http://www.inosmi.ru/world/20120619/193815356.htmlИзучая данные
Евростата и базы данных таких организаций, как Всемирный банк и МВФ, я
был поражен тем, какие слабые показатели демонстрировали новые
страны-члены ЕС с 2007 года. Это неожиданно, нелогично, возможно, даже
подозрительно, что показатели этих государств с момента начала
мирового финансового кризиса - значительно хуже, чем у России.
В своих предыдущих статьях я однозначно указывал на то (здесь я
повторяюсь, чтобы меня не поняли превратно), что это объясняется отнюдь
не превращением России в какой-то мощный экономический локомотив. На
самом деле, рост в России в послекризисный период заметно ниже, чем до
кризиса, и Кремль сам неоднократно и открыто заявлял о том, что для
сохранения политической стабильности и оправдания надежд простых
российских граждан ему необходимо ежегодно увеличивать темпы роста как
минимум на 1-2%. Однако, если посмотреть на данные МВФ по реальному ВВП,
то мы увидим, что, хотя Россия не обогнала все до единой страны
Центральной и Восточной Европы, показатели у нее лучше многих. После
этого можно оценить цифры безработицы за 2011 год, которые предлагает
Евростат и Росстат, и которые тоже - в пользу России. Похоже, что
методика подсчетов Росстата - менее строгая, чем у Евростата. Однако,
здесь необходимо отметить следующее.
Во-первых, Росстат дает общую оценку безработицы, а не известную
своей ненадежностью цифру по количеству людей, претендующих на пособие
по безработице. Во-вторых, существенная разница в показателях по России и
другим странам Восточной Европы говорит о том, что это - не какая-то
там статистическая погрешность. В-третьих, собранные мною данные
(включая то обстоятельство, что в Россию в массовом порядке продолжают
ехать трудовые мигранты из бывших советских республик) говорят о том,
что ситуация с занятостью в России после очень серьезного ухудшения в
2008-2009 годах существенно улучшилась и продолжает сохранять свою
позитивную направленность. Да, общество все больше недовольно Кремлем,
но недовольство не распространяется на вопросы безработицы, а связано с
вопросами выборов, действий полиции и судов.
И наконец, можно
посмотреть на цифры промышленного производства, предоставленные
Евростатом и ОЭСР. Здесь следует рассматривать более длительный период
времени - во-первых, потому что эти данные легко доступны, а во-вторых,
потому что они рассказывают весьма интересную историю.
И вот
здесь ситуация с Россией, скажем так, скучная. Она не отстает и не
лидирует, а твердо и уверенно идет в середнячках. Ну, слово «середнячок»
не очень впечатляет, но подумайте о тех странах, с которыми ее
сравнивают. Все они - либо члены Евросоюза с хорошей репутацией, либо
(если говорить о Хорватии) страны, которые скоро вступят в ЕС. Короче
говоря, это те государства, которые добились значительного прогресса в
либерализации экономики и политики, и это - такой прогресс, которого
Россия не добьется при любом правдоподобном сценарии. В России в тот же
период времени наблюдалась политическая стагнация и даже регресс. Может
ли кто-нибудь, оценив все эти данные, сказать, что Россия поплатилась за
свое движение в антидемократическом направлении? Я точно не могу.
На
самом деле, больше всего беспокоит то, что некоторые из этих стран
после вступления в ЕС не наблюдают у себя существенного роста. То, что
должно было стать устойчивым экономическим процветанием, превратилось в
продолжительный застой. А это - исключительно опасно. Как демонстрирует
исторический опыт самой России, если у людей «демократия» начнет
ассоциироваться с «экономическими невзгодами», то появятся все шансы,
что сама демократия лишится своей легитимности. Насколько близка такая
опасность? Не очень, если не считать Венгрию. Демократические институты в
регионе, слава Богу, действуют довольно успешно и активно. Пока.
Однако, общие прогнозы для периферии еврозоны на следующие несколько лет
по-настоящему мрачные: режим строгой экономии, замедление роста,
увеличение налогов, сокращение пенсий, а также общая экономическая
непривлекательность. В такой ситуации можно со временем ожидать
серьезного ослабления демократических институтов и норм, а это станет
несомненной катастрофой для жителей региона.
Оригинал публикации: How Russia and Central and Eastern Europe Fared After the Financial Crisis