Каталог статей

Главная » Статьи » Культура, философия, религия

Черное искусство растления душ

С детства в нас закладывают шаблоны, которые во взрослой жизни мы используем по умолчанию. Управляя этими дефолтными настройками, манипуляторы с легкостью заставляют нас совершать нужные им действия. Причем действуют они целенаправленно, и самый мощный удар приходится на неокрепшие умы детей и подростков.

Давно известна истина, что легче воспитать в нужном русле щенка с рождения, чем переучивать взрослую собаку. То же касается и людей. Вот почему возраст обучения в детских садах и школах строго регламентирован.

В вузах тоже есть свои возрастные приоритеты — чем моложе студент, тем лучше. Такие правила существуют не зря. Согласно возрастной психологии, каждый возраст является сензитивным (восприимчивым) для закладывания основ личности и развития определенного вида восприятия: чуткость, эмоциональность, нахождение образов извне и интериоризация (их перенесение с интеграцией внутрь). Шаблоны, заложенные в раннем возрасте, управляют человеком на протяжении всей его жизни. Эти шаблоны являются сутью нашего мировоззрения, которое выстраивается… нет-нет, не подумай, что нами. «Кем? » — спросишь ты. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Мировоззрение: что это такое?

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений и убеждений о себе, о мире вокруг, об отношениях, процессах, закономерностях бытия; это наши ценностные ориентации; это все наши знания, переплетенные в одно целое, но не всегда согласованные логически.

Мировоззрение может складываться из нашего личного опыта, опыта наших родителей, элементов культуры и менталитета или просто необоснованных установок извне. Зачастую эти установки конфликтуют друг с другом или с опытом, что чревато неврозами. Возьмем два постулата: «пьянство — это плохо» и «старших нужно уважать и брать с них пример». И сразу находим типичный образец: вечно пьяный 60-летний сосед Вася, который постоянно путает твою дверь с входом в туалет. Нелегкий выбор позиции, правда?

Или другой шаблон, который крепко сидит в сознании с детства: «Старый друг лучше новых двух». Сразу вспоминается, с каким раздражением мы заставляем себя «взять по пиву» со старым другом Ромой и два часа придумываем, что бы такое сказать — ведь общих тем для разговора уже не осталось. Утешением служит только мысль: «Ведь дружили когда-то»...

Но радостнее от нее не становится. Однако при этом мы обесцениваем новых людей, которые приходят в нашу жизнь, разделяют с нами интересы, увлечения, и, в конце концов, просто являются носителями новых знаний и опыта, который может очень пригодиться.

Наиболее активно мировоззрение формируется в детском и подростковом возрасте, когда ребенок очень чувствительно (но недостаточно осмысленно) воспринимает любую информацию извне.

На стыке поколений

Какие факторы влияют на формирование личности и ее мировоззрение в последние десятилетия?

С одной стороны — это привычные авторитеты: родители, учителя с правилами и нормами, которым их в свое время научили наставники. Кто-то эти догмы принимает и живет с ними всю жизнь. А кого-то они напрягают, так как идут вразрез с современными настроениями.
И тут появляется другая сторона — новые авторитеты. Их олицетворяют реклама, СМИ, интернет. Они соблазняют новыми идеалами: свободой, удовольствием, экстримом. Таким образом, одна сторона отталкивает, вторая — привлекает. Подумай сам: что выберет среднестатистический современный подросток из вариантов «Секс только после свадьбы» и «Живи на полную, не ограничивай себя ни в чем!»?

Новые ценности, внедряемые в наше мировоззрение, затрудняют создание полноценных семей, воспитание детей, поддержание крепких дружеских отношений.

Психологическая подоплека деморализации новых поколений

В подростковом возрасте (11-16 лет) социализация (внедрение в общество, познание его законов) происходит наиболее интенсивно. Ребенок, как губка, впитывает в себя колоссальное количество очень разнообразной и иногда противоречивой информации. Она поступает от различных социальных агентов: родители, школа, друзья, интернет, СМИ, реклама. И чтобы не потеряться в этом потоке, нужен проводник, который поможет сориентироваться и систематизировать получаемую информацию.

