Кто такие дети? - Культура, философия, религия - Каталог статей - Наша Россия

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура, философия, религия

Кто такие дети?

 

Почему родителям всегда непонятно что и зачем делает ребёнок, почему он так поступает?  И что это за  проблема «отцов и детей»?

 

Итак, чем ребёнок отличается от взрослого, т.е. почему дети поступают одним образом, а взрослые по-другому?

Отличие в информации, на основе которой строится поведение.

И это, т.н. информационное обеспечение меняется при переходе от новорожденного ребёнка к взрослому человеку.  

Этот переход происходит в несколько этапов.

Когда ребёнок родился, его поведением управляют врождённые инстинкты, заложенные генетически.

В этом возрасте его достаточно легко понять, т.к. у него очень ограниченный круг потребностей: он ест, спит и какает.

Далее, с взрослением ребёнка, эти инстинкты облекаются в культурные стереотипы. Т.е поведением управляет культура, в которой живёт малыш.

Все родители знают, что есть такой период в жизни детей, когда они всё повторяют за взрослыми и в первую очередь за мамой и папой.

Дети делают это не задумываясь, как обезьянки: у них ещё нет осознанности.

В этот момент задумываться как раз нужно взрослым, т.к. видя своё отражение в детях, как в зеркале можно и нужно исправлять свою нравственность, искореняя порочность.

В этом периоде начинает формироваться нравственность ребёнка, на которую он будет опираться в дальнейшей жизни, на основе которой будет строиться его поведение.

Нравственность – это совокупность нравственных мерил: хорошо, плохо, не определено по отношению к явлениям окружающей действительности.

Только вот формируется она в первые годы жизни неосознанно и в большей степени родителями, причём ребёнок перенимает не декларируемую нравственность взрослых, а их настоящую, которая скрыта в умолчаниях и проявляется в практике жизни.

Например, мама говорит, что драться нельзя, это плохо и при этом может шлёпнуть по попе ребёнка или дать пощёчину папе.

У ребёнка в такой ситуации  нравственность сформируется такая, что драться приемлемо…

Через какое-то время у ребёнка начинает включаться сознательная составляющая интеллекта.

В этот период начинает формироваться  миропонимание – совокупность понятий и взаимосвязей между ними.

Понятие – это образ + слово, соответствующее этому образу.

От 1,5 до 3-х лет дети тычут пальцем в окружающие предметы, людей, животных, а взрослым нужно в это время называть то, на что показывает малыш.

Т.е. формируется понятие, ребёнок видит предмет (образ) и хочет знать, как он называется.

В возрасте от 3-х до 7-ми лет  образуются взаимосвязи между понятиями,  и ребёнок может осознано давать нравственную оценку тем или иным явлениям.

Это проявляется в том, что дети начинают задавать огромное количество вопросов, ответов на которые может не быть у целого научного института.

Всем родителям знакома безконечная цепочка вопросов: зачем и почему.

Задача взрослых в этот момент искренне отвечать на эти вопросы, отвечать так, как сами понимают, ничего не утаивая, не отшучиваясь и не отмахиваясь от детей, а если нет ответа на поставленный ребёнком вопрос, то стоит задуматься вместе с ним и найти ответы.

Эти ответы очень важны для ребёнка, с помощью них он связывает воедино все понятия, которые освоил ранее, и даёт оценку некоторым явлениям в жизни, конечно с помощью родителей.

Ребёнок может искренне интересоваться вещами, которые не свойственны для его возраста, например, в 3 года попросить рассказать, как работает двигатель внутреннего сгорания.

Эта информация сейчас не может им быть полностью осмыслена, но это не значит, что не надо отвечать на вопросы, ведь она может быть востребована им в будущем, когда он вырастет.

Поэтому родители, которые не отвечают на детские зачем и почему или отвечают неискренне, а чтобы только ребёнок отстал, совершают преступление по отношению к будущему своих детей, не давая им возможности освоить свой потенциал.

Если ребёнок не получает ответов на свои вопросы у родителей, бабушек и дедушек, то нравственность и миропонимание,  формируются неосознанно при помощи других детей или телевидения.

Следующий возрастной период, в котором происходят изменения это возраст от 7-ми до 13-ти лет.

Дети в этом возрасте окончательно разделяются на мальчиков и девочек, сбиваются в отдельные группы и редко взаимодействуют.

В этот период появляется ещё больше осознанности, включается воля и ребёнок начинает пользоваться своей силой воли.

Причём, он может не просто что-то потерпеть или подождать, а осознано проверить, на сколько долго я могу ждать или терпеть, доказывают тем самым свою неповторимость.

В это же время происходит освоение инстинкта самосохранения, который обусловлен генетикой человека, и который нужно подчинить целесообразности.  

Всё поведение человека под властью инстинкта самосохранения сводится к двум действиям: убежать или напасть самому.

