Главная » 2010 » Октябрь » 21 » Белорусы – лидеры в области экономических преобразований
07:52
Белорусы – лидеры в области экономических преобразований


http://2000.net.ua/2000/forum/sosedi/69519

Успешные государственные и политические проекты во всех своих проявлениях – лидеры, механизмы, команды – отличаются от неэффективных одной важной чертой: что бы они не делали, у них получается хорошо. Три года назад в Беларуси, пострадавшей от «газовой атаки» побратимов по Союзному государству, во многом вынужденно начались либеральные преобразования. Теперь Минск демонстрирует – строить современную рыночную экономику он умеет не хуже, чем государственный социализм.

Процветание и наказание

В рейтинге Doing Business («Делаем бизнес») за 2010 год, который публикует Мировой Банк, Беларусь заняла 58-е место (в 2006-м – 129-е), обогнав Китай, Польшу, Испанию и ряд других зажиточных и динамичных государств. Создается впечатление, что Беларусь, пройдя в 1991-1994 гг. эпоху турбуленции, избрав президентом молодого Лукашенко – вернулась к строительству «социализма с человеческим лицом» (конечно, в гораздо более тяжелых условиях, нежели СССР при Горбачеве) и завершила этот этап, причем в силу внешних факторов ускоренно. Теперь Минск довольно успешно демонстрирует, что «умеет делать бизнес» (связи с чем задумываешься – а не следовало бы так поступить и тогдашнему руководству КПСС – или оно преследовало «перестройкой» иные цели?).

Даже у традиционно прозападной части киевской элиты начал смещаться «прицел» в оценках белорусской ситуации. Скромные и стильные интерьеры кабинетов молодых белорусских министров – весьма вероятно, составленных из продукции национального производителя – прозрачный сигнал для украинских государственных мужей.

Тем же, кто давно с симпатией следит за новостями с севера (еще до «Нового курса»), есть что рассказать о стране-лидере среди восточнославянских государств. Структура промышленности РБ вызывает здоровую зависть у любого экономиста – настолько она сбалансирована и ориентирована на внутренний рынок: пищевая промышленность – 17%, топливная (моторные топлива и смазочные масла) – 17%, химическая и нефтехимическая (минудобрения, лаки, краски, автомобильные и тракторные шины) – 11%, легкая – 3,2%, заготовка иобработка древесины – 2,6%. При этом – черная металлургия составила 3,7%, строительные материалы – 3,9%, машиностроение и металлообработка – 19% (половина выпуская – грузовики, вагоны и сельхозтехника), 6,9% – производство электро- и теплоэнергии. На оборонные нужды, предположительно, отводится около 19% от общего объема выпуска промышленной продукции. В кризисные для мирового рынка периоды именно такая структура наиболее устойчива. Важно и то, что в Беларуси созданы сбалансированные межотраслевые цепочки – в первую очередь, это сельское хозяйство/минудобрения/пищевая промышленность, высокоразвитый АПК Беларуси полностью покрывает нужды промышленности в сырье. Такие цепочки существуют и в других основных отраслях экономики, это плод целенаправленной государственной политики.

Помнится, когда процесс реформ только начался, новая политика, серьезно ограничившая льготы, вызвала глухое раздражение. Но Александр Лукашенко был тверд – мол, зарплаты и пособия в республике достойные. И оказался прав – несмотря на определенное усиление давления, белорусы настолько комфортно чувствуют до сих пор, что в частный сектор не особенно и тянутся. Зато те, кто рискует, заносит в местную администрацию лишь заявление, устав предприятия и копию платежных ведомостей об уплате госпошлины. Обычно на следующий день – пакет готовых документов в руках.

Само по себе упрощение регистрации – это, конечно, лишь малая часть новой экономической политики. Реформы в два раза сократили количество проверок, проверки новых предприятий чаще чем раз в два года запрещены, ежегодно сокращается (и существенно – почти в разы) перечень лицензий.

И местные, и иностранные бизнесмены в один голос уверяют – коррупции в Беларуси нет, и это самая сильная ее сторона. Белорусский чиновник боится прикоснуться к конверту – тем более, что и сам взяткодатель, как следует из практики, скорее всего, загремит в тюрьму и будет, если позволяет уровень доходов, не столько сидеть, сколько компенсировать моральный ущерб облику страны строительством объектов социальной инфраструктуры. А вот чиновнику сложнее – взятка в особо крупных размерах является прямой дорогой в колонию строгого режима лет на 15 с конфискацией имущества.

Беларусь быстро догоняет Запад

По мнению экономистов, потребительский комплекс Беларуси производит практически все товары и услуги, необходимые для повседневной жизни человека. Но отчасти такой эффект достигнут благодаря т.н. «скрытому полуизоляционизму». Хотя и он объясняется скромными валютными резервами – фактически, валюта расходуется на новое оборудование и, конечно же, энергоносители.