Для одного таким советчиком становится мать, для второго — старший друг, для третьего — Артемий Лебедев, для четвертого — Эрик Картман из Южного Парка. И, как всегда, действует принцип: чем ярче и авторитетнее образ, тем большее влияние он оказывает на формирование мировоззрения.

Именно социальные агенты новых авторитетов служат тому, что мы называем «черным искусством растления душ». Причем на экранах телевизоров, страницах журналов и билбордах мы редко увидим прямой призыв к аморальным поступкам и решениям. Внушение идет непрямым, завуалированным способом. Обрати внимание — образы, прототипы, которые сейчас являются кумирами детей, подростков, а зачастую и взрослых людей, обладают привлекательными чертами. Такими, например, как гениальный ум, отличное чувство юмора, находчивость, нестандартное мышление, внешняя привлекательность, сексуальность. И в связке с ними демонстрируются качества, негативно влияющие на формирование личности: страсть к наркотикам, отчуждение, отсутствие каких-либо моральных принципов, язвительность, цинизм, агрессия.

Здесь есть несколько опасных моментов. Первый: поскольку наша психика воспринимает образ в целом, а не отдельные его черты, то и хорошее, и плохое усваивается без анализа, автоматически. Второй: при воспроизведении образа в своем поведении, интеграции его в свою личность, довольно тяжело развить в себе интеллектуальные способности, как, например, у доктора Хауса. Намного проще стать циником и подсесть на викодин. Из двух путей выбирае м, естественно, более легкий. В этом и состоит ловушка.

Еще один способ деморализации — подмена привычных нам образов новыми. В качестве примера вспомним сказку «Золушка». Милая, добрая, романтичная девушка, суетливо спешащая домой без пятнадцати двенадцать...

И сразу перед глазами всплывает реклама какого-то оператора мобильной связи: фея звонит на сотовый современной пьянообкуренной Золушке, скачущей на дискотеке, чтобы сказать, что время заканчивается. И в ответ получает «Иди на …, фея!». Суть ролика, конечно, была в том, что оператор не ограничивает время общения 12 часами. Но в памяти осталось не название компании, а именно угарная Золушка. Новый будоражащий сознание образ не остался незамеченным подростками, и многие родители вскоре были посланы туда же, куда и фея.

Пути внедрения «нового» стиля жизни

Для «коррекции» нашего менталитета манипуляторы используют различные средства: это и телевидение, и учебники для школьников и студентов, и декларация модных веяний.

Раз уж зашла речь о конкретных примерах, предлагаю пробежаться по особо популярным сериалам и фильмам, чтобы отследить, каким образом они влияют на формирование нашей личности и мировоззрения.

Доктор Хаус

Это кумир. На сегодняшний день «House M.D.» — самый популярный сериал среди всех существующих. Только «ВКонтакте» группы его фанатов насчитывают сотни тысяч человек.

Ему поклоняются, наследуют его образ, он вызывает восхищение и парней, и девушек, и их родителей. Благодаря Хаусу весь мир знает о волчанке, викодине и о том, что все врут…

Давай рассмотрим этот персонаж подробнее. Холостой мужчина приблизительно 40 лет, гениальный врач-диагност с нестандартным складом ума и блестящим чувством юмора. Это черты, которые даны не каждому. А вот то, что может воспроизвести (и нередко воспроизводит) любой: калека — многие абсолютно здоровые фанаты уже ходят с тростью; наркоман — форумы утопают в темах «Где достать викодин?»; циник, мизантроп, атеист, «тролль», лжец. Нарушает все возможные правила, сторонится близкого общения. Единственный друг — Уилсон — терпит его приколы только из-за своей природной лояльности и нерешительност и. Грубит пациентам, подкалывает начальницу, при этом боится признаться ей в чувствах, занимается сексом только с проститутками. Но разве все это имеет значение? Ведь он «просто лапочка»! Теперь представь этот же образ, только без развитого интеллекта, гениальности и хорошего чувства юмора. Любой из нас рискует стать такой пародией на «лапочку», если вовремя не задумается о слепом копировании.

