Главная » 2013 » Февраль » 10 » К сенсации авиавыставки - российско-индийской гиперзвуковой ракете
05:57
К сенсации авиавыставки - российско-индийской гиперзвуковой ракете
  Александр Горбенко

В Индии проходит авиационная выставка «Aero India — 2013». Сенсацией выставки стала демонстрация модели гиперзвуковой ракеты «Брамос-2». Это новая российско-индийская разработка, ведущаяся совместным предприятием «BrahMos Aerospace». Предприятие организовано для выпуска в Индии нашей противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Экспортная версия этой ракеты называется «Яхонт», а производимая в Индии — «Брамос» (отличается от экспортной версии большей дальностью и адаптацией к индийским системам управления стрельбой).

О том, что сотрудничество с Индией в области ракетного оружия будет развиваться дальше — известно давно. Давно известно и о том, что новая ракета «Брамос-2» будет гиперзвуковой. Но до демонстрации её модели, известно было мало. Согласно официальным заявлениям, её скорость будет превышать звуковую в 5 – 7 раз. Однако к этой информации многие относились скептически — сбивало с толку название, сохранившее преемственность с первым детищем совместного проекта. Многие считали, что «Брамос-2» станет только улучшенной версией «Оникса», но уж никак не прорывным оружием будущего. И только теперь, при взгляде на внешний вид ракеты, становится очевидно, что она — не усовершенствование старой, а полностью новое оружие.

Разработкой «Брамос-2», так же как и «Оникса», занимается «НПО Машиностроения», делясь своими наработками в рамках совместного предприятия. То, что модель продемонстрировала индийская сторона — вполне закономерно. У нас традиционно стараются поменьше афишировать новейшие военные разработки, особенно в передовых областях, тогда как за рубежом принято громко рекламировать свои достижения. Для Индии демонстрация модели — лишний повод заявить о своем оборонном и промышленном потенциале. Мы же достаточно сдержаны в подобных вопросах, поскольку предпочитаем не пугать потенциального противника, а готовить ему сюрпризы.

Теперь о самой ракете. Она относится к новому поколению ракетного оружия, которое называется гиперзвуковым. От сверхзвукового оно отличается скоростью. Если сверхзвуковая ракета способна совершать полет, лишь немного превышающий скорость звука (тот же «Оникс» - в два с половиной раза), то гиперзвуковая ракета должна лететь со скоростью в разы превышающей скорость звука (от 3 до 8 и более). Такая скорость делает перехват ракеты крайне сложным делом, и увеличивает её кинетическую энергию, то есть, поражающую способность. Американцы считают гиперзвуковое оружие стратегически важным. По их представлениям, в будущем обладание таким оружием будет определять военное превосходство.

Впрочем, успехи американцев стоит считать пока скромными. В США существует несколько программ создания гиперзвукового оружия. В рамках концепции «быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike — PGS, он считается альтернативой применения ядерного оружия в военных конфликтах) разрабатывается ракета Boeing X-51, которая имеет большое внешнее сходство с «Брамос-2». Из трёх испытаний Х-51 только первое признано условно успешным (когда из-за сбоя в канале управления, пришлось отдать команду на самоуничтожение). Два последующих пуска — провалились полностью. В начале этого года планируется четвёртый пуск, от которого зависит продолжение работ над проектом.

Программа «HyFly» предусматривала создание противокорабельной гиперзвуковой ракеты морского базирования. На данный момент выполнено несколько испытательных пусков, результат которых н известен. Впрочем, в этой программе предусмотрено получение только «демонстратора технологии», то есть, образца предшествующего настоящему оружию. Такая формулировка избавляет от констатации провала в случае неудачных испытаний — ведь создается только демонстратор каких-то технологий, а не полноценное оружие, которое должно попадать в цель. Другая программа — RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike) должна была выдать ракету для поддержки сухопутных войск на приморских направлениях. Эта программа уже закрыта, видимо, не принеся ощутимого результата. Даже менее амбициозная программа LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) свёрнута в части создания противокорабельной сверхзвуковой ракеты из-за непомерных затрат (оставлен вариант дозвуковой ракеты, первый полёт которой состоится в этом году).

Стоит заметить, что наши достижения в области сверзвуковых и гиперзвуковых видов оружия — вполне реальны (подробнее описывалось в статье «Оружие на новых физических принципах: мифы и реальность. Часть 3: Русская гиперскорость»). Это связано с успешными разработками в области прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). Они стояли ещё на таких отечественных ракетах, как зенитная 3М8 комплекса «Круг», на противокорабельных Х-31, 3М-80 «Москит» и 3М55 «Оникс». 

 

Использование ПВРД в ракетной технике, дает ей преимущество по массе и габаритам перед ракетами с обычными реактивными двигателями. Обычная ракета несёт в себе и горючее, и его окислитель (даже обычный порох, это смесь горючего вещества с окислителем). ПВРД же использует в качестве окислителя атмосферный кислород. Прямоточным он называется потому, что воздух сжимается в нем не компрессором (турбиной, как в турбореактивных двигателях) — а самим потоком воздуха, набегающим с огромной скоростью на воздухозаборник. То есть, поток воздуха, который превращается в реактивную струю — почти прямой. Это делает ПВРД и, следовательно, ракету, оснащённую им, проще, надёжней и дешевле, ведь в ПВРД практически отсутствуют подвижные части и сложные в изготовлении и дорогие турбины. Согласитесь, для ракеты, применяемой в атмосфере, то есть летящей в окислителе, тащить его ещё и внутри — несколько расточительно.

Между тем, создание надёжного и эффективного ПВР вовсе не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Не зря же успехи американцев в этой области так скромны. Высокие скорости полёта требуют уникальных материалов, сочетающих требуемые механические свойства и устойчивость к высоким температурам. Кроме этого, прямой тракт и огромная скорость потока воздуха, делает крайне сложным процесс его смешивания с горючим и сам процесс горения. Если у нас эти вопросы прорабатывались наукой с 60-х годов (в том числе, Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН), то американцы занялись этими исследованиями сравнительно недавно. Даже французы имеют то, чего нет у американцев — серийную крылатую ракету с ПВРД — ASMP, хотя, конечно, не гиперзвуковую.

Мы прошли стадию испытаний прототипов гиперзвуковых летательных аппаратов с ПВРД (на которой так спотыкаются американцы) — ещё в прошлом веке. Сейчас для нас (и для индийских партнеров, ликвидирующих с нашей помощью технологическое отставание) —наступает стадия создания действующих образцов. Например, о готовящихся испытаниях аппарата, скорость которого в 15 раз превышает скорость звука, специалисты ЦИАМ говорили ещё в 2004 году. Трудно сказать, какие ещё программы реализуются у нас, хотя демонстрация российско-индийского образца, позволяет получить представление о некоторых работах. Наш подход к раскрытию информации трудно назвать рекламным, но он имеет веские основания. 

Отрадно, что нам удалось не растерять научный задел, накопленный трудом поколений советских людей. Не менее отрадно, что наши шансы на обладание военным превосходством выглядят гораздо лучше, чем у некоторых других государств, на это превосходство претендующих. И дело здесь не в зависти или амбициях. Просто наше военное превосходство — гораздо менее агрессивно.

http://www.odnako.org/blogs/show_23714/

Категория: Как надо. | Просмотров: 457 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]