Главная » 2010 » Июль » 1 » Игумен Филипп о советской эпохе
19:46
Игумен Филипп о советской эпохе




Игумен Филипп (Симонов), заведующий кафедрой церковной истории истфака МГУ, заместитель председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ, профессор, начальник инспекции контроля за Центральным банком Российской Федерации Счётной Палаты РФ:


"...в советский период в России было то, что во всем мире называют «завоеваниями рабочего движения». ...Что это за завоевания? Это - то, к чему мы в советское время настолько привыкли, что считали само собой разумеющимся. И внимания на это не обращали.

Это - гарантированная занятость и 8-мичасовой рабочий день, соблюдение которого контролировалось профсоюзами (и теперь на Западе, кстати, ни один профсоюз не допустит неконтролируемых переработок, а если о них будет достигнуто соглашение с работодателями, то оплата за переработанные часы будет повышенной, иначе - забастовка).

Это - бесплатное общедоступное образование (удивительно: у нас ратуют за платность образовательных услуг именно те, кто получил в советское время бесплатное образование; и, надо думать, это было не очень плохое образование, раз оно дало им базу для занятия ныне руководящих постов в государстве). Причем качество этого образования было довольно высоким - по крайней мере, мне, например, оно дало основание преподавать в одном из английских университетов в 90-е годы. И никто там не усомнился в моей квалификации. Многие мои родственники и знакомые, с этим самым советским образованием, качество коего у нас нынче ставят под сомнение и проводят различные эксперименты по совершенствованию, прекрасно работают многие годы в Европе и в США.

Это - трудовое законодательство, охранявшее права работника (которое, кстати, так не по душе сегодняшним российским работодателям, о чем они в этом году заявили открыто в лице М.Прохорова, например).

Это - оплачиваемые больничные листы (причем - в объеме 100% заработной платы после 10 лет трудового стажа). Для нас эта роскошь закончилась в 2004 г. с принятием 122-го закона.

Это - система профессионально-технического образования, готовившая кадры рабочих специальностей. И были квалифицированные слесари и токари, которых сейчас днем с огнем не найдешь на смену тем выученикам ПТУ, которые теперь начинают уходить на пенсию.

Это - бесплатное здравоохранение, модель которого позаимствовали некоторые западные страны (напомню, в Великобритании, например, здравоохранение - до сих пор государственное и бесплатное, и если вы с туристической визой вдруг там захвораете, вам окажут медицинскую помощь, не спрашивая никакой страховки; а в Испании все местные пенсионеры имеют право на бесплатные лекарства). По крайней мере, никогда не возникало проблемы, можно ли питаться тем, что продается, - на сей случай существовал санэпидконтроль, и никто никого не травил. По крайней мере, безобидный обезболивающий укол в больнице не вызывал незаживающих химических язв (потому что в ампуле оказался не анестетик, а что-то там еще). Была обязательная бесплатная вакцинация - зато не было полиомиелита и оспы. А врачи считали для себя неудобным взять от больного коробку конфет, не то что деньги. Была, кстати, и платная система (кто не помнит - это называлось «Семашко»), и если нужно, можно было туда обратиться.

Был относительный порядок с пенсиями, к которому мы только в самые последние годы начинаем возвращаться. В отличие от 90-х годов, их всегда платили. И даже минимальная пенсия (с учетом уровня цен и картплаты) давала старикам возможность жить (а многим - и детям помогать), а не бегать на подработки до 80 лет.

В общем, было то, что во всем мире называется социальной политикой и социальной ответственностью государства. То, что имеет целью воспроизводство производительного потенциала общества.  То, без чего общество начинает постепенно вымирать (что мы сами и продемонстрировали в виде так называемого «русского креста», от которого до сих пор толком не знаем, как избавиться).

То, за что трудящиеся в мире борются, а там, где имеют - предпочитают не отдавать даже под предлогом кризисов и иных политико-экономических нестроений.

Было, кстати, и понимание того, что всё общество не может существовать только торговлей и сферой услуг. Нужно, чтобы кто-то что-то производил, чем потом можно торговать. Нужна собственная производственная база, потому что всего за границей не купишь - хотя бы по причине экономической безопасности государства, о которой у нас стали вспоминать только после 2000-го года. Да и в это время находились еще деятели (и сейчас здравствующие) которые говорили абитуриентам: зачем-де вам идти в какой-нибудь сталелитейный институт, где вас 5 лет будут учить производить какой-нибудь никому не нужный прокат, - идите к нам, и мы за 4 года сделаем из вас классных менеджеров. И ни о кого из них даже мысли не возникало: а чем должны управлять эти менеджеры? реализацией импортных, не очень качественных продуктов в торговом зале, принадлежащем иностранной компании?

А еще, кстати сказать, - несмотря на все помянутые инсинуации Хрущева, - была и Церковь. И путь кто хочет говорит, что-де была она какая-то не такая, «красная» и проч. Я сам с малолетства  в этой Церкви - и не замечал как-то никакой особой «красноты», и порядка в ней было существенно больше, чем сейчас на некоторых приходах. Из этой Церкви - большая часть современного священноначалия, включая постоянных членов Св. Синода. «Врата адовы» не одолели ей - может быть, по той причине, по какой Златоуст в свое время сказал: «Церкви необходимо быть гонимой». И в 90-е годы народ пошел в открытые после советского пленения двери именно этой Церкви - а никакой другой, хотя предложений было множество: ну, не привык наш народ к религиозным «услугам», он в Церковь жить приходит, с Богом общаться, а не услуги получать!.. И именно эта Церковь начала то, что современные flores eloquentia именуют «вторым Крещением Руси». В этой Церкви, в коей нас крестили наши родители в 50-е - 60-е годы, нас и рукополагали наши архиереи. Именно она нам - Мать, потому что Бог нам - Отец: не вчера мы крестились, чтобы сегодня бегать по миру в поисках себе «родителей».

И мне кажется, что замазывание советского периода одной только черной краской - это некий сознательный идеологический маневр, цель которого - полностью снять с государства социальную ответственность, ответственность за воспроизводство нации и ее производственного потенциала, объявив всё это исключительно «пережитками коммунистической (или - «совковой») идеологии».

То, что в прошлом было полезного для народа, - это историческое наследие, от которого вряд ли нужно отказываться «за просто так», просто потому, что кому-то этого очень хочется. В этом, видимо, и есть трезвость по отношению к прошлому
"

Категория: Истина | Просмотров: 376 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]