Не слежка, а зомбирование: что на самом деле делает Pokemon Go - Информационная война - Каталог статей - Наша Россия

Каталог статей

Главная » Статьи » Информационная война

Не слежка, а зомбирование: что на самом деле делает Pokemon Go
Всвязи с игрой Pokemon Go в Интернете всколыхнулась конспирологическая волна — что, мол, оно всё фотографирует через камеру, ставит метку GPS и передаёт по телеграфу "проклятым американцам". Вероятно, люди инстинктивно чувствуют, что что-то с этой игрой и её продвижением не так, но не понимают, что именно, поэтому строят гипотезы в силу своего разумения.

Но это разумение не очень соответствует времени. Времена конспирологии 70-х со шпионами, фотографирующими военные объекты СССР, давно прошли, а "ТАСС уполномочен заявить", "Судьба резидента" и прочие советские фильмы плотно перешли в категорию исторического кино. Даже тема "ваш смартфон шпионит за вами" — и та уже устарела, потому что всем давно известно: да, шпионит. Так что рассказывать про фотографирование неких секретных мест, где как бы случайно будет сидеть покемон — это устаревшее мышление и есть. Реальность куда многограннее.

Анонимности больше нет: смиритесь

Давайте примем как факт, что тайны частной жизни у нас давно уже нет. Где-то с момента запуска Google у нас пропала анонимность поиска, где-то с момента запуска Gmail — анонимность почты, а с момента запуска Android пропала анонимность вообще всего, связанного с личной жизнью. На современном рынке нет такой системы, веб-сервиса или приложения, которые не стремились бы собирать, обрабатывать и хранить максимальную информацию о пользователе для самых разных целей. Это факт, и с ним невозможно спорить.

Более того, в современном мире от сбора информации невозможно скрыться.Facebook через кнопку "лайк" отслеживает посещение вообще всех страницпользователем, имевшим несчастье ввести свой логин FB в этом браузере. Google расставляет маячки на страницах, браузерах, сайтах, рекламных баннерах, отслеживает посещения страниц через свою систему показа рекламы. Любой сервис отслеживает информацию о том, что пользователь в нём делает, и потом пытается её продать. И так делают все: хотя детали могут немного различаться, а процесс у всех организован немножко по-разному, но общее направление понятно.

 

 

Фото: © Flickr/Michael Landers

 

Причём тут нужно учитывать, что активно рекламируемые приёмы анонимности Сети работают… скажем так — иногда и по чуть-чуть. Полную анонимность в Интернете они вам не дадут. Например, самый известный (а кто его активно пиарит в этом качестве?) инструмент анонимности в Интернете — сеть Tor. Нам рассказывают, как сложно её взломать и что для снятия анонимности сети педофилов понадобилось больше года — но это больше похоже на дымовую завесу. Функционирование и развитие сети Tor в значительной степени финансируется структурами армии США, а это не те ребята, которые делают что-то из альтруистических соображений. Скажите, вы верите, что структуры Правительства США с их стремлением всё контролировать, будут финансировать создание сети для анонимного обмена данными и при этом не предусмотрят лазейку для себя? Вот и я не верю.

Поэтому давайте раз и навсегда примем, что без специфических и оченьсерьёзных мер, недоступных обычному пользователю, анонимность в Интернете соблюсти не удастся. При этом стоит один раз проколоться (например, проверить свою обычную почту из анонимной сессии), и очередной ваш анонимный идентификатор со всей историей действий попадёт в папку с накопленными о вас данными, где фигурирует и фамилия, и имя, и адрес, и паспортные данные. Компьютерные системы опять будут знать о вас всё.

А уж кто сможет воспользоваться этой информацией — вопрос и вовсе тёмный. Не стоит верить многочисленным заявлениям международных корпораций и решениям американских судов. АНБ и ЦРУ имеют полномочия по сбору любой информации о зарубежных гражданах или о действиях за рубежом без всяких судебных решений и без необходимости перед кем-либо отчитываться. В слежке за американскими гражданами (которая формально запрещена без судебного ордера) они себя тоже особо не стесняют. Ну а если вспомнить про особые отношения Google и американского правительства, о чём неоднократно говорилось во взломанной переписке (в т. ч. с Хилари Клинтон), то строить иллюзии о защите личной информации станет совсем сложно.