Правосудие Декстера

Еще один «милашка». Симпатичен, обаятелен, умен, находчив, изобретателен. У него есть любимая женщина, двое приемных детей и один родной ребенок, которых он безумно любит, он ладит почти со всеми коллегами... А по ночам убивает людей и расчленяет их тела.
Его тянет к крови, убийствам, и он не может ничего с собой поделать. Поэтому приходится вести двойную жизнь. В целом, согласись, довольно позитивный образ. И ничего страшного в том, что он жестокий убийца, ведь он вершит правосудие над злыми маньяками и помогает при этом обычным людям. Но это говорит нам наше сознание. А подсознание тем временем привыкает к тому, что кровь, убийства, расчлененка — это нормально, знакомо глазам и разуму. Тем более, если можно быть хорошим человеком и убийцей одновременно. Мужчины с детства склонны быстро привыкать к жестокости, и подобные кадры очень помогают им в этом… (см. врезку «Эксперименты над присяжными»). И самое главное — в сериале показан такой хороший способ заметания следов! Соблазн попробовать растет…

Бригада

Красивая и жизненная история о судьбах четырех друзей, сказание о любви и ненависти, дружбе и предательстве, смелости и трусости, о взлетах и падениях, о рождении и смерти. Это первый сериал, который поразил нас реалистич ностью происходящего — все как в жизни… А теперь — стоп. Давай поиграем в психоанализ. Первое: именно реалистичными деталями (удары, похожие на настоящие, матерные выражения) и игрой контрастов (герои то в почете, то в бегах; то в роскоши, то в бедности) сериал привлекает внимание и очаровывает. Это одно из свойств восприятия — соединение противоположностей в одном целом понимается как признак харизматичности. Объект восхищения мы воспринимаем не критично, а чувственно; это значит, что информационный слоеный пирог, щедро сдобренный эмоциональным кремом, пипл схавает, особо не вдумываясь.

Второе: посмотрим на информационные слои «пирога». Позитивное подкрепление — крепкая дружба, крутизна и влиятельность, бесстрашие, романтичность. А теперь беглый взгляд на то, что идет в связке: крутизна, богатство и влиятельность достались с помощью торговли наркотиками и оружием, убийством неугодных; крепкая дружба доказывалась руками по локоть в крови; бесстрашие граничит с безбашенностью, пренебрегающей природным инстинктом самосохранения; романтика в сериале была в основном в первых сериях, когда Белый заслушивался игрой на скрипке.

Хотя… визит к врачу с ребенком в то время, как возле больницы вот-вот начнется перестрелка — чем не романтика? Кстати, обрати внимание на еще один момент. В одной из первых серий показан эпизод, где Белый бьется с Мухой. Бой длится достаточно долго, хотя, если есть опыт, ты знаешь — несколькими ударами такой силы человек вырубается практически сразу. Но мы смотрим эту сцену 5-7 минут, удары обрушиваются один за другим, а участники поединка все еще целы и бодры духом. И возникает ощущение, что можно драться бесконечно долго, и максимальными последствиями будут несколько синяков и разбитый нос. Притупляется чувство опасности, и в реальной жизненной ситуации это может стать фатальным.

Исход сериала мы все хорошо помним. Но в гибели героев тоже есть небольшой секрет. С одной стороны, понимаешь, что к насильственной смерти привел именно беспорядочный и рискованный образ жизни. С другой стороны, смерть была чуть ли не геройской, следовательно, появляется ощущение: то, за что они погибли — это подвиги. Тогда многие подростки под влиянием юношеского максимализма торжественно клялись продолжать дело Пчелы, Фила и Космоса.

