, без которых по моему представлению невозможно обрести счастье и успех в жизни.

  • Умение отвечать за свои поступки
  • Умение ставить и достигать цели
  • Умение определять смысл того, что ты делаешь в текущий момент
  • Умение находить причину душевного дискомфорта и устранять ее
  • Умение сохранять трезвость мышления в критических ситуациях
  • Умение находить общий язык с разными людьми
  • Умение решать спорные вопросы путем переговоров
  • Умение отражать нападение
  • Умение распознавать ложь и манипуляции в общении
  • Умение обеспечить себя всем необходимым для удобной и комфортной жизни (жилье, еда, одежда, транспорт и т.д.)
  • Умение сохранять свое тело здоровым, а настроение бодрым
  • Умение сделать правильный выбор любимого человека
  • Умение сохранять душевную и физическую любовь на протяжении жизни
  • Умение вырастить здоровых и счастливых детей 
Также ниже список навыков, владение которыми, я считаю, может оказаться очень полезным в жизни
  • Умение вдумчиво читать (определять суть прочитанного и делать выводы)
  • Умение грамотно писать и доступно выражать свои мысли письменно
  • Умение считать в уме (сложение, вычитание, умножение, деление, проценты)
  • Умение находить нужную информацию у людей, в книгах, в интернете
  • Умение готовить, стирать, гладить, шить, вязать, наводить порядок и чистоту
  • Умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим в случае необходимости.
  • Умение подбирать одежду и аксессуары сообразно ситуации
  • Умение планировать свой день
  • Умение выступать публично
  • Умение обращаться с компьютером и другой бытовой техникой
  • Умение вести личный и семейный бюджет
  • Умение печатать слепым 10-пальцевым методом
  • Умение держаться долго на воде и плавать
  • Умение ориентироваться в чужой языковой среде
  • Умение водить машину, ездить на велосипеде, ходить на лыжах
  • Умение обращаться с животными.
  • Умение ориентироваться на местности.
  • Умение определять съедобные дикорастущие растения.
  • Умение организовать ночлег в экстремальных условиях.
  • Умение чередовать работу и отдых


Ну а теперь об этих навыках чуть подробнее.

1.     Умение отвечать за свои поступки приходит тогда, когда человек принимает постулат, что все в его жизни зависит лишь от него самого. Приобрести понимание того, что ты «сам кузнец своего счастья» можно, отслеживая последствия совершения тех или иных поступков в прошлом и настоящем.

В качестве примера можно привести ситуацию с поеданием сладкого и испорченными зубами. Пока ты ешь сладкое горстями, надеяться на то, что у тебя будут здоровые зубы, было бы верхом глупости. Но, тем не менее, эту глупость многие совершают, обвиняя в своих испорченных зубах тяжелую экологическую обстановку, не обращая внимания на то, что они собственными руками вырыли себе яму.

2.     Умение ставить и достигать цели приходит тогда, когда человек решает свои желания и мечты превратить во что-то более материальное, чем воздушные замки.

Можно долго сетовать на то, что у тебя маленькая зарплата и тебе не хватает денег на жизнь. Но как только ты прекратишь жаловаться, поставишь себе целью увеличить зарплату за следующий месяц в два раза и начнешь думать над тем, как эту задачу можно выполнить, то свои шансы на повышение зарплаты ты повысишь в разы.

3.     Умение определять смысл того, что ты делаешь в текущий момент, приходит тогда, когда ты начинаешь задавать себе вопрос «зачем?». И чем чаще ты его задаешь, тем большим мастером этого навыка ты становишься

«Зачем я только что наорал на своего ребенка? Что я хотел этим добиться? Зачем из всех вариантов я выбрал самый бестолковый способ воздействия на другого человека – крик?»

4.     Умение находить причину душевного дискомфорта и устранять её приходит тогда, когда человек начинает обращать внимание на свои чувства и ощущения, включая ощущения в теле. Ведь именно тело может первым среагировать на ту или иную ситуацию.

Например, ты весело провел время в гостях, но, придя домой, тебя вывернуло наизнанку. Тело подсказывает тебе, мой дорогой читатель, что на этой встрече произошло нечто, что ты не захотел принять.

5.     Умение сохранять трезвость мышления в критических ситуациях приходит тогда, когда ты разовьешь в себе другое умение – просчитывать варианты развития тех или иных событий. Когда у тебя имеется план «Б» про запас, сохранить трезвость и ясность мышления становится в разы проще.

Например, многие мамы, идя со своими детьми в поликлинику, оказываются совершенно не готовы к тому, что их начнут стращать и запугивать различными страшилками по поводу здоровья их малышей. И напрасно. Это обычная манера общаться большинства наших врачей. К этому нужно быть готовой и либо пропускать эти страшилки мимо ушей, либо иметь достаточно веские контраргументы.