В общем, если у вас Google Android, то Google знает о вас всё. Если iOS, то о вас знает всё Apple, но и Google тоже знает немало — поиск-то всё равно их. Если у вас Windows Phone, то о вас всё знает Microsoft (и Google), но этот вариант на грани статистической погрешности, да и игры Pokemon Go там вёе равно нет, поэтому его сейчас не берём. В этой ситуации тратить деньги на ещё один шпионский инструмент вряд ли имеет смысл.

Но всё равно в мозгу остаётся заноза — что-то с этой игрой не так. Что же тогда? А вот что.

Зачем ИТ-компаниям собранная информация?

Информацию о пользователях собирают не просто так, а в расчёте на дальнейшее коммерческое продвижение — чтобы продать тому, кто готов за неё заплатить. Для этого её необходимо обработать, и чем выше степень обработки, тем лучше. Но чем больше собираешь информации о пользователе, чем больше понимаешь, чем он живёт и как думает, тем больше соблазн попытаться повлиять на его поведение в нужную тебе сторону.

 

Для автора вопрос перешёл из теоретической в практическую плоскость послепубликации отчёта служб соцсети Facebook (удивительно, как они его выпустили) о проведённом эксперименте. Суть его была в том, что некоторым пользователям фильтровали новостную ленту — одним подавали в неё больше оптимистических постов, другим — больше пессимистических. И что бы вы думали? Правильно, постепенно и сами эти люди начинали воспринимать мир либо в более оптимистических, либо в более пессимистических тонах. Т. е. манипулируя поступающей информацией, можно управлять настроением человека (если вы сейчас подумали про либеральные СМИ с их хором "в стране всё пло-охо", то да, это оно), а в дальнейшем человек переходит в режим самоподдержки: начинаетсамостоятельно фильтровать информацию, обращая внимание на те новости,которые соответствуют его душевному настрою. Учитывая предоставляемыелюбыми соцсетями возможности по фильтрации информации, человек рано илипоздно (и надолго) оказывается в своём мирке с отфильтрованными источниками информации, который имеет довольно слабую связь с объективно существующим миром за окном.

В общем, примем за факт № 2: поисковая выдача, соцсети и пр. борются за право не просто поставлять нам информацию и мнения, но и влиять на наше состояние и настроение в нужную им сторону. При этом интерес у них всегда в конечном счёте коммерческий: за эти манипуляции они рассчитывают получить финансовую выгоду. А вот от кого — это уже второй вопрос. Это может быть кто угодно, начиная от производителя туалетной бумаги со смывающейся втулкой (неудержимое счастье для всей семьи!) и до некоего международного демократического фонда, поддерживающего одного известного функционера. Политика и экономика в современном мире тесно переплетаются, так что политические манипуляции — это тоже заказы, которые оплачиваются весьма щедро.

Вот вам практический пример. Когда автор регистрировал новый аккаунт в ЖЖ, ачерез короткий промежуток — в Facebook, то вначале настойчиво предлагали в друзья Навального, Волкова и прочих оппозиционеров. По мере изучения моего поведения автоматические механизмы немного одумались, но если бы я был новичком в соцсетях, то изначальный круг общения был бы сформирован роботом из деятелей оппозиционной тусовки и повестка дня формировалась бы исходя из их приоритетов.

Следующий шаг: управление поведением

Итак, мы уже умеем собирать огромный массив информации о человеке, мы уже умеем влезать к нему в голову и изменять его мировосприятие в нужную сторону. Пора переходить к следующему шагу: как манипуляцией заставить человека делать то, что нам нужно, в реальном мире?