А вот несколько ярких комментариев фанатов сериала на одном киносайте:
«…Я очень очень-очень сильно обожаю и люблю сериал Бригада, он очень суперский… жизненный и поучительный… Он учит смыслом тому, что надо именно вот так вот дружить, как в этом фильме, друг за друга… и если что, то у них руки у всех в крови… они показали себя, как надо быть вместе до конца и за друг друга могут горы свернуть…».

«…Правильны слова о том, что восхищаться можно только игрой актеров, так как сами персонажи этого фильма отморозки и бандюки, но извините, сердцу не прикажешь, сама понимаю, что это неправильно, но что поделать? Я люблю бандитов, по моему мнению, они очень сексуальны…»

Теперь понятно, в чем еще один секрет? В сексуальности и профессионализме актеров.

И действительно, все четверо — гламурные красавчики в черных пальто, начищенных туфлях, с пистолетами, при деньгах, с четкой мимикой и жестикуляцией, с живыми эмоциями. Образец подражания для мальчиков, предмет восхищения для девочек. Так на сверхсознательном уровне появляется установка, что «бабки, тачки и телки» есть у тех, кто может ограбить, убить, отобрать силой и с помощью оружия. Все быстро, весело и с адреналином.

У девочек тоже возникает дилемма: серый и однообразный офисный менеджер или яркий парень, способный на такие рискованные и романтичные поступки, да еще с деньгами. Однако, как показывает практика, романтичность — это всего лишь ложка меда в бочке дегтя.

Дом 2

Его тоже нельзя обойти вниманием, так как аудитория очень многочисленна, и большинство зрителей — это дети и подростки. Кто-то получает за счет проекта знаменитость, кто-то — прибыль, а кто-то — деструктивные шаблоны отношений мужчин и женщин. И последних, к сожалению, несравнимо больше.

Фолк-хистори

Еще один способ более высокого уровня влияния на массовое сознание и даже менталитет. Он очень часто используется в политических целях: сепарация групп людей (для уменьшения их сопротивляемости) или их объединение (для того, чтобы легче, без военных действий, получить власть над большим количеством этих самых людей). Это псевдоистория или фолк-хистори.

Работы, написанные в научном стиле, однако не являющиеся подлинно научными. Такие труды создаются с конкретной целью — запутать, исказить исторические факты, изменить видение произошедшего, выставляя все в ином свете. Делается это чаще всего для защиты действующей власти или обвинения свергнутой системы правления. Например, фашистская оккупация выглядит не как агрессивный захват мирных территорий, а как отпор и укрощение повстанцев.

Происходит смена восприятия событий с помощью конкретных приемов:

  • через подмену понятий, например: «мирное население» — «бунтари»;
  • через «подкидывание» вновь открывшихся фактов, которые появились неизвестно откуда, например: «…Из рукописей, частично уцелевших в сгоревшей библиотеке хутора Мамаевка Ставропольского края, исследователи с трудом расшифровали надписи, которые говорят нам о новых фактах… (ну и далее по тексту)»;
  • и особенно — через двоякое толкование одного и того же события, например: турецкий геноцид армян и их принудительная эвакуация в условиях военных действий. Факт один и тот же, но насколько меняется к нему отношение, если дать разные названия! Та же история с Саласспилским лагерем в Латвии, который однажды вдруг стал «воспитательно-трудовым учреждением закрытого типа». От «трудового воспитания» тысячами умирали люди, в том числе — дети.

История — неточная наука, строящаяся в основном на субъективных толкованиях и воспоминаниях очевидцев. Но, как ты понимаешь, показания агрессора и жертвы всегда будут разными. Даже историки и архивариусы говорят о том, что одно и то же событие описывается в разных источниках по-разному. И это очень играет на руку тем, кто у руля. При советской власти учебники называли воинов Украинской повстанческой армии головорезами, власть сменилась — и они стали национальными героями. Что же происходило на самом деле? Есть объективный факт: они нападали на людей и убивали их. И вот здесь самое интересное: приписав им определенную мотивацию, мы делаем их либо жестокими убийцами, либо защитниками своей родины.