Здесь происходит столкновение воли ребёнка с властью инстинкта самосохранения, в котором воля будет сдерживать  реакцию «убежать», которую диктует инстинкт.

Но он может диктовать не только «убежать», но и, что бывает намного чаще, «напасть самому».

В этом случае воля ребёнка не противится такой реакции на опасность потому, что в нашей культуре принято мнение, что поддаваться страхам и бояться – это плохо.

И тогда под властью инстинктов дети начинают, как говорится, искать приключений, начинаются игры с опасностями. 

Большей частью в них начинают играть мальчики, чтобы укрепиться в навыках реакции «напасть самому».

Получается, что опасные игры и шалости – это не плохая воля детей, а просто её отсутствие, и отработка алгоритмики инстинкта самосохранения. 

И взрослым нужно это принять, иначе они не смогут помочь преодолеть этот опасный период в жизни детей. 

Угрозы, запреты, объяснения почему нельзя этого делать, лишения чего-то, и даже порка оказываются бесполезными, т.к. в это время воля ребёнка выключена, а она, как известно, проявляется с уровня сознания, к которому обращаются взрослые.

Единственно эффективное средство уберечь ребёнка от тяжёлых несчастий в возрасте игр с опасностями в собственную храбрость, т.е. уберечь ребёнка от него самого и от таких же как он — помочь освободиться от власти алгоритмики инстинкта самосохранения,  выявляющей лидера стаи-стада в будущей взрослой жизни, что уместно для жизни животного, но не человека.

Также необходимо понимать, что предпосылки к тому, чтобы ребёнок благополучно преодолел возраст игр с опасностями в собственную храбрость, создаются в предшествующие этапы его личностного развития — в более раннем детстве.

И если в раннем детстве имели место какие-то сбои в прохождении этапов личностного становления, то в возрасте игр с опасностью необходимо помочь ребёнку восполнить то, что было упущено в прошлом.

И это намного сложнее, чем искренне отвечать на вопросы маленького ребёнка, потому, что если тогда ему самому было интересно узнать ответы, то теперь взрослым нужно будет заинтересовать ребёнка и задаться вопросами, и узнать ответы.

В этом возрасте очень сильно сказывается влияние других детей, от которого родители всячески пытаются оградить ребёнка, но это конечно не помогает, а только усугубляет взаимопонимание родителей и детей.

Нужно не ограждать детей, не запрещать им общаться с кем-то, а увеличивать количество диалоговых нитей между ребёнком и родителями, а для этого нужно искренне интересоваться жизнью детей, делать всё, чтобы с вами им было интересно и не надо было искать понимания в уличной среде.

И ещё нужно относиться ко всем детям, как к своим любимым, чтобы поддержать добром детей, семьи которых сами с их воспитанием не справились.

К возрасту 7 лет мировоззрение (система взглядов на мир) ребёнка естественным образом складывается Я-центричное, ведь ребёнок познаёт мир через органы чувств и картина мира разворачивается от себя.

Но возникает вопрос, нормально ли для человека сохранить такое мировоззрение всю остальную жизнь или оно должно перейти в иное качество?

Есть иная, более адекватная система координат, в которой картина мира разворачивается не от себя, а от Бога и его замысла в отношении людей.

Ведь Творец не создал нас забавляясь и не для бесконечной борьбы за выживания (в чём многие пытаются нас убедить), он наделил человека возможностью стать Человеком и осуществлять своё целеполагание в соответствии с целями Бога (Промыслом).  

Т.е. к возрасту 14 лет ребёнок должен стать Человеком, а помочь ему в этом должны взрослые.

И чтобы такой переход произошёл, нужно, чтобы ребёнок прожил все этапы становления своей личности, а родители своим словом и примером, показали ему, что значит быть Человеком.

Большинство из нас в силу различных причин так и не перешли к периоду начала полового созревания к Богоначальному мировоззрению, а застряли на одном из этапов становления личности и чем раньше мы поймём на каком именно и сделаем всё-таки этот переход к Человечности, тем большую помощь мы окажем своим детям.

К ребёнку взрослые должны относиться как к душе, пришедшей в этот мир со своей миссией от Бога.

Задачей взрослых является помочь разгадать маленькому человечку эту миссию и выполнить её.

Ведь воспитание заключается не в наказаниях и похвалах, оно заключается в том, чтобы в самом непослушном и капризном ребёнке увидеть его душу и помочь ему научиться слушать свою совесть, а для этого, в первую очередь,  нужно стать для ребёнка другом, принять его таким, какой он сейчас есть и любить его.


Процесс становления личности и обретения Человечного строя психики:

 
 Видео-версия статьи: Кто такие дети? (11 мин. 30 сек.)
 
 
Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (15.07.2016)
Просмотров: 31 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1  
Вся педагогика в одной страничке.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]