Твиттерные революции показали, что и это вполне возможно. Но это разовые, уникальные и глобальные события, в накачку к каждой из них необходимо вкладывать большое количество уникальных усилий и ресурсов (хотя и там пытаются унифицировать для экономии). А управлять поведением хочется каждый день.а мой взгляд, одним из явных прорывов в этом направлении стали социальные сети типа Foursquare. Foursquare начиналась с классической пассивной фазы сбора информации о физических перемещениях и предпочтениях пользователя. Постепенно её стали переводить в активную фазу, превращая меряние чекинами в игру-соревнование, которое позволяло бы влиять на поведение людей. "А давайте пойдём в заведение А, мне надо там зачекиниться, чтобы получить бонус".

Pokemon Go — следующий шаг в этом глобальном эксперименте. Теперь сутьвиртуальной игры в том, чтобы ногами перемещаться по физическому миру впоисках виртуальных штук, а виртуальные правила тесно интегрированы вреальную жизнь, но при этом поставлены выше реальной жизни.

Pokemon Go и поднятая истерика в СМИ, помимо всего прочего, внедряет новые схемы поведения в общественное мнение. Если раньше беготня толпы в три часа ночи по пустому парку, либо люди, собирающиеся на заднем дворе жилого комплекса возле помойки, вызывали обоснованные сомнения в их умственной полноценности, то сейчас всё это выглядит важным и нужным: "Ты что, там же редкий покемон!". Причём благодаря волне в СМИ даже те, кто не собирался и не собирается играть в эту игру, оказываются в курсе дел. И при виде очередного индивидуума, бредущего через дорогу, уставившись в смартфон, уважительно шепчутся "чертей гоняет… это щас модно…".

Грустные выводы

Итак, что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем активно идущий эксперимент по управлению поведением отдельного человека с возможностью собирать этих отдельных людей в толпы в нужных местах и в нужное время. При этом идут они сами, добровольно и с песней. Плюс в предложенную платформу встроена готовая модель коммерциализации как в виртуальном ("купи покемона"), так и в реальном ("тусуйтесь здесь!") мирах. Наконец, мы имеем активную работу с общественными мнением, когда поиск виртуальных объектов в реальном мире (и вообще превосходство виртуальных правил поведения над реальными) начинает рассматриваться как адекватное поведение.

Pokemon Go рано или поздно всем надоест. А вот инструментарий, накопленные данные и аналитика — останутся. И в следующий раз будет запущено что-то ещё — какая-нибудь дьявольская комбинация квестов, Foursquare и бог знает чего ещё. Она будет удачно вносить видимость смысла в пустую жизнь, не оставляя времени притормозить и обдумать, она будет ещё глубже вбивать мысль о том, что виртуальные ценности и приоритеты важнее реальных, она будет… да, она будет управлять людьми, т. е. заставлять их делать то, что не нужно им, но нужно организаторам игры. При этом виртуальный мир очень легко перезагрузить, перезагружая и систему правил поведения для игроков. Хоть раз в неделю.

 

Кадр из фильма "Бэтмен навсегда" Фото: © Kinopoisk
 

Кадр из фильма "Бэтмен навсегда" Фото: © Kinopoisk

 

В общем, технологии управления обществом всё больше совершенствуются, уже переходя от управления настроением к управлению физическим поведением в реальном мире. Параллельно идёт процесс так называемой "дебилизации" населения, когда у людей отнимают возможность учиться логике и абстрактному мышлению: т. е. они даже не осознают и не понимают, что ими управляют, куда уж там предпринимать шаги для противодействия.

P. S.

Пока это не очень заметно, но в допинговом деле мы сталкивается примерно с тем же: с виртуализацией сторон, доказательств и решений. Решение формируется не на основе доказательств (их нет), а на основе общественного мнения, а общественное мнение формируется на основе просчитанной и продуманной системы вбросов, которые построены так, что формируют эмоциональное восприятие без предоставления фактической информации.

И для большинства людей этого становится достаточно. Сейчас мы воочию наблюдаем следующий этап: виртуальные ценности (реальных доказательств нет, но есть виртуально сформированная модель эмоционального восприятия) начинают влиять на реальную жизнь: мировые спортивные организации принимают решения не на основе фактов, а на основе сформированных эмоциональных суждений. Будущее наступило — только вот хорошее ли оно?

Категория: Информационная война | Добавил: Михаил (22.07.2016)
Просмотров: 30
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]