Через 20 лет, если придет другая власть, принудительно сменится и подоплека исторических фактов. И все это печатается в школьных учебниках истории. Большинство детей и подростков принимают все на веру только потому, что информация идет из официального источника, утвержденного Министерством образования.

И вряд ли школьники идут в архивы перепроверять исторические «факты», поданные в книгах. Теперь понимаешь, почему учебники так часто переиздаются?

Так что будь уверен, что любое историческое преступление против своего народа спустя пару десятилетий может превратиться в героический подвиг. Или наоборот. И чем больше времени прошло с момента события, тем меньше шансов узнать, что же произошло на самом деле…

Кто, зачем и для чего?

Вот мы и подошли к основному вопросу: кому и для чего это нужно? Чтобы понять, для чего, давай подведем итоги — какие качества, образы, приоритеты декларируются и скрыто пропагандируются? Жестокость, наркомания, достижение своих целей обманом, силой, оружием, слишком открытая демонстрация сексуальных отношений, провокация на «слабо», кричащая эпатажность, агрессия, хождение по головам, продажа себя, своих принципов ради денег или славы, создание идолов…

Теперь можно подробнее разобрать последствия изменений в общественном настрое. Жестокость, агрессия, высмеивание близких, доверительных, теплых отношений — все это приводит к сепарации, дистанцированию людей друг от друга. Вспоминаем принцип управления «Разделяй и властвуй».

Желание быть в центре внимания, престиж, положение в обществе, материальное благосостояние — это те стимулы, которые заставляют многих людей идти на жертвы. Вспомни фильм «20 сигарет»: перед главным героем стоит выбор — предать друга и получить хорошую должность или сохранить дружбу и быть уволенным. С учетом того, что вот-вот должна родить жена, и ей с ребенком потребует ся забота, в том числе и материальная, выбор очень нелегкий. И какой бы выбор он не сделал, у него все равно останется чувство вины. В принципе, можно было и дружбу сохранить, и семью обеспечить. Но представим дальнейшее развитие событий: счастливый главный герой продолжает работать в компании, получая новый опыт, растет в профессиональном плане.

У него хороший друг, замечательная семья. Рано или поздно он достигнет потолка, и ему захочется большего. Вполне вероятно, что он откроет свой бизнес и составит конкуренцию действующему руководству компании. Счастливым и психологически целостным человеком практически невозможно управлять. Поэтому манипуляторы ставят жертву перед тяжелым выбором, в результате которого они получают то, что хотят, а человек остается в разбитом душевном состоянии.

Погоня за кайфом, удовольствием, экстримом — это как наркотик. Ты к нему привыкаешь, и через некоторое время уже хочется чегонибудь сильнее вставляющего. Чем дальше, тем больше. Прежние развлечения уже не приносят кайфа, приходится искать что-то более изощренное, эксклюзивное… и дорогое. После дворовых качелей американские горки — это просто бомба! Но после прыжка с парашютом в свободном падении с высоты 4000 метров веселые горки кажутся детским садом… И вся жизнь превращается в гонку за чем-то новым. В мечтах об очередной «новинке» или полете на катапульте многие из нас забывают, что гормоны счастья — эндорфины — можно получить не только в погоне за экстримом, но и с помощью обычных человеческих радостей.

Как видишь, практически все способы влияния направлены на то, чтобы свести к минимуму то человечное, что в нас есть: нашу душу, нашу мораль, нашу совесть. А что есть человек без души? Робот, зомби, марионетка… Неважно, как мы это назовем, важна суть. А в чем суть — ты понимаешь и сам.