Но более правильным будет все же развить в себе умение не допускать критических ситуаций в свою жизнь без особой надобности. И если можно обойтись без кризиса, то лучше без него обойтись. Я, например, вообще в поликлинику без острой необходимости не хожу и сохраняю свои нервные клетки здоровыми.

6.     Умение находить общий язык с разными людьми приходит в процессе общения с ними. Если ты поймешь, о чем мечтает и что желает твой собеседник, то построить разговор в нужном для тебя русле окажется уже делом техники.  

Например, если в разговоре со своими родителями ты сумеешь дать им то, в чем они нуждаются (а, как правило, это элементарное внимание и интерес к их жизни), то ты сумеешь получить искреннее удовольствие оттого, что ваше общения было приятным для обоих.

7.     Умение решать спорные вопросы путем переговоров приходит тогда, когда ты начинаешь смотреть на ситуацию с точки зрения своего оппонента. И уже не тупо проталкиваешь свое решение вопроса, а пытаешься найти вариант, который бы устроил и твоего собеседника.

Например, порядок в детской комнате зачастую является камнем преткновения в семейных скандалах. А вопрос решается просто, если немного подумать над тем, как сделать уборку комнаты для ребенка увлекательным занятием. Например, у нас в семье дети не могут приступить к оплачиваемой домашней работе до тех пор, пока у них в комнате бардак.

8.     Умение отражать нападение приходит с обретением уверенности в себе и своих силах. Нападение может быть выражено словами, но может и действиями. Когда нападающий встречает на своем пути пустоту, то зачастую желание продолжать наступление у него пропадает.

Научиться создавать пустоту и использовать силу противника против него самого можно при помощи айкидо. Есть даже психологическое айкидо, позволяющее отразить словесные удары любой силы. Подробнее об этом можно прочитать у Михаила Литвака в его книгах.

9.     Умение распознавать ложь и манипуляции в общении приходит тогда, когда человек задает себе вопросы «Зачем этот человек сказал мне именно эти слова? Что он хотел добиться? Какова его цель?»

Например, когда тебя, мой дорогой читатель, пугают, знай, что твой собеседник в качестве средства манипулятивного воздействия на тебя выбрал страх. А любое решение, принятое из страха, как правило, оказывается далеко не самым лучшим.

10.  Умение обеспечить себя всем необходимым для удобной и комфортной жизни (жилье, еда, одежда, транспорт и т.д.) приходит тогда, когда ты начинаешь зарабатывать достаточное для этого количество денег.

Еще большее удовольствие ты испытываешь тогда, когда деньги получаешь за работу, приносящую тебе помимо материального еще и моральное удовлетворение.

11.  Умение сохранять свое тело здоровым, а настроение бодрым приходит по мере освоения здорового образа жизни: позитивного мышления, исцеляющего питания, активного движения, и просто общения с Солнцем, воздухом и водой, а также Природой в целом.

Чем в более раннем возрасте начинается приобщение к здоровому образу жизни, тем более крепким будет здоровье и тем проще будет его поддерживать в течение всей жизни.

12.  Умение сделать правильный выбор любимого человека приходит тогда, когда образ любимого уже мысленно создан. И чем полнее сам человек будет этому образу соответствовать, тем больше вероятность того, что любимый будет именно таким, каким ты хочешь его видеть.

Тут еще важен один момент. Так как любимого мы выбираем не на один день, а как правило, на всю жизнь, то хорошо бы было внутренним взором представить свою жизнь с этим человеком лет через 5, 10, 20. Причем, представить не только его достоинства, но и его недостатки, с которыми вы будете жить все это время. И если после этого экскурса в будущее общаться с ним желание не пропадает, а наоборот, даже возрастает, то похоже ты встретил того, кто тебе нужен.

13.  Умение сохранять душевную и физическую любовь на протяжении жизни приходит тогда, когда в другом ты видишь отражение себя. И прежде чем предпринимать попытки изменить другого проводишь работу по изменению самого себя. Самый близкий тебе человек «зеркалит» тебе те твои качества характера, которые другим способом ты у себя замечать не хочешь.

Недаром говорят, что супруги, прожившие долгие годы вместе, становятся похожи друг на друга. Они все меньше оставляют скрытых друг от друга закоулков души. Супруги становятся друг для друга открытыми книгами, перечитывая которые познаешь новые нюансы и глубины в отношениях.

И когда любовь с годами только крепнет и набирается силы, то это верный признак того, что выбор любимого действительно был сделан в свое время правильно.

14.  Умение вырастить здоровых и счастливых детей  приходит к тем родителям, которые сами являются здоровыми и счастливыми. Так как именно их пример, как ничьи другие слова не могут лучше всего убедить детей следовать родительскому примеру.

И чтобы закрыть эту тему повторю главную мысль: Ты не можешь научить детей тому, чего сам не умеешь. Поэтому прежде всего обучение начни с самого себя!

Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (27.07.2010)
Просмотров: 491
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]