Нельзя не «восхититься» гением или глупостью (зависит от того, в чьих интересах действовали эти инициаторы) тех, кто добился перехода на расчеты в СКВ в торговле энергоносителями на постсоветском пространстве в начале 90-х. Де-факто, именно этот шаг окончательно обусловил крах промышленности и сельского хозяйства, подчинил в дальнейшем развитие этих территорий целям наращивания экспорта сырья. Беларусь является последним (или первым?) форпостом здорового хозяйствования, страной, в которой отставшая советская модель на самом деле была реформирована и вписана в контекст современной части Европы.

Хочу отметить любопытную черту белорусских перемен – там стараются брать с Запада не только лучшее, но и по возможности обгонять. Так, перед выборами нового американского президента я смотрел британское ток-шоу «Hard Talk» («Суровый разговор»), где ведущий программы и эксперт из Вашингтона согласились с тем, что одним из важнейших вопросов американской и, впоследствии, британской избирательно кампании станет огромная разница зарплат между руководителями и обычными работниками предприятий.

Так вот в Беларуси директор не может получать в восемь раз больше, чем составляет средняя зарплата в компании. Более того, власть постоянно отслеживает ситуацию с индексацией зарплат – люди не должны страдать от инфляции. У нас об индексации давно не заикаются Вот ведь, оказывается, можно и либеральные реформы проводить по-человечески, если проводить именно реформы и в интересах общества.

Кстати говоря, активной приватизации Беларусь не проводит – продали несколько банков да три пивоваренных завода. Крупному системному инвестору могут пойти и на уступки, если он согласен с рядом условий (сохранение социальной инфраструктуры и специализации предприятия), зато открывать новые предприятия гораздо легче, чего и добивается власть. Тем более, что по скорости регистрации иностранно компании в нынешнем году Беларусь на третьем месте после Канады и Грузии (7 дней).

Правительство стимулирует местного и иностранного инвестора также налоговой либерализацией– при этом заметим, налоговая система северных соседей была консервативнее нашей (что не мешало им процветать и до реформ). Но радикализмом в Минске и сейчас не страдают – подоходный налог (ранее существовал в рамках 9-30%) унифицирован со ставкой 12%, со следующего года налог на прибыль для предприятий уменьшен на 2-4% (до 24%), разве что на 50% снижена ставка налогообложения дивидендов для юрлиц. Принят новый налоговый кодекс.

Роскошь при этом в Беларуси откровенно не приветствуется – ни среди чиновников, ни среди предпринимателей, ни «Кадиллаков», ни яхт. А то налоговая заинтересуется – при том, что исковой давности в законодательстве нет. При средней зарплате в 377 долларов белорусы чувствуют себя довольно уверенно, ведь де-факто курс Лукашенко в 1994-2007 гг. сформировал мощный средний класс без нуворишей и олигархов. А в странах с современной европейской ментальностью паразитарная роскошь вызывает лишь недоумение и раздражение.

За 2007-2009 гг. в страну пришло 21,2 млрд. долл. зарубежных инвестиций, что в три раза больше, чем в 2004-2005 гг. Основные инвесторы – Россия и Швейцария, растет доля США и стран Прибалтики. Главные направления – автомобилестроение, машиностроение, производство дизельных двигателей. Для сравнения – приток инвестиций в нашу страну почти в три раза меньше за тот же период.

За последнее время в страну пришли такие бренды в сфере гостиничного бизнеса и строительства крупных объектов, как Radisson, Kempinski, Hyatt. Льготные условия налогообложения действуют в СЭЗ (а это малые города с населением менее 50 тыс.) и парках высоких технологий – например, фирмы с иностранным капиталом пять лет не платят налог на прибыль, а затем платят лишь половину.

Завершение в пределах видимости

Главное, впрочем, в том, что власть гарантирует стабильность и законность по всей стране – СЭЗ не выделяются в какие-то «белые пятна». Вспомним, сколько инсинуаций и скандалов окружало – может быть, и не заслуженно – деятельность украинских СЭЗ, ТПР и технопарков. В первые два года работы предприятия налоговая не имеет права его проверять. В ближайшем будущем будут ликвидированы все налоги с выручки, и этому можно верить, поскольку власти уже отказались от целевых налогов с оборота и разнообразных мелких сборов.

По сути, в следующем году либерализация фискальной и разрешительной системы будет завершена. А если еще учесть, что в нынешнем году республика закончила 5-летнюю программу преобразований в сфере сельского хозяйства, то последовательностью и добросовестностью можно только гордиться. Кстати, те, кто побывал на белорусских фермах и пробовал белорусскую продукцию – знает, что Александр Григорьевич отнюдь не преувеличивал, рассказывая о растущем агроимпорте готовой продукции в наиболее развитые страны ЕС.

Звучит, конечно, с нашей кочки – фантастически. Но для тех, кто наблюдает за Беларусью много лет подряд – этот успех новостью не является. Тревожно, конечно, было, когда кликуши, надо думать, те же, которые заказывали фильмы вроде «Крестного батьки», «вдруг» получившие прайм-тайм на ведущих российских каналах?, вещали о «паразитирующей» Беларуси, которая тут же якобы «умрет», потеряв преференции по импорту российского газа. Лучшим ответом этим кликушам служат 1860 предприятий, созданных с российскими инвестициями…

Относительно слабым местом экономики Беларуси является наличие производств, мощность которых резко превышает внутренние потребности («МАЗ», «БелАЗ», «Беларусь»), но к чести правительства, оно все эти годы сбивает ноги ради сбыта этой техники, и более-менее с этой задачей справляется. Слабость состоит в том, что через этот канал на Минск можно давить – Лукашенко не может позволить себе потери тысяч рабочих мест, а главное – инженерного потенциала. Другой аспект уязвимости – почти четверть производства республики напрямую зависит от поставок импортных энергоносителей.

Долгое время Минск выменивал нефть и газ на продукцию промышленного производства, но потом бурный рост цен на энергоносители в 2004-2008 гг. обессмыслил эту схему. Россия требует оплату в американских дензнаках или включения прибыльных активов, судьба которых, в таком случае, с оглядкой на опыт строительства капитализма в России – будет очевидной. Москва проводит жесткую линию на защиту своих национальных интересов, интересов российского правящего класса – и тут упрекнуть ее не в чем.

Правда, в таком случае довольно странно выглядит повышенный эмоциональный тон Кремля в обсуждении «белорусской проблемы» – раз имперская, объединительная риторика Россией отброшена, то чего, кроме защиты собственных национальных интересов, интересов белорусского большинства, которому президентство Лукашенко принесло стабильность и благосостояние, можно ожидать от Минска.

Объективность требует, конечно, за что-нибудь поругать Минск – кстати, сам Лукашенко паточной лести не любит. Но за что ругать – придумать сложно! Когда-то было модно «кошмарить» Минск нарушениями прав человека, тоталитаризмом. Теперь ясно, как много в подобных рассуждениях передергивания и субъективизма, «политического заказа», часто служащего целям тайных войн рыцарей «плаща и кинжала».

Сегодня о демократической атмосфере выборов говорят сами лидеры новой оппозиции, например, один из возможных соперников Лукашенко на выборах, директор центра Мизеса, зампред Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук.

Надо сказать, что пристальное внимание российских СМИ и экспертных сообществ к обновленной оппозиции в Минске есть ни что иное, как четкий сигнал – Москва в 2010 году поддерживает противников Александра Григорьевича. Отсюда и новое поветрие – упрекать Минск в неискреннем стремлении к интеграции с РФ.

Однако давление на Беларусь со стороны российских монополий настолько явно не преследует каких-либо государственнических целей (это сродни нашему странному скачку цен на газ, никак не связанному с харьковскими договоренностями), что уже после «Крестного батьки 1 и 2» последние сомнения в том, кто тормозит интеграцию, отпали – это явно не Минск. А скорее те, кто еще летом 2008 года заносчиво говорил «Если у вас нет миллиарда, можете идти в…» Кто, так сказать, «и не сеет, и не пашет».

Патриотизм выигрывает в долгой перспективе

Александр Лукашенко, никогда не теряя достоинства – всегда учился у лучших. Победа над коррупцией – явно из арсенала лидера Сингапура Ли Куан Ю. Опора на собственную промышленность, с целью не дать ей погибнуть ни при каких обстоятельствах – из китайского опыта, как и прагматичное отношение к иностранному капиталу, у которого, по сути, одно ограничение: национальные интересы, состоящие в процветании белорусских граждан.

Конечно, наши северные соседи еще отнюдь не так зажиточны, как финны или датчане, но они ориентируются на эти лучшие образцы. Двадцать залов суперсовременной Национальной библиотеки Беларуси и пиетет, с которым в стране относятся к сфере образования, свидетельствуют – мы имеем дело с государством, не только не допускающим коррупции и мракобесия (кому, как украинцам, не знать, насколько тесно связаны между собой две эти вещи?), но и со стратегическими видами на лидерство в регионе.

Отсутствие коррупции, естественно, придает Минску и уверенности на международной арене – так, как бы не относились мы к свергнутому киргизскому диктатору, но Лукашенко, приютив его, верен своей линии и новое руководство Киргизии с днем независимости не поздравил. Прозрачна и позиция Минска и в отношении новых государств Кавказа – на западе Беларуси компактно проживают поляки.

Можно быть уверенным, впрочем, что в будущем правовая реальность придет в соответствие с геополитической, поскольку Беларусь всегда поступает, сообразуясь со своими национальными интересами, состоящими в защите благосостояния ее граждан. А соседей может поучить, как и зачем надо проводить реформы.

Максим МИХАЙЛЕНКО
Категория: Истина | Просмотров: 395 | Добавил: Михаил
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]