Вопрос второй: кому и зачем все это нужно? Логику проследить несложно: подкармливая среднестатистического обывателя сенсациями, новыми привлекательными образами, вовлекая его в авантюры, расследования, обещая новые крышесрывающие ощущения, различные печатные и интернет-издания, ТВ-шоу и сайты таким образом располагают к себе читателей и зрителей. Основная суть в том, что все это вызывает зависимость. И чем более широкую аудиторию удается зомбировать — тем выше рейтинг. Чем выше рейтинг — тем больше привлекательность для рекламодателя. Чем больше рекламодателей претендуют на эфирное время — тем оно дороже. Чем дороже рекламное место — тем выше прибыль канала (газеты, сайта), что неминуемо грозит повышением зарплат сотрудников, и в частности, администрации. И еще один момент, о котором не стоит забывать — это спонсоры и идеи, которые они диктуют.

Именно эти невидимые серые кардиналы пытаются с помощью масс-медиа превратить людей в марионеток, чтобы потом управлять ими, используя в качестве рычагов телевидение, прессу и интернет.

Как не поддаться соблазну?

Наше детство уже далеко позади. Но это не гарантия того, что мы не подвержены влиянию, идущему с мониторов и экранов телевизоров. Мы — взрослые, и у нас тоже есть интересы.

Масс-медиа охотно удовлетворяет их, диктуя при этом свои правила. Как противостоять информации, влияющей на наше бессознательное?

  1. Анализируй. Когда ты видишь на экране нового героя, который нравится практически всем, задумайся — за счет каких качеств он привлекает людей? В чем его эффективность, в чем деструкция? Если очень хочется наследовать доктора Хауса, проанализируй: что именно тебя привлекает (или чего не хватает): привязанность к наркотикам, мизантропия или все-таки высокий интеллект и умение им пользоваться?
  2. Чувствуй. Если с монитора маленький черный человечек типа мистера Фримена саркастичным голосом подводит тебя к мысли, что ты живешь не так — почувствуй себя. Чего именно ты хочешь? Действительно выбросить свой винчестер и подарить мобильный телефон? Или ты просто боишься ударить лицом в грязь, не ответив на вызов «А тебе слабо…?». Ведь это банальная форма манипуляции. С помощью псевдологических конструкций можно вбить в голову что угодно. Не забывай об этом. А телефон и винчестер оставь себе — они пригодятся больше, чем доказывание неизвестно кому, что ты не тряпка.
  3. Оставайся человеком, который сам выбирает свои желания и создает свои планы на будущее. Будь уверен в своих действиях и своих решениях. Акцент на слове «своих». И тогда у манипуляторов будет гораздо меньше шансов тобой управлять.
  4. Читай журнал «Хакер». Как показали исследования, люди с IT’шным складом ума реже поддаются манипуляциям :).

Что такое «Викодин» на самом деле?

Викодин — наркотическое обезболивающее средство, содержащее гидрокодон и парацетамол. Длительный прием в больших дозах может вызвать слабую эйфорию, а в дальнейшем — болезненное пристрастие. Возможны побочные эффекты: аллергические реакции, припадки, липкая кожа, гипервентиляция, потеря сознания, пожелтение глаз или кожи, кровотечения, гематомы, констипация, сухость во рту, тошнота, рвота, пониженный аппетит, мышечные судороги, потоотделение, приливы, зуд, звон в ушах, полная потеря слуха, затрудненное мочеиспускание и снижение сексуального влечения.

Эксперименты над присяжными

Как показывает практика, мужчинам свойственно более быстрое привыкание к жестокости по сравнению с женщинами. Но при этом сексуальные насильники имеют шанс получить более легкое наказание, чем следовало бы. К такому выводу пришли ученые в результате ряда экспериментов. Оказывается, если перед заседанием или во время него часто показывать присяжным (мужчинам) фрагменты порно или сцены сексуального характера (а это можно сделать неотъемлемой частью судебного процесса по делам об изнасилованиях, остается только придумать, как их эффектно подать), то приговор будет мягче.

Категория: Культура, философия, религия | Добавил: Михаил (04.11.2010)
Просмотров: 